Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением
стоимости общественного
денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и
фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.
Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой
формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы
”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения,
все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со
стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного
общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество
знает о том, как складываются
пропорции в распределении
насколько своевременно финансовые
ресурсы поступают в
субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.
д.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же
экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы
могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая
информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в
бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели
позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты
хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на
устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с
большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием
финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это
обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц
порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и
правил, выполнения финансовых обязательств.
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих
функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации
поставленных целей играет финансовая политика.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие
звенья:
выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на
основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа
состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и
производственных отношений, потребностей населения;
определение основных направлений использования финансов на перспективу и
текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей,
предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы,
возможности роста финансовых ресурсов;
осуществление практических действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая
политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный
на перспективу и
определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки
прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их
использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор
долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике
необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях
экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития
общества путём своевременного изменения способов организации финансовых
связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт
благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя
решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы,
путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей,
позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать
задачи, намечаемые финансовой стратегией.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических
условий. Они должны учитывать
специфику каждого этапа
особенности как внутренней,
так и международной
экономические и финансовые возможности государства.
Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта
предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и
прогрессивных явлений, мирового опыта.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является
соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е.
согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы,
путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого
этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными
частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области
ценообразования, заработной платы.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития
общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать
благоприятные условия для
активизации
Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов
предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в
формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению
эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между
сферами общественного производства, а также их концентрации на главных
направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её
реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том,
что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и
рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению
финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых
направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности
производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии
хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей
со всеми странами мира,
обеспечивая условия для
мероприятий.
Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты
разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика
стабилизации и политика
ограничения деловой
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового
национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая
финансовая политика включает:
— рост государственных
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет,
финансовая политика должна
двигаться в направлении
период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики
государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то
считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было
бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и
сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической
ситуации в государстве,
так как между данными
различия. Например, политика экономического роста может проводиться
государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже
превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как
стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика
ограничения деловой
на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и
применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания
кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное
сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая
формируется на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных
направлений использования
текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики.
Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения
финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические
факторы.
3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается
лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих
ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает
все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к
первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется