Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
2.Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения
в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением -
денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят
от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом
экономических задач.
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными
складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти
денежные отношения объективно
обусловлены и имеют
назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-
правовой стороны налог - это обязательный платёж, поступающий в бюджетный
фонд в определённых законом размерах и установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются
определённые принципы, образует налоговую систему страны.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно
служить барьером на пути социального
обнищания низкооплачиваемых
населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на прибыль
(доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного
хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные учреждения,
осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет
подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён для субъектов
хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный
налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на имущество,
который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и
служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение
плательщика, осознающего себя собственником.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых
является налог на добавленную стоимость, налог с оборота и налог с продаж.
Одновременно с налогом
на добавленную стоимость в
обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные
виды и группы товаров. В систему косвенного обложения включаются и таможенные
пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны
и вывозимые за её пределы.
Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему страны
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор
за парковку автотранспорта
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной
стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от
эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и
от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от
реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.
3.Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в
связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В
расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части
и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций
и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,
получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения
многообразных бюджетных
классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета
могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-
культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки
расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики
на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной
сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие
промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта,
связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам
общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В
государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей стране
бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных,
но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения
нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течении
многих лет была на “втором плане”, заставляя невольно экономить на затратах в
социальной сфере. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину
и экологию, вместе взятые, приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 %
валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до
30 %.
Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы
довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на
оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по
текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ; остальное приходится на долю военного
строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём расходов на
оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения;
при благоприятной международной обстановке они сокращаются. Важную роль в
сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа. Её
подготовка и проведение позволяет с меньшим объёмом военных расходов
качественнее решать стоящие перед армией проблемы.
Расходы бюджета на управление
обусловлены выполнением
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. Совершенствование аппарата управления и
сокращение расходов на его
содержание имеет большое
значение, так как приводит
к высвобождению людских
быть использованы в других отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей
организации управленческого труда, делает руководство общественным
производством более оперативным, конкретным, а потому - более действенным.
Разбалансированность
страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных
расходов и одновременное
повышение эффективности
средств.
4.Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В
нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования,
пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д. Внебюджетные
фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъёма
производства, преодоления
временной стагнации и
явлений.
Внебюджетные фонды - это
форма перераспределения и
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на
экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на
государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные
мероприятия, финансируя их за счёт специально определённых источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги
населению путём выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования