Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Содержание работы

Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 85.02 Кб (Скачать файл)

 

                 

2.Доходы  государственного  бюджета

                 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с

предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в  процессе

формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные  виды платежей предприятий, организаций  и населения

в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением -

денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят

от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями,

складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти

денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное

назначение - мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых

платежей, устанавливаемых  законодательными органами власти. С  организационно-

правовой стороны налог - это обязательный платёж, поступающий  в бюджетный

фонд в определённых законом  размерах и установленные сроки. Совокупность

разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются

определённые принципы, образует налоговую систему страны.

Сегодня налоговая система  призвана реально влиять на укрепление рыночных

начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно

служить барьером на пути социального  обнищания низкооплачиваемых слоёв

населения.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на прибыль

(доход) предприятий. Его  применение вызвано тем, что  в условиях рыночного

хозяйства роль прибыли существенно  возрастает; она становится важнейшим

объектом воздействия  государства. Банки и другие кредитные  учреждения,

осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет

подоходный налог. Налог  на имущество предприятий введён для субъектов

хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные

ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и  др.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный

налог. Подоходное обложение  дополняется взиманием налога на имущество,

который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и

служит своеобразным психологическим  фактором, влияющим на поведение

плательщика, осознающего  себя собственником.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых

является налог на добавленную  стоимость, налог с оборота и  налог с продаж.

Одновременно с налогом  на добавленную стоимость в системе  косвенного

обложения используются также  различные акцизы, устанавливаемые  на отдельные

виды и группы товаров. В систему косвенного обложения включаются и таможенные

пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны

и вывозимые за её пределы.

Налог на операции с ценными  бумагами включён в налоговую  систему страны

впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу  уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники  и персональных компьютеров взимается  с юридических и

физических лиц, перепродающих  указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы  и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право  торговли

(промысловый налог). Сбор  за парковку автотранспорта вносят  водители

автомашин при парковке в  специально оборудованных для этих целей местах.

Граждане, неорганизованно  приезжающие на отдых в курортные  местности без

путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К  ним относятся, с одной

стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от

эксплуатации государственной  собственности, а в условиях перехода к рынку - и

от её продажи юридическим  и физическим лицам, а с другой - поступления от

реализации облигаций  государственных займов и других ценных бумаг.

    

3.Расходы государственного  бюджета

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в

связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его

использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В

расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части

и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций

и учреждений материального  производства и непроизводственной сферы,

получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно

классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две  части: одна связана с развитием  материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка  бюджетных расходов по их общественному  назначению

отражает выполняемые  государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета

могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-

культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки

расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление  экономики

на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной

сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие

промышленности, сельского  хозяйства, капитального строительства, транспорта,

связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам

общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В

государственном  бюджете  сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование

народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей стране

бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального

производства, жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания

населения.

Значительные бюджетные  средства ежегодно направляются на финансирование

социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы

бюджетных расходов в социально-экономических  процессах, количественные

характеристики бюджетных  затрат на эти цели не только далеки от оптимальных,

но и отражают постепенное  ухудшение уровня социального обслуживания населения

нашей страны. Связано это  с тем, что социальная функция  государства в течении

многих лет была на “втором  плане”, заставляя невольно экономить  на затратах в

социальной сфере. По оценкам  некоторых экономистов, на образование, медицину

и экологию, вместе взятые, приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 %

валового национального  продукта, тогда как на военные  цели уходило от 25 до

30 %.

Часть бюджетных средств  государство направляет на оборону. Военные расходы

довольно дорого обходятся  налогоплательщику. Основное место  в затратах на

оборону занимает закупка  вооружений и военной техники; затем  идут затраты по

текущему содержанию армии  и флота, финансированию научно-исследовательских и

опытно-конструкторских  работ; остальное приходится на долю военного

строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём расходов на

оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения;

при благоприятной международной  обстановке они сокращаются. Важную роль в

сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа. Её

подготовка и проведение позволяет с меньшим объёмом  военных расходов

качественнее решать стоящие  перед армией проблемы.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской  функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности. Совершенствование аппарата управления и

сокращение расходов на его  содержание имеет большое народнохозяйственное

значение, так как приводит к высвобождению людских ресурсов, которые могут

быть использованы в других отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей

организации управленческого  труда, делает руководство общественным

производством более оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

Разбалансированность отечественной  экономики, тяжёлое финансовое положение

страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных

расходов и одновременное  повышение эффективности использования  бюджетных

средств.

    

4.Внебюджетные  фонды

 

Внебюджетные фонды выступают  одним из звеньев общегосударственных  финансов. В

нашей стране уже действуют  фонд государственного социального  страхования,

пенсионный фонд, государственный  фонд занятости населения и т.д. Внебюджетные

фонды помогают решать стоящие  перед экономикой задачи обеспечения  подъёма

производства, преодоления  временной стагнации и неустойчивости, кризисных

явлений.

Внебюджетные фонды - это  форма перераспределения и использования

финансирования некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемые

на основе оперативной  самостоятельности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся  на

экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на

государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования,

кредитования отечественных  предприятий; обеспечивать природоохранительные

мероприятия, финансируя их за счёт специально определённых источников и

штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги

населению путём выплаты  пособий, пенсий, субсидирования и финансирования

Информация о работе Финансы и финансовая политика