Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат

Описание работы

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Содержание работы

Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 85.02 Кб (Скачать файл)

социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в  том числе

зарубежным партнёрам, включая  иностранные государства.

Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный

, так и временный характер. Они могут быть разными на  территории государства,

различаясь по административно-территориальным  единицам.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,

обусловливается назначением  фондов, конкретными экономическими условиями и

содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется

на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги.

Внебюджетные фонды могут  выступать инвесторами и участниками  финансового

рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование денежных средств не

совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций

являются дополнительными  источниками финансирования затрат соответствующего

фонда. Внебюджетные фонды  по основным направлениям своей деятельности

освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

    

5. Бюджетный дефицит

 

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся  к

разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет

государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с

бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления  крупных

государственных вложений в  развитие экономики. В этом случае он отражает не

кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование

экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные  сдвиги в

структуре общественного  производства;

б) дефициты возникают в  результате чрезвычайных обстоятельств(войны, крупных

стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и

приходится прибегать  к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал,

неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства

держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он -

явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и

действенных экономических  мер (по стабилизации экономики, финансовому

оздоровлению хозяйства  и т.п.), но и соответствующих политических решений.

За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного дефицита. Он

привёл к быстрому росту  государственного долга, как внутреннего, так и

внешнего.

Основными причинами резкого  скачка бюджетного дефицита в конце 80-х - начале

90-х годов явились:

низкая эффективность  общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических  связей;

нерациональная структура  бюджетных расходов, усиленная стремлением  жить не по

средствам, осуществляя крупные  государственные инвестиции и огромные военные

расходы, оказывая помощь (нередко  безвозмездную) развивающимся странам,

крупные хищения, приписки и  другие уголовные преступления  и т.п.;

неэффективный бюджетный  механизм, не позволяющий государству  использовать его

в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело  к нарастанию

инфляционных процессов  ( нарастание инфляционных процессов существенно

снижает жизненный уровень  населения, ведёт к обострению социальной

напряжённости), поскольку  для покрытия дефицита правительство  систематически

использовало денежно-кредитную  эмиссию.

При выработке стратегии  борьбы с бюджетным дефицитом  необходимо

руководствоваться следующим: бюджетный дефицит - зло, но ещё большим  злом для

экономики и финансов страны является мнимое его устранение путём  чисто

математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения”  экономики её

болезнь переходит в скрытые  формы, бороться с которыми гораздо  труднее;

баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над  расходами не следует

рассматривать в качестве  неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики, это  свидетельствует о неполной загрузки имеющихся

мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о

чём свидетельствует мировой  опыт, не должна превышать предельно  допустимого

размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут

использоваться  разнообразные  формы государственного кредита (как  внутреннего

так и внешнего) и др.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при  разработке

конкретной программы  мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение

доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита,

целенаправленное управление его размером в совокупности с  другими

экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать  финансовое

положение нашей страны, будут способствовать её возвращению  на путь

социально-экономического процветания  и развития.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                              

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика, проводимая

правительством в области  финансов, неоднозначна. Она содержит как

положительные стороны, так  и много отрицательных моментов. Большое, зачастую

негативное воздействие  на нее оказывают политические аспекты  экономических

решений, освобождающих инфляцию и увеличивающих и без того крупный бюджетный

дефицит.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования

сельскохозяйственного, промышленного  и военного лобби. В свою очередь

стремление различных  партий выполнить наказы своих избирателей  любой ценой,

несмотря на всю сложность  экономической ситуации, повышение  расходов на

государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя

на поводу у мощных лоббистских  группировок и почувствовавших  свою силу

субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально

распределяя скудные бюджетные  поступления и тем самым окончательно

нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они

сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все  это,

безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной

политики, общей ситуации в стране, а в конечном   счете — уровне жизни

населения.

Курьезные случаи, когда  еще не полученные кредиты Международного  валютного

фонда уже закладывается  в бюджет, тоже не прибавляет уверенности  в завтрашнем

дне. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную

экономику,  хотелось бы выразить надежду, что  реформы в бюджетной  сфере

окажут свое позитивное влияние  на общее экономическое положение  в стране и

вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями поставят на ноги

отечественную экономику. Мне  также видится, что весомый вклад  в укрепление

экономической базы российского  народного хозяйства окажет частный  сектор

экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные

возможности для роста.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

                   

1) Закон “О федеральном  бюджете Российской Федерации  на 1999 год”. Москва. 5

февраля 1999 г.

2) Проект федерального  закона “О составе и структуре  бюджетной классификации

Российской Федерации”. 11 октября 1994 г. № 1962п-П13.

3)  Бюджетный кодекс  Российской Федерации. 17 июля1998г.           

4)   Булатова А. С.  Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.

5)   Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992.

6) Родионова В. М. Бюджетная  реформа: содержание и проблемы.  Финансы. 1994.

№ 8.

7) Родионова В. М. Финансы.  М.: Финансы и статистика. 1993.

8) Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993.


Информация о работе Финансы и финансовая политика