Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:26, реферат
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области
государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное
осуществление экономической реформы во многом связано с достижением
финансовой стабилизации.
Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода
бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1998
г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых
департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций
Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся
политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и
финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления
средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия,
получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного
дефицита бюджетных ресурсов.
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики
предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития,
постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности,
позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без
непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума
необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части
государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть
спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения
поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования
налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во
втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а
правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов
граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению
налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики.
Таким образом, правильно
функционирующая налоговая
автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с
увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые
в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них
можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты,
включая пособия по
за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда
занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает
давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период
слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем
увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к
снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.
Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы
социального страхования, — по характеру своего автоматического
антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
2. Актуальные для развитых
капиталистических стран
фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на
сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует
фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены
растут, государство выбрасывает
на рынок закупленную ранее
поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в
экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной
экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами
перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания
иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные
юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже
если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к
ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен
вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В
другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к
стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать
привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего
дохода.
Несмотря на, безусловно, полезные способности налоговой системы к
стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на
экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
ситуации, так как, продолжая
изымать часть каждого
налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не
учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие
стабилизатора.
2) Политические и другие
внеэкономические соображения,
пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при
помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики,
несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику,
представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами
и правительственными расходами с целью изменения реального объема
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
—изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
— управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую
политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные
с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики
широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие —
безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую
являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные
примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку
новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень
безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также
освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив
страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что
объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика
вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил
хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть, только
немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное
повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала, проводится лишь
через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности
было заметно уже
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные
органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда
они будут представлены и начнут реализовываться, потребность в них уже
исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.
В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются
неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются
государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство
может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды
инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же
депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.
Однако недостатком
является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно
сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных рычагов,
с помощью которых
финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение
государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие
промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается
следующим макороэкономическим законом: S + M = C + In + Xn
+ G, то есть сбережения
и импорт равняются сумме
чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In
приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх
относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики
финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в
течение всего экономического цикла.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и
других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую
систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма
различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные
виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие
объекты, установленные законодательными актами.
Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид —
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль
фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу
(социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на
собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли
и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретного физического или
юридического лица, их называют прямыми налогами.
Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или
налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и
услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену
товаров или услуг.
Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:
1. Индивидуальный подоходный
налог, представляющий собой
доходов налогоплательщика.
2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взимается с чистой прибыли
юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частично самими
рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный и так далее.
4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарение и наследство.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и акцизы, а