Финансы как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансы как экономическая и правовая категория.docx

— 217.40 Кб (Скачать файл)

   Охранительные - предусматривают  применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ).

   Регулятивные финансово-правовые  нормы в зависимости от юридического  содержания классифицируются на  обязывающие, запрещающие и управомочивающие  финансово-правовые нормы.

   Обязывающие - устанавливают  обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний.

   Запрещающие - устанавливают  обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме (ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам).

   Управомочивающие - предусматривают  возможность субъекта финансового  права действовать по своему  усмотрению в рамках требований  финансово-правовой нор­мы.

   Существует два  вида управомочивающих финансово-право­вых  норм.

   Для первого вида  этих норм характерно, что возмож­ность  их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от воли  субъектов финансового права.  Главным образом, к та­ким субъектам  относятся налогоплательщики. Однако  в послед­ние годы круг таких  субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду, в выборе средств, времени  и т.д. реализации этой, нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь  о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов  и органов местного само­управления через установление прав этих органов. (ст. 31 БК РФ). Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан­ностями для данных органов.

   Финансово-правовые  нормы могут быть классифицированы  в зависимости от специализации,  т.е. операции, которую они выполняют  в про­цессе правового регулирования.  Поэтому выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

 

  1. Источники финансового права.

Финансовое право относится  к некодифицированным отрас­лям  права.

Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:   

1) на федеральном уровне: 

= федеральные конституционные законы  

= федеральные законы  

= указы и распоряжения  Президента РФ  

= постановления Совета  Федерации и Государственной  Думы и регламенты палат Федерального Собрания РФ 

= постановления и распоряжения  Правительства РФ  = Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий  2) на уровне субъектов РФ: 

= конституции (уставы), 

= законодательство и 

= подзаконные акты субъектов  РФ  

3) на муниципальном уровне: 

= решения органов местного  самоуправления (законы МСУ и  подзаконные акты главы муниципального  образования).

 

 

  1. Понятие и виды финансово-правовых отношений.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.  
Правовая урегулированность этих отношений необходимо для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности.

Основная особенность, правооотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е в процессе финансовой деятельности государства и органонов местного самоуправления.

другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный  характер так как возникают по поводу денежных средств, точнее- финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что  одной из сторон в них всегда выступает  государство и его уполномоченный орган местного самоуправления.

Можно применить определенную классификацию правоотношений на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. Т.е. соответствующего звена  финансовой системы:

  • бюджетные;
  • налоговые;
  • по поводу организации финансов государственного предприятия;
  • организации государственного страхования.

Финансовые правоотношения также могут быть материальными  и процессуальными.

Через материальные реализуются  права и обязанности субъектов  по получению, распределению и использованию  определенных финансовых ресурсов.

В процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

 

  1. Субъекты, объекты и содержание финансовых отношений.

Субъектами финансовых отношений  выступают юридические и физические лица: государство, предприятия всех форм собственности, различные организации (в т. ч. кредитно-банковские), объединения, учреждения, граждане и прочие участники  воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды  целевого назначения.

Объектами финансовых отношений  являются финансовые ресурсы - денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.

Они формируются у субъектов  хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через  денежные фонды специального целевого назначения, что позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности  с экономическими возможностями, общественными, коллективными и личными интересами, обеспечить концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного  производства.

На основании вышеизложенного  можно дать более расширенное  определение финансовых отношений  как отношений, возникающих между  субъектами хозяйствования и государства  в процессе аккумуляции, распределения  и использования фондов денежных средств, а также использования  их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Таким образом, сущность финансовых отношений проявляется в распределительной  функции, через которую раскрывается общественное назначение финансовых отношений - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

 

  1. Понятие, роль и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Существуют два достаточно разработанных  определения, которые на наш взгляд, можно применять при изучении особенностей правового регулирования  финансовой деятельности.

Первое из них представляет финансовую деятельность как организационную  деятельность компетентных органов  государства и муниципальных  образований по созданию оптимальных  условий, побуждающих в нужном для  государства направлении к образованию, распределению и использованию  децентрализованных денежных фондов (с  учетом дополнительного различия децентрализованных фондов по признаку наличия права  собственности на них), способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных  образований на том или ином этапе  исторического развития.

Второе определение указывает  именно на процесс правового регулирования  финансовой деятельности - правовое регулирование  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  представляет собой регулируемый нормами  права процесс планомерного образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государством и  муниципальными образованиями в  целях решения публичных функций  и задач.

  Можно предположить наличие следующих четырех основных задач, стоящих перед государством и муниципальным образованием при осуществлении ими финансовой деятельности:

  • планомерное формирование и распределение централизованных денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований:
  • обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализованных фондов, как находящихся в собственности государства, так и частных, согласующихся с экономической политикой государства;
  • контроль за законным и целесообразным использованием фондов денежных ресурсов (финансовый контроль);
  • экономическое стимулирование общественного производства.

Следует выделить основополагающие конституционные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных  образований.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами существенному изменению подвергается налоговое законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в доведении до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных проектов: финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основных конституционных положений, закрепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Также, этот принцип означает разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы, что является важнейшим  фактором ее стабильности и эффективности  функционирования. Поиск оптимальной  модели такого разграничения приобретает  особое значение для современной  России в условиях многообразия ее региональной структуры, ориентации субъектов  на обеспечение своей самостоятельности  и приоритета принципа централизации.

Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория