Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа
Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.
Охранительные - предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранительных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что связано с необходимостью установления, а в ряде случаев повышения, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ).
Регулятивные финансово-
Обязывающие - устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний.
Запрещающие - устанавливают
обязанность лица
Управомочивающие - предусматривают
возможность субъекта
Существует два
вида управомочивающих
Для первого вида
этих норм характерно, что возможность
их реализации (или не реализации)
зависит исключительно от
Для второго вида управомочивающих
финансово-правовых норм характерно то,
что субъект права имеет
Финансово-правовые
нормы могут быть
Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права.
Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:
1) на федеральном уровне:
= федеральные конституционные законы
= федеральные законы
= указы и распоряжения Президента РФ
= постановления Совета Федерации и Государственной Думы и регламенты палат Федерального Собрания РФ
= постановления и распоряжения Правительства РФ = Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий 2) на уровне субъектов РФ:
= конституции (уставы),
= законодательство и
= подзаконные акты субъектов РФ
3) на муниципальном уровне:
= решения органов местного
самоуправления (законы МСУ и
подзаконные акты главы
Финансовые правоотношения
– это урегулированные нормами
финансового права общественные отношения,
участники которых выступают как носители
юридических прав и обязанностей, реализующие
содержащиеся в этих нормах предписания
по образованию, распределению и использованию
государственных и муниципальных денежных
фондов и доходов.
Правовая урегулированность этих отношений
необходимо для достижения целей, поставленных
государством и органами местного самоуправления
в области финансовой деятельности.
Основная особенность, правооотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е в процессе финансовой деятельности государства и органонов местного самоуправления.
другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер так как возникают по поводу денежных средств, точнее- финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.
Следующая особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что
одной из сторон в них всегда выступает
государство и его
Можно применить определенную классификацию правоотношений на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. Т.е. соответствующего звена финансовой системы:
Финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
Через материальные реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.
В процессуальных выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
Субъектами финансовых отношений
выступают юридические и
Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы - денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.
Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Использование финансовых ресурсов
осуществляется в основном через
денежные фонды специального целевого
назначения, что позволяет теснее
увязать удовлетворение любой потребности
с экономическими возможностями, общественными,
коллективными и личными
На основании вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансовых отношений как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Таким образом, сущность финансовых
отношений проявляется в
Существуют два достаточно разработанных определения, которые на наш взгляд, можно применять при изучении особенностей правового регулирования финансовой деятельности.
Первое из них представляет финансовую
деятельность как организационную
деятельность компетентных органов
государства и муниципальных
образований по созданию оптимальных
условий, побуждающих в нужном для
государства направлении к
Второе определение указывает
именно на процесс правового
Можно предположить наличие следующих четырех основных задач, стоящих перед государством и муниципальным образованием при осуществлении ими финансовой деятельности:
Следует выделить основополагающие конституционные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление финансового права, приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами существенному изменению подвергается налоговое законодательство.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в доведении до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных проектов: финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основных конституционных положений, закрепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.
Также, этот принцип означает
разделения государственной власти
между различными уровнями федеративной
системы, что является важнейшим
фактором ее стабильности и эффективности
функционирования. Поиск оптимальной
модели такого разграничения приобретает
особое значение для современной
России в условиях многообразия ее
региональной структуры, ориентации субъектов
на обеспечение своей
Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория