Финансы как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансы как экономическая и правовая категория.docx

— 217.40 Кб (Скачать файл)

- организация работы территориальных  органов Казначейства по контролю  исполнения федерального бюджета,  государственных федеральных внебюджетных  фондов, поступлением и использованием  федеральных внебюджетных средств;

- управление и обслуживание  государственного внутреннего и  внешнего долга совместно с  Банком России и другими уполномоченными  банками, организация и осуществление  размещения на возвратной и  платной основе централизованных  финансовых ресурсов, находящихся  в ведении Правительства РФ;

- организация и ведение  операций по учету государственной  казны.

 

  1. Функции и полномочия Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля, действующим  на основе принципов законности, объективности, не зависимости и гласности, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации.

Задачи и функции Счетной палаты определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов, федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов, федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Основные  направления деятельности Счетной  палаты 

Контрольно-ревизионная  деятельность

Контрольно-ревизионная  деятельность осуществляется в следующих  формах:

• контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;

• определение эффективности  и целесообразности использования  государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;

• контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;

• контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Экспертно-аналитическая  деятельность

Экспертно-аналитическая  деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля.

Информационная  деятельность

Один из важнейших признаков  гражданского общества – гласность. Этот принцип заложен и в законе о Счетной палате, где говорится, что палата действует на основе принципа гласности и регулярно информирует  о своей деятельности средства массовой информации. По степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. Практически  ежедневно в СМИ передаются оперативные  пресс-релизы, посвященные текущей  деятельности контрольного органа, итогам очередного заседания Коллегии. Регулярно  проводятся пресс-конференции. Результат  реализации принципа гласности –  влияние Счетной палаты на формирование открытого информационного пространства в России. Ежемесячно выпускается  официальное издание – "Бюллетень  Счетной палаты Российской Федерации", в котором публикуются отчеты о проведенных контрольных мероприятиях.

 

 

 

  1. Функции и полномочия Федеральной налоговой службы России.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения (рис.4). Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба создана  на основании Постановления Правительства  Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения  о Федеральной налоговой службе»  и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам.

 

Основные задачи Федеральной налоговой  службы:

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба имеет  право организовывать проведение необходимых  испытаний, экспертиз, анализа и  оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере  деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

 

 

  1. Понятие, значение и принципы финансового контроля

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. 

содержание финансового  контроля сводится к:

1). проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

2). проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов, внебюджетных и других средств);

3). проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями и др.

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, поскольку финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции.

Финансовый контроль имеет особенности, отличающие его от всех других разновидностей контрольной деятельности:

- с одной стороны, субъектами  финансового контроля являются  специально уполномоченные на  то органы государственной власти, должностные лица, иные управляющие  субъекты, осуществляющие деятельность  в пределах своей компетенции;

- указанная деятельность  связана с принятием юридического  решения, поскольку в ходе его  вынесения осуществляются операции, связанные с нормами позитивного  права;

- ее результаты юридически  значимы не только для тех,  кто принимает юридическое решение,  но затрагивают и интересы  иных подконтрольных субъектов;

- в силу этого принятое  юридическое решение в целях  доведения до всех заинтересованных  лиц закрепляется в соответствующих  юридических документах, имеющих  официальный характер и установленную  заранее форму правовых актов;

- для обеспечения оптимальности  действий и эффективности получения  юридических результатов она  протекает в строго установленном  порядке;

Принципы:

    1. Принцип независимости.

Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера  независимостью от юридических или  физических лиц, чью деятельность они  проверяют, а так же от лица, тем  или иным образом связанных с  проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля. 
Фактором независимости являются также, и источники финансирования органов финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой. 
2. Принцип гласности

 
Принцип предусматривает  открытость деятельности органа финансового  контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной  деятельности. Необходимо публиковать  в прессе не только отчетные материалы  по результатам проверок, но и официальные  ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе  с указанием принятых мер по устранению нарушений. Так же необходима тесная связь органов контроля со средствами массовой информации (радио, телевидение  и т.д.) для обнародования контрольных  материалов.  
3. Принцип законности

 
То есть деятельность органов финансового  контроля должна строго соответствовать  законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении  контролируемых. 
 
Принцип законности предусматривает следующее:

 
- качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового  контроля и законодательства  Республики Казахстан в целом,  т.е. его соответствие целям  общественного развития, укрепления  и наращивания государственной  финансовой базы; 
- соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения. 
4. Принцип объективности.

Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория