Финансы как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансы как экономическая и правовая категория.docx

— 217.40 Кб (Скачать файл)

К их числу можно отнести  следующие стандарты: 
аудиторская выборка;

  • аудиторские доказательства;
  • внутрифирменный контроль качества аудита;
  • действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности;
  • документирование аудита;
  • использование работы эксперта и т.д.

 

 

  1. Понятие и функции финансово-правовой ответственности. Понятие и виды финансовых санкций

 

Финансово-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической  ответственности, содержит все ее признаки, а именно, - юридическая, а следовательно, и финансовая ответственность: а) наступает лишь за правонарушение; б) устанавливается государством и связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами; в) связана с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий; г) реализуется в процессуальной форме.

Финансово-правовой ответственности  характерны все основные признаки юридической  ответственности:

- она является средством охраны  правопорядка;

- состоит в применении мер  государственного принуждения;

- наступает за нарушение правовых  норм;

- наступает на основе норм  права, т.е. нормативно определена;

- является последствием виновного  деяния;

- состоит в применении правовых  санкций и связана с отрицательными последствиями материального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;

- реализуется в соответствующих  процессуальных формах

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

• карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

• правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

• воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

• охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

• регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Финансовые санкции -- это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей.

Все финансово-правовые санкции в  зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

   Правовосстановительные санкции направлены:

  - на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением,

  - на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

   Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.

   Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.

   Наибольшее распространение  пеня как разновидность фи­нансово-правовых  санкций получила в налоговом  праве.

   Со­гласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, кото­рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ­ленными законодательством о налогах и сборах сроки.

   Функция пени как финансово-правовой  санкции заключается в том,  чтобы компенсировать государству  или муниципальному образованию  тот вред, а именно убытки, которые  они несут в связи с несвоевременной  уплатой соответствующими субъектами  в бюджет налога, сбора, несвоевременным  возвратом бюджетных средств  и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это дополнительное обременение для правонарушителя.

   Размер пени как финансово-правовой санкции определен в законодательстве - НК РФ, БК РФ др.

   Пеня является мерой юридической  ответственности и содержит ее  необходимые признаки:

  = условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;

  = основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;

  = пеня является следствием  совершения финансового правонарушения  и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;

  = взыскание пени сопровождается  государственно-властным принуждением;

  = уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;

  = взыскание пени означает  причинение правонарушителю имущественного  урона в денежной форме.

   Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

   Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.   В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

   Финансовый штраф отличается  от административного по порядку  его применения:

   во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;

  во-вторых, исключается возможность  взыскания штра­фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;

  в-третьих, часто финансовый  штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

   Финансовый штраф надо  отличать и от гражданско-правового  штрафа:

  = финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор­ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия.

  =финансовый штраф предусматривается  в законодательстве, а гражданско-правовой  штраф, может устанавливаться, соглашением сторон

Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в  совершении налоговых нарушений  наступление обременительных последствий  имущественного и морального характера.

 

 

  1. Понятие и виды финансовых правонарушений.

 

Финансовое правонарушение является самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения в виде финансово-правовой ответственности. Финансовое за-конодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей — налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства. 

Финансовое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность. 

Понятие финансового правонарушения основывается на общем понятии правонарушения, которое разработано теорией  государства и права. Таким образом, признаками финансового правонарушения выступают:

1) общественная опасность;

2) финансовая противоправность;

3) волевое деяние (действие  или бездействие);

4) предусмотренность за его совершение финансовой ответственности;

5) виновность.

По материальному  содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного  и банковского), расчетов, регулируемых  финансовым правом;

5) финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного  обращения и валютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях  субъектами являются государство, хозяйствующие  субъекты, а также граждане.

Таким образом, финансовое правонарушение можно определить как общественно  опасное, виновное, противоправное (в  нарушение финансового законодательства) деяние, посягающее на финансовые отношения, за совершение которого предусмотрены  меры финансовой ответственности.

 

  1. Защита прав участников финансовых отношений.

 

 

 С помощью мер государственного принуждения обеспечивается исполнение субъектами финансового права своих юридических обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.  

 Определенным демократическим  достижением Российского государства  является правовое закрепление  увеличившихся возможностей субъектов финансовых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права.   

 Нормативными финансово-правовыми  актами федерального уровня предусмотрены  следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, самозащита прав.  

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.  

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Этот порядок предполагает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе.   

 Административный порядок действует  главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.   

 Административный порядок в  ряде случаев допускает обращение  впоследствии за защитой в  суд либо предоставляется альтернативный  порядок защиты прав субъектов  финансовых правоотношений.  

 Субъекты, к которым применены  меры воздействия в целях защиты  своих прав и законных интересов  вправе: 

= во-первых, обжаловать действия  соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности,  

= во-вторых, обратиться в суд  или арбитражный суд.  

 В большинстве финансовых  отношений для граждан действует  общий судебный порядок обжалования.  

 Право на обжалование имеет  каждый гражданин, считающий,  что нарушены его права и  свободы, незаконно на него  возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.  

 Юридические лица — субъекты  финансового права — вправе  обращаться за судебной защитой  и в том случае, если оспариваемые  финансовые отношения оформлялись  договором. В соответствии со  ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория