Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа
Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.
Принцип единства правового и экономического пространства, единства финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в государстве.
Принятие Конституции
Российской Федерации 1993 г. стало началом
формирования новой российской государственности,
а также новой правовой системы.
Важнейшей основой
Таким образом,
финансовую деятельность следует охарактеризовать
как организационную
Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной политики;
разрабатывает
и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение;
представляет
Государственной Думе отчет об исполнении
федерального бюджета;
разрабатывает
и реализует налоговую политику;
обеспечивает
совершенствование бюджетной системы;
принимает меры
по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет
управление государственным внутренним
и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, нормативными
указами Президента Российской Федерации
валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно
- финансовой деятельностью в отношениях
Российской Федерации с иностранными
государствами;
разрабатывает
и осуществляет меры по проведению единой
политики цен.
1. Проведение
единой финансовой политики - важнейшее
конституционное полномочие Правительства
Российской Федерации
При характеристике
полномочий Правительства следует иметь
в виду, что к ведению Российской Федерации
относятся установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование; денежная эмиссия;
основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки; федеральный бюджет; федеральные
налоги и сборы
В целях обеспечения
проведения единой финансовой политики
на территории Российской Федерации устанавливаются
конституционные принципы финансовой
политики на российском рынке.
Они определяют, что на территории Российской Федерации:
1) не допускается
установление таможенных
2) денежной
единицей является рубль;
3) система
налогов, взимаемых в
4) государственные
займы выпускаются в порядке,
определяемом федеральным
Конституционные
основы государственной финансовой политики
находят развитие в ежегодных Посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию, на основе которых составляется
План действий Правительства в области
финансовой политики.
Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.
Бюджетное послание Президента включает:
-основные показатели
социально-экономического
-сводный финансовый баланс по территории РФ;
-основные направления бюджетной политики РФ;
-сведения о государственных доходах на территории РФ;
-проект бюджета РФ;
-проект консолидированного бюджета РФ;
-оценку исполнения
бюджетов предшествующего и
Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Контрольное управление
имеет территориальные
- анализ деятельности
специальных органов контроля
и надзора федеральных органов
исполнительной власти, подразделений
Администрации Президента, органов
исполнительной власти
- рассмотрение жалоб
и обращений граждан,
Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.
Министерство финансов Российской
Федерации (Минфин России) - федеральное
министерство Российской Федерации, обеспечивающее
проведение единой финансовой политики,
а также осуществляющее общее
руководство в области
Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:
совершенствование бюджетной системы РФ;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
разработка проекта
разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
осуществление в пределах
своей компетенции
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
участвует в работе по составлению
долговременных и краткосрочных
прогнозов функционирования экономики,
совместно с федеральными органами
исполнительной власти определяет потребность
в государственных
организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
федеральных внебюджетных фондов;
разрабатывает с участием
Государственной налоговой
принимает участие в определении ценовой политики;
принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
разрабатывает и принимает
в установленном порядке
обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств.
Федеральное казначейство -
это единая централизованная система
органов исполнительной власти, включающая
органы по субъектам РФ и субъектам
местного самоуправления. Органы казначейства
являются юридическими лицами, имеют
самостоятельные сметы
К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:
- организация бюджетного
и финансового исполнения
- руководство работой
территориальных органов
- доведение до территориальных
органов Федерального
- ведение сводного реестра
распорядителей средств
- организация распределения
доходов между федеральным
- управление доходами
и расходами федерального
- организация осуществления
взаимных расчетов между
- регулирование финансовых
отношений между федеральным
бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными
- организация и осуществление:
краткосрочного
- осуществление по поручениям
Правительства РФ и Минфина
РФ других операций со
Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория