Финансы как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансы как экономическая и правовая категория.docx

— 217.40 Кб (Скачать файл)

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.

Принцип единства правового и экономического пространства, единства финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в государстве.

Принятие Конституции  Российской Федерации 1993 г. стало началом  формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства, в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституцией.

Таким образом, финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства  и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития.

 

  1.  Функции и полномочия Правительства Российской Федерации в сфере финансовых правоотношений.

Правительство в любом  государстве осуществляет широкую  деятельность, охватывающую государственным  управлением практически все  сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию  этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей  полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается  только в общей форме.

Правительство Российской Федерации  руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность.

обеспечивает  проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики; 
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; 
разрабатывает и реализует налоговую политику; 
обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; 
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; 
руководит валютно - финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; 
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. 
1. Проведение единой финансовой политики - важнейшее конституционное полномочие Правительства Российской Федерации  
При характеристике полномочий Правительства следует иметь в виду, что к ведению Российской Федерации относятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы 
В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории Российской Федерации устанавливаются конституционные принципы финансовой политики на российском рынке.

Они определяют, что на территории Российской Федерации:

1) не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств; 

2) денежной  единицей является рубль; денежная  эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком Российской  Федерации, а введение и эмиссия  других денег в Российской  Федерации не допускаются; 

3) система  налогов, взимаемых в федеральный  бюджет, и общие принципы налогообложения  и сборов устанавливаются федеральными  законами;

4) государственные  займы выпускаются в порядке,  определяемом федеральным законом,  и размещаются на добровольной  основе. 
Конституционные основы государственной финансовой политики находят развитие в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, на основе которых составляется План действий Правительства в области финансовой политики. 

 

  1. Функции и полномочия Президента Российской Федерации в сфере финансовых правоотношений

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета  принимает Президент РФ за 18 месяцев  до начала соответствующего планового  периода. Составление проекта бюджета  основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное  Собрание и направляет его для  опубликования.

Бюджетное послание Президента включает:

-основные показатели  социально-экономического развития  РФ на соответствующий период;

-сводный финансовый  баланс по территории РФ;

-основные направления  бюджетной политики РФ;

-сведения о государственных  доходах на территории РФ;

-проект бюджета  РФ;

-проект консолидированного  бюджета РФ;

-оценку исполнения  бюджетов предшествующего и текущего  финансовых периодов.

Ещё одной из функции  Президента РФ в области финансов является функция осуществления  финансового контроля. В целях  эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный  орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как  система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

- анализ деятельности  специальных органов контроля  и надзора федеральных органов  исполнительной власти, подразделений  Администрации Президента, органов  исполнительной власти субъектов  Федерации;

- рассмотрение жалоб  и обращений граждан, предприятий,  учреждений.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

 

  1. Функции и полномочия Министерства финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное  министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее  руководство в области организации  финансов в Российской федерации.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

совершенствование бюджетной  системы РФ;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

разработка программ государственных  заимствований и их реализация в  установленном порядке от имени  РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

разработка предложений  по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

участвует в работе по составлению  долговременных и краткосрочных  прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность  в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения  о распределении их между федеральным  бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

организует работу по составлению  проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает  проекты нормативов отчислений от федеральных  налогов, сборов, размеров и дотаций  из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации;

федеральных внебюджетных фондов;

разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции  РФ предложения по совершенствованию  налоговой политики и налоговой  системы;

принимает участие в определении  ценовой политики;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой  деятельности в стране;

разрабатывает предложения  по выпуску и размещению, а также  осуществляет выпуск государственных  внутренних займов РФ;

разрабатывает предложения  по формированию и развитию финансового  рынка;

осуществляет по поручению  Правительства РФ сотрудничество с  международными финансовыми организациями;

разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

участвует в подготовке предложений  по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния  расчетов и платежей в экономике;

участвует в подготовке федеральных  целевых программ, обеспечивает в  установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует  в разработке и финансировании федеральных  инвестиционных программ и Бюджета  развития РФ;

разрабатывает и принимает  в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к  компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

обеспечивает повышение  качества научных исследований в  области финансов, кредита и денежного  обращения, а также взаимодействует  с научно-исследовательскими организациями  экономического профиля по выработке  предложений об эффективном использовании  государственных средств.

 

  1.  Функции и полномочия Федерального казначейства Российской Федерации. 

Федеральное казначейство - это единая централизованная система  органов исполнительной власти, включающая органы по субъектам РФ и субъектам  местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют  самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях  банков для ведения хозяйственных  операций. Единую централизованную систему  органов казначейства возглавляет  начальник Главного управления Министерства финансов РФ в ранге заместителя  министра. 

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

- организация бюджетного  и финансового исполнения федерального  бюджета и финансовое исполнение  государственных федеральных внебюджетных  фондов, исходя из принципа единства  кассы;

- руководство работой  территориальных органов Федерального  казначейства;

- доведение до территориальных  органов Федерального казначейства  размеров ассигнований из федерального  бюджета по обслуживаемым ими  территориям;

- ведение сводного реестра  распорядителей средств федерального  бюджета, государственных федеральных  внебюджетных фондов и федеральных  внебюджетных средств;

- организация распределения  доходов между федеральным бюджетом  и бюджетами субъектов РФ, передача  в местные бюджеты отчислений  от поступлений по государственным  налогам и доходам;

- управление доходами  и расходами федерального бюджета  и другими централизованными  финансовыми ресурсами, находящимися  в ведении Правительства РФ, распоряжение  средствами на соответствующих  счетах в банках, кроме средств  государственных федеральных внебюджетных  фондов и федеральных внебюджетных  средств, осуществление операций  с этими средствами;

- организация осуществления  взаимных расчетов между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ;

- регулирование финансовых  отношений между федеральным  бюджетом и государственными  федеральными внебюджетными фондами,  организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

- организация и осуществление:  краткосрочного прогнозирования  и кассового планирования средств  федерального бюджета, других  централизованных финансовых ресурсов  и направлений их использования;  учета операций по движению  средств федерального бюджета,  государственных федеральных внебюджетных  фондов и федеральных внебюджетных  средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа  информации о состоянии федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных  фондов и федеральных внебюджетных  средств;

- осуществление по поручениям  Правительства РФ и Минфина  РФ других операций со средствами  федерального бюджета, другими  средствами, находящимися в ведении  Правительства РФ;

Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория