Финансы как экономическая и правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Финансы – ( от лат. «finansia» - «денежный платеж») это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансы как экономическая и правовая категория.docx

— 217.40 Кб (Скачать файл)

 
Выводы контролеров, а также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов. 
Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. 
5. Принцип ответственности

 
Этот принцип можно рассмотреть  в двух аспектах:

 
 
а) ответственность контролеров;

 
б) ответственность контролируемых.

 
- Ответственность контролеров.

 
Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных  функций и задач должен нести  ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной  функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной  мере осуществлять контроль. 
- Ответственность контролируемых

 
Должны быть установлены виновники  выявленных ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными финансами  и иной государственной собственностью, они должны нести ответственность  согласно степени тяжести и степени  влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов. 
6. Принцип сбалансированности

 
Сбалансированность означает, что  субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно  также не должно быть средств, не связанных  той или иной функцией. Или другими  словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен  соответствующий объем прав и  возможностей, и наоборот. 
7. Принцип системности

 
Предполагает наличие системы  органов государственного финансового  контроля. Но системообразующий элемент  может быть и не один, т.е. система  необязательно подразумевается  как единая иерархическая конструкция  подчиненности. Допускается относительная  самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти. 
 
Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств. 
 
В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных. 
 
Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные органы, юридические лица, граждане.

 

 

  1. Виды, формы и методы осуществления финансового контроля.

Финансовый контроль - это  контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов

В результате финансового  контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом  состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании  бюджетных средств. При этом экономические  интересы государственных органов  управления, налоговых служб, администрации  организации, его коллектива, учредителей  и акционеров не совпадают. Каждая из сторон «тянет одеяло в свою сторону», т.е. стремится получить максимальную выгоду для себя.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

  • Государственный финансовый контроль(целью - установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.), который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;
  • Негосударственный финансовый контроль:

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

аудиторский контроль как  подсистема независимого контроля в  форме общего и банковского аудита;

гражданский финансовый контроль;

общественный финансовый контроль;

правовой финансовый контроль;

страховой финансовый контроль, и другие виды.

Формы государственного финансового контроля различают по времени проведения: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Различают следующие  методы (способы, приемы) осуществления  финансового контроля:

- Проверка производится  по отдельным вопросам финансовой  деятельности на основе отчетной  документации и расходных документов. В случае выявления нарушения  финансовой дисциплины намечаются  меры по устранению их негативных  последствий.

- Обследование предполагает  более полное изучение отдельных  аспектов функционирования предприятий,  организаций с целью определения  их финансового состояния и  возможных направлений развития. При этом определяется финансовое  положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование  может проводиться в виде анкетирования  и опроса.

- Надзор представляет  собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

- Наблюдение (мониторинг) - это  постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

- Анализ финансового состояния  предполагает оценку результатов  финансовой деятельности хозяйствующего  субъекта, эффективности использования  его капитала. Он проводится по  периодической или годовой отчетности. При этом выявляется уровень  выполнения плана, соблюдение  норм расходования средств, соблюдение  финансовой дисциплины и т.д.

- Ревизия выступает в  виде наиболее распространенного  и всеобъемлющего метода финансового  контроля. По полноте охвата контроля  финансово-хозяйственной деятельности  субъекта различают полные, частичные,  тематические и комплексные ревизии.

 

  1.  Правовое регулирование аудиторской деятельности. Обязательный аудит.

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

В российской теории и практике аудита признана следующая система классификации:

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами в целях объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего объекта во всех существенных отношениях.

Внутренний  аудит - деятельность по проверке и оценке работы организации в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проводит внутренний аудит ревизионная комиссия или аудиторская организация на основе договора на осуществление внутреннего аудита. Внешний аудит подразделяют на обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям. Последние два аудита для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются сопутствующими аудиту услугами.

Обязательный  аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законах.

Инициативный  аудит - это аудит, который проводят по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита полностью соответствует цели аудита, установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Различие между обязательным и инициативным аудитом заключается  в том, что одни организации (предприятия) обязаны проводит аудит, определенный Федеральным законом РФ , а другие организации имеют право это делать, но не обязаны.

Тот факт, что необходимость  аудита в некоторых случаях установлена  актами законодательства, а нежеланием руководителей экономических субъектов. Имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для  экономических субъектов, так и  для этих экономических субъектов.

Причины проведения обязательного аудита:

На макроэкономическом уровне аудит - неотъемлемый элемент рыночной инфраструктуры;

Бухгалтерскую отчетность используют для принятия решений ее заинтересованные пользователи, в том числе руководство, участники и собственники имущества  предприятия (организации), реальные и  потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом;

Бухгалтерская отчетность может  быть искажена, в частности, применением  оценочных значений и возможности  неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;

Достоверность бухгалтерской  отчетности не обеспечена автоматически, так как ее составители могут  быть пристрастны и заинтересованы в ее искажении;

Степень достоверности бухгалтерской  отчетности, как правило, не может  быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной  и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

В России на современном  этапе складывается сложная система  регулирования аудиторской деятельности.

 К первой группе  этой системы относится Закон  об аудиторской деятельности.

Ко второй группе могут  быть отнесены подзаконные нормативные  акты, определяющие общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами рынка. При этом законодатель устанавливает, что нормы  об аудиторской деятельности, содержащиеся в иных федеральных законах, например о Банке России, об акционерных  обществах и т.д., должны соответствовать  Закону об аудиторской деятельности.

 Кроме того, отношения,  возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону об аудиторской деятельности.

К документам третьей группы можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие  нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Данные Правила (стандарты), согласно ст.9 Закона, подразделяются на федеральные и внутренние. Федеральные правила утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц (за исключением положений рекомендательного характера).

Информация о работе Финансы как экономическая и правовая категория