Финансы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

3                                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

     

Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создания и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

  Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.

Денежные  отношения превратились в финансы, когда движение денег приобрело  известную самостоятельность. В  результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы, формируются финансовые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. Появляется самостоятельная сфера деятельности каждого предприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющая собой часть производственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных потоков. Эта часть и есть финансы.

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.

         Финансы предприятий обеспечивают  кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух подсистем:

- общегосударственные финансы;

- финансы хозяйствующих субъектов.

Формы проявления финансов предприятий:

Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения):

- штрафы, пени, неустойки;

- отношения аренды;

- выпуск и реализация ценных бумаг;

- совместная деятельность;

- коммерческое кредитование;

- отношения с работниками по выплате заработной платы. В настоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале.

Финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами.

Отношения с налоговой службой.

Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее.

Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам страхования.

Отношения с органами государственного управления (таможня, Министерство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).

 Каждую отрасль отличают определенные технологические особенности, оказывающие воздействие на денежные потоки предприятий отрасли (непрерывность или цикличность, объем денежных средств, полнота и размеры денежных потоков).

Сейчас в рыночных условиях отнесение  к отраслям размыто, т.к. предприятие  может заниматься помимо основного, побочным видом деятельности.

Особенности в большой  степени отражаются на формировании затрат и организации оборотных  средств предприятия. Отрасли отличаются характером произведенного продукта, длительностью производственного  цикла, характером накопления затрат.

      Взятый  в начале 90-х гг. курс на развитие  рыночных отношений в экономике  страны, естественно, не обошел  вниманием такую отрасль, как  жилищно-коммунальное хозяйство.  Отрасль жилищно-коммунального хозяйства  в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды жилищно-коммунального хозяйства.

        Курс, взятый на преобразование  отрасли, потребовал немедленного  решения конкретных проблем, негативно  отразившихся на состоянии недвижимости  жилищно-коммунальной сферы. В  первую очередь к ним следует отнести:  

1) остаточный принцип  финансирования;

2)отсутствие четкого  разграничения властных полномочий  и ответственности различных  уровней управления за ее сохранность;

3)мизерное участие  населения в оплате жилья и  коммунальных услуг;

4)отсутствие рынка  жилья и услуг в сфере жилищно-коммунального 

  хозяйства;

5)многофункциональность,  а значит, и многоуровневая ведомственная  подчиненность предприятий и  др.;

       Главными  были вопросы собственности на  основные фонды, относящиеся к  сфере жилищно-коммунального хозяйства, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.

       В  результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления  и финансирования жилищно-коммунального  хозяйства претерпела кардинальные изменения.     

       Существенно  изменились формы собственности  на все объекты жилищно-коммунальной  сферы Российской Федерации.

       Этим  и другим преобразованиям в  жилищно-коммунальной сфере посвящена  данная курсовая работа.

       Цель  работы – проанализировать экономическую  и социальную эффективность проводимой  в стране реформы жилищно-коммунального  хозяйства, разобраться в чем  заключаются финансовые проблемы  жилищно-коммунального хозяйства  на примере этой отрасли п.  Первомайский.

        Задачами работы является рассмотрение  различных сторон финансовых  проблем жилищно-коммунальной сферы  России,  а также дальнейших перспектив их решения в ходе  реформы.

        Жилищно-коммунальная реформа оказывает  многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны,  поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство,  федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов и муниципальных образований.

        Неоднократно к теме реформирования  жилищно-коммунальной сферы обращался  Президент РФ В.В. Путин. В  частности,  в своем выступлении на совещании по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства,  он говорил о проблемах, с которыми сталкивается реформа жилищно-коммунального хозяйства, о необходимости создания программы переоснащения отрасли.   

       Актуальность  и значимость вопросов, связанных  с реформированием жилищно-коммунальной  сферы бесспорны, что и послужило  причиной выбора темы курсовой работы.

       Работа  состоит из трех глав, первая  из которых посвящена финансовым  проблемам, анализу состояния   жилищно-коммунального хозяйства   в масштабах страны. В этой  главе анализируется состояние  жилищно-коммунального хозяйства  России на современном этапе,  изменения в области финансирования хозяйства,  первые итоги демонополизации жилищно-коммунальной сферы, перехода новую системы оплаты жилья и коммунальных услуг и перспектива реформирования жилищно-коммунальной сферы России.

         Вторая глава работы посвящена анализу финансовых проблем жилищно-коммунального хозяйства в п. Первомайский.

         Третья глава работы содержит  предложения по решению выявленных  проблем.

      Источником  для написания работы послужили  нормативные  и законодательные акты РФ,  регулирующие реформирование жилищно-коммунальной сферы России,  многочисленные публикации из российской экономической периодики,  посвященные вопросам жилищно-коммунального хозяйства,  а также статистическая и финансовая отчетность жилищно-коммунального п. Первомайский.

           В этой работе мы постараемся  разобраться в особенностях финансов  такой отрасли, как жилищно-коммунальное  хозяйство, а также финансовых  проблемах данной отрасли .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства      

                  России на современном этапе, его финансовых проблем.

          Приватизация  муниципального и государственного  жилья значительно увеличила  долю частного жилья, и к  2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК).

           Однако, в процессе приватизации  не было четко определено отношение  и ответственность собственников  жилых помещений к общему имуществу  многоквартирного дома, т.е. к  той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам  государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное  (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн. кв. м., или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.

           Сформированный таким образом  рынок жилья и созданная у  на федеральном уровне правовая  база позволили внедрять на    местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

-расселение коммунальных квартир;

-ликвидацию общежитий;

-выплату гражданам  субсидии на приобретение и  строительство жилья;

-предоставление определенным  категориям граждан государственных  жилищных сертификатов;

-предоставление жилищных  кредитов (включая ипотечные);

-выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

          Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений  инициативы населения, позволили  уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество  семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м. (19,1 кв. м. жилья на человека).

         Передача жилищного фонда в  муниципалитеты, с одной стороны,  позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости жилищно-коммунального хозяйства, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

          Институциональные изменения, происходящие  в экономике страны, коснулись  коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов

Российской Федерации и муниципальную собственность".

          Производственная структура коммунальных  предприятий претерпела значительные  изменения. Их численность по  сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако главным  достижением явилось то, что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины (53,9 %) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере.

Информация о работе Финансы ЖКХ