Финансы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

          Производственная структура предприятий  жилищно-коммунальной сферы включает  более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия и др.

           К 2000 г. в муниципальной собственности  находилось 30 % объектов коммунального  хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий,  имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации).

           Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн. чел., а с учетом предприятий  малого бизнеса - 4,2 млн. чел.

            Среднесписочная численность ведущих  предприятий по сравнению с  началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2000 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест  с высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2000 г. среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла чуть больше 1,9 тыс. руб.  при средней российской в 2224 руб..  На конец года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и объем суммарной задолженности превысил млрд. руб..  Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %.

           Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об  основах федеральной жилищной  политики" было определено, что  к 1998 г. отрасль жилищно-коммунального хозяйства должна  была перейти на полную самоокупаемость.

            Здесь кроется основная проблема  жилищно-коммунального хозяйства.  Перед очередными выборами в  Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами  социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г. - с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования отрасли.     

             Одновременно в этот же период  была резко расширена система  льгот на оплату услуг жилищно-коммунального  хозяйства. Сейчас льготы установлены  более чем для 60 % населения  России.

             Создалась система, когда льготы  гражданам фактически оплачиваются предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Так, при установленном уровне оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 1998 г. составил 30 %; в 1999 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2000 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %.   

             Все это поставило жилищно-коммунальное  хозяйство на грань разрушения.

             За время преобразований нормативная  годовая потребность финансирования услуг жилищно-коммунального хозяйства, оказываемых населению исходя из действующих ставок и тарифов на жилищно-коммунального хозяйства, возросла к 2000 г. с 90 до 300,7 млрд. руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец 2000 г. из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд. руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд. руб. (41 %);

            Недофинансирование отрасли составило  59,1 млрд. руб. (20%).

            Причем долги населения составляют  порядка четверти от этой суммы,  т. е. собираемость платежей  достаточно высокая, более 85%.

            Большая часть долгов связана с выпадающими доходами, долгами бюджетной сферы, кредитованием потребителей. Кредиторская задолженность предприятий неуклонно растёт и на 1 января 2008 г. составила 245,1 млрд. руб.

         По структуре кредиторской задолженности  наибольший удельный вес занимают долги коммунальных предприятий РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром", составляющие 67,6 млрд. руб.

           Задолженность поставщикам оценивается  в размере 70 % (просроченная часть  - 30-40 %); в бюджет - 9-15 % (просроченная - 5-11%); во внебюджетные фонды - порядка 9-16 % (просроченная - 7-13 %); по кредитам - 14,5-22% (просроченная – 5-7%).

          Кредиторская задолженность по  оплате коммунальных услуг бюджетных  организаций, финансируемых из  бюджетов всех уровней, имела  тенденцию роста год от года на величину порядка 10 % и составляла в 2000 г. 34,8 млрд. руб. В настоящее время  эта цифра неуклонно снижается.

              Балансовая стоимость основных  фондов коммунального хозяйства  составляет 0,7 трлн. руб. (4,7 % от всей  стоимости основных фондов России). В то же время,  жилищный фонд страны площадью в 2,7 млрд. кв. м. жилья составляет по  остаточной балансовой стоимости 4,1 трлн. руб. (27,5% от стоимости основных фондов страны). Таким образом, при ответственности жилищно-коммунальной отрасли за сохранность и использование более чем 30 % основных фондов страны на сумму 4,8 трлн. руб. масштабного капитального ремонта и обновления их при росте кредиторской задолженности, не ведётся и вестись не может из-за сложившейся системы финансирования и сдерживания перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг всеми потребителями.

            Эффективное управление такой  собственностью являлось одним  из главных условий проводимых  преобразований, поэтому был взят  курс на организационное разделение  функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отра- росли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.

            Решение этих задач обеспечивалось  Указом Президента Российской  Федерации от 29.03.96 № 432 "О развитии  конкуренции при предоставлении  услуг по эксплуатации и ремонту  государственного и муниципального жилищных фондов".

            К настоящему времени удалось  достигнуть определенных положительных  результатов. Если на 1 января 1997 г. в субъектах Российской Федерации  функционировало менее 1 тыс. служб  заказчиков, то к настоящему времени их создано около 3,5 тыс. Учитывая, что службы заказчика целесообразно создавать в крупных городах и населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью данных служб охвачены практически все муниципальные образования. Как отмечалось, основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В целом по России на договорной основе обслуживается около 50 % жилищного фонда. В Москве, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Ненецком и Чукотском АО, Волгоградской, Вологодской, Новгородской и Мурманской областях этот показатель составляет 100 %, в ряде регионов - свыше 85 %.   

         Практика заключения договоров  и создание системы контроля за их исполнением позволили сократить издержки при предоставлении жилищно-коммунальных услуг за 1998 -2006 гг. на сумму около 400 млн. руб.

         Осуществляется процесс формирования  и развития договорных отношений  между службами заказчика и  потребителя жилищно-коммунальных услуг. Охват договорами найма жилых помещений в целом по России к настоящему времени составил 33 %, а на техническое обслуживание жилищного фонда с собственниками квартир - 54 %. В Республике Татарстан, Оренбургской, Брянской, Астраханской областях более половины нанимателей и собственников охвачены договорными отношениями.

             Одним из элементов рыночных  отношений в жилищно-коммунальном  хозяйстве является привлечение  на равноправной основе организаций  различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе. За период 1997-2007 гг. в России проведено более 3500 конкурсов. Практика показывает, что проведение конкурсов не только ориентирует подрядчиков на качественное выполнение жилищно-коммунальных услуг, но и дает положительные практические результаты по снижению их стоимости.     

           Активно проводится работа по  конкурсному отбору подрядных  организаций в Нижегородской,  Самарской, Тамбовской областях, Республике Татарстан, Ханты- Мансийском АО и ряде других.

           Во всех субъектах Российской  Федерации в структуре управления  были созданы департаменты, комитеты  или министерства жилищно-коммунального  хозяйства, формирующие собственную  нормативную базу проводимых  преобразований на основе разработанных за этот период на федеральном уровне более 130 законодательных и нормативных документов» макетов программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

             В процессе проводимых рыночных  преобразований сложилась достаточно парадоксальная ситуация: 2,7 млрд. кв. м жилья оценивается в 4,1 трлн. руб., в то время как при продажной среднерыночной цене жилья на рынке недвижимости 200-400 долл. США за кв. м (для элитного жилья в 3 и более раз выше) этот вид недвижимости оценивается в сумму 151,2-297 трлн. руб.. Данный показатель в 35-50 раз превышает балансовую статистическую оценку имеющейся недвижимости и позволяет более взвешенно оценить масштабы и стоимость работ по сохранению, содержанию и ремонту недвижимости в жилищно-коммунальном хозяйстве. В то же время объекты коммунального назначения, оцениваемые по остаточной балансовой стоимости в сумме 649 млрд. руб., с рыночных позиций имеют значительно большую стоимость. Это подтверждается тем, что объем оказываемых услуг постоянно растет, и их сумма оказывается практически равной половине остаточной стоимости основных фондов. Износ основных технических объектов оценивается в 50-60 %, преобладает износ инженерных сетей и внутридворовых и домовых коммуникаций, износ же жилищного фонда, как менее интенсивно используемой недвижимости, несколько ниже и в среднем составляет 41 -51,3%.

               К началу 2000г. степень износа  основных фондов коммунального  хозяйства составляла: по теплоснабжению - 56,7 %,  водоснабжению - 54 %, электрических сетей - 68 %. Ежегодный объем инвестирования в развитие коммунального хозяйства сокращается на 15-16 %.при росте инвестиций в экономику в целом на 4,5 %.

         В соответствии  с федеральными программами социально-экономического  развития регионов в инженерную инфраструктуру инвестируется около 0,17 млрд. руб., примерно 0,15. млрд руб. инвестируется по федеральной программе "Обеспечение населения питьевой водой", однако по сравнению с общими инвестициями в жилищно-коммунального хозяйства 1998-1999 гг. это незначительные суммы.

       Правительство  РФ принимает меры к выравниванию  ситуации за счет привлечения  кредитов МБРР в модернизацию  инженерной инфра-структуры.

           В  настоящее время ведутся переговоры  с МБРР о предоставлении кредитов  Приморскому краю для стабилизации систем коммунального теплоснабжения на сумму около 1,0 млрд. руб..

          Кроме  того, в соответствии с распоряжением  Правительства РФ от 12.02.01 № 200-р  ведутся переговоры о привлечении  займа для финанси-рования проекта  городского теплоснабжения.

          Исполнение этих проектов предусматривает в первую очередь внедрение энерго-    эффективных технологий и оборудования, что приведет к значительному снижению стоимости коммунальных услуг. Такие решения уже реализованы в ряде регионов России.

          Начата работа по привлечению  средств банков и других коммерчес-ких  структур в финансирование жилищного  строительства, по предостав-лению  жилищных кредитов (включая ипотечные  кредиты).

Ведутся работы по подготовке программ ликвидации ветхого и аварий-ного жилья.

            Как известно, до проведения реформы  примерно 98 % расходов по содержанию  и развитию жилищно-коммунальной  сферы отрасли приходилось на  бюджет министерств, ведомств, предприятий  или организаций, в чьем ведении  находились объекты ЖКХ.

            Почти полная финансовая зависимость  жилищно-коммунальной сферы от  бюджета, а также соответствующих  ведомств и предприятий крайне  негативно сказывалась на ее  работе и из-за остаточного  выделения средств, и в не  меньшей степени из-за не заинтересованности в их рациональном  использовании.

            Отсутствовали возможности координации  работы и маневрирования ресурсами  в результате повсеместной ведомственной  разобщенности жилья и коммунальной  сети.

            Огромные убытки предприятий жилищно-коммунального хозяйства были обычным явлением. Немалые финансовые трудности испытывали бюджеты территорий и ведомств. Расходы, на жилищно-коммунальную сферу составляли от 30 до 70% бюджетов многих территорий, городов и муниципальных образований, что затрудняло работу по обеспечению социальных потребностей населения, а также развитию экономики.

                Предприятия промышленности, сельского  хозяйства, строительства и других  отраслей хозяйства, на балансе  которых находилось жилищно-коммунальное хозяйство, вынуждены были заниматься несвойственными им функциями. Расходовались трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые с большей отдачей могли быть использованы для развития и совершенствования производства, повышения его эффективности.

Информация о работе Финансы ЖКХ