Финансы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Программой предусматривалось:

-создание конкурентной  среды в сфере предоставления  жилищных услуг в результате  разделения функций между собственниками  жилищного фонда (или организациями,  уполномоченными выступать от  лица собственника), управляющими  компаниями и подрядными жилищными организациями;

антимонопольное регулирование деятельности естественных локальных монополий  и создание конкурентной среды в  области тепло-, электро-, водоснабжения  и водоотведения;

-демонополизация и создание  конкурентной среды в подотраслях (благоустройство населенных пунктов и ритуальное обслуживание);

демонополизация банно-прачечного и  гостиничного хозяйства;

-создание конкурентной среды  и демонополизация жилищно-коммунального  хозяйства в малых муниципальных  образованиях, сельской местности и закрытых административно- территориальных образованиях.

             Как показывает опыт, изменение  формы собственности имеет положительные  результаты только в том случае, если акционирование предприятий  осуществляется на основе глубокого  финансово-экономического анализа их деятельности, финансовой заинтересованности каждого работника и целенаправленной работы коллектива и его руководителей для развития своего предприятия.

           Такие  предприятия выживают в этой  сложной правовой, политической и экономической ситуации, как правило, благодаря усилиям активных, "продвинутых" хозяйственников, взваливших на себя бремя "первопроходцев" частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере. И им не позавидуешь. Ведь вопросы демонополизации и акционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства не находят широкой поддержки в большинстве регионов и муниципальных образований России.

             Программа демонополизации еще  не стала руководством к действию  в большинстве муниципальных  образований и регионов России. Успех ее реализации на местах - это целиком заслуга самих коммунальников, которые на свой страх и риск добиваются акционирования своих предприятий со всеми вытекающими последствиями: акционировался - на дотации из бюджета не рассчитывай, по вопросам развития городской инженерной инфраструктуры, которая была и остается муниципальной собственностью, не обращайся и вообще забудь дорогу в администрацию.

               В большинстве регионов пока  еще не сформировалось позитивное  отношение к реформе ЖКХ. На местах наблюдается вяло текущий процесс реформирования правоотношений в этом секторе экономики, инициатором проведения (или не проведения) которого являются работники отрасли.

                Понимая глубину технических  и финансово-экономических преобразований  и учитывая социально-политическую  значимость жилищно-коммунальной  сферы и значительный срок, необходимый  для подобных преобразований, многие  руководители не решаются взяться за их реализацию.

               Практически всем (и органам исполнительной  власти, и населению, и промышленным  и бюджетным потребителям) уже  ясно, что в таком виде содержание  отрасли разорительно для человека, города, региона и государства, но что-либо менять (осуществлять преобразования, сформулированные в Концепции реформы ЖКХ) никто не хочет. И если такие инициативы местными администрациями реализуются, то они, как правило, далеки от сценария реформ, определенного законодательными и правительственными документами. В качестве примера можно привести попытки объединить службы заказчика и предприятия тепловых сетей; предприятия тепло- и электросетей; предприятия теплосетей и водопроводно-канализационного хозяйства; жилищно-коммунальные предприятия города - в одно и другие варианты объединения предприятий, не имеющие никакого экономического обоснования.

                  Аналогичная ситуация складывается  и при реструктуризации жилищно-коммунальных  предприятий. Как правило, это  связано с решением кадровых  вопросов и ничего общего не имеет с реформой правоотношений в жилищной и коммунальной сфере.

                  Действия администрации отдельных  регионов, не инициирующих структурные  преобразования предприятий ЖКХ,  объясняются недофинансированием  из бюджета:

--разницы в тарифах  на жилищно-коммунальные услуги  для населения;

--льготного предоставления  гражданам жилищно-коммунальных  услуг;

--услуг, предоставляемых  со скидкой (субсидией);

--расходов по приему  от ведомств объектов ЖКХ.

                 Вместе с тем предприятия худо-бедно работают, также без соответствующего финансирования, и "рука не поднимается" что-либо менять. В этом случае огромное влияние оказывает фактор пребывания у власти. Временщики не могут прогнозировать и реализовывать долгосрочные программы, а реформа жилищно-коммунального хозяйства - это работа на десятки лет. Тем не менее, проблема устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения все чаще напоминает о себе.

                Как показывает анализ, проведенный  в рамках реализации программы демонополизации: преобладающей хозяйственной структурой в сфере жилищно-коммунального обслуживания потребителей остаются многоотраслевые предприятия (около 9 тыс.), что обусловлено экономической целесообразностью их хозяйственно-финансовой деятельности, в том числе меньшим количеством налогов из-за отсутствия внутрихозяйственных оборотов.

            В соответствии с Концепцией  реформирования ЖКХ для исполнения  субъектами Федерации и муниципальными  образованиями были введены федеральные  стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России.

              Федеральный стандарт стоимости  ЖКУ на 1 кв. м. устанавливает оптимальную  величину экономически необходимых  затрат на производство услуг ЖКХ с учетом предусмотренных Концепцией реформы ЖКХ организационно-технических мероприятий по снижению издержек (ценовое регулирование на основе финансовой и технологической экспертизы тарифов, энергосбережение и учет потребляемых и отпускаемых ресурсов, создание эффективных собственников жилья, формирование договорных отношений на основе конкурсного отбора подрядчиков и др.). В 2000 г. он составил 13,34 руб. при установленном 12,8 руб. При этом по субъектам Федерации:

-завышение стоимости  жилищно-коммунальных услуг (около 60 % территорий) на 1 кв. м составляет 40-50 %, что позволяет, не увеличивая уровня оплаты, собирать с населения необходимые для устойчивого финансирования ЖКХ регионов средства;

-занижение стоимости  ЖКУ на 30-40 % уменьшает количество средств, поступающих в ЖКХ ОТ населения (в доходах предприятий эти средства составляют 35-40 % и являются реальными источниками финансирования отрасли).

           Федеральный стандарт уровня  оплаты ЖКУ населением применяется  исключительно как инструмент межбюджетных отношений и стимулирует территории к поэтапному переходу отрасли в бездотационный режим функционирования. За 2000 г. средний по России уровень оплаты ЖКУ составил  62,3 % от стоимости при установленной величине 70 %.

           Федеральный стандарт доли платежей граждан в совокупном доходе семей устанавливает предельную величину затрат, которая может быть направлена домохозяйствами на оплату % ЖКУ и является инструментом предоставления малоимущим и гражданам субсидий (компенсаций) по оплате ЖКУ. За 2000 г. установленная субъектами Федерации доля платежей составила 17 % при величине федерального стандарта 20 %.

            Неисполнение устанавливаемых федеральных  стандартов стало одной из  главных причин кризисных ситуаций, подобных сложившейся в Приморском крае.

            В соответствии с методическими  документами по формированию  федеральных стандартов и разработанной  Концепцией ценовой и тарифной  политики в жилищно-коммунальном  хозяйстве в период проведения  реформы ЖКХ была сформирована нормативная база ценовой и тарифной политики.

             С 1993 г. изменение тарифов на  основные виды ЖКУ шло опережающими  темпами по сравнению с общим  изменением потребительских цен,  т.е. жилищно-коммунальные услуги  становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ. При этом необходимо отметить, что разница в темпах роста, а также в дифференциации уровня тарифов для населения по основным ЖКУ внутри субъектов Федерации во многом объясняется отсутствием на региональном и муниципальном уровнях системы регулирования цен (тарифов).

             В настоящее время темпы роста  доходов населения значительно  опережают увеличение платы населения  за жилье и коммунальные услуги  по федеральным стандартам.

             Вместе с тем необходимо отметить, что политика ценообразования  на услуги, оказываемые предприятиями  жилищно-коммунальной сферы, проводимая  на местах, характеризовалась значительно  более низкими темпами роста  тарифов и ставок оплаты населением по сравнению с темпами роста доходов населения. Так, при повышении годовых доходов населения почти на 60 % тарифы на ЖКУ в среднем увеличились не более чем на 25 %.

          Согласно  Закону РФ "Об основах федеральной  жилищной политики"  в России при поэтапном переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг создана уникальная система социальной защиты населения. Низкодоходным категориям граждан предоставляются адресные компенсации (субсидии) по оплате ЖКУ.

          Программа предоставления адресных жилищных субсидий имеет важное значение при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и в настоящее время успешно реализуется во всех регионах страны.

           Исследования платежеспособной возможности населения Российской Федерации в оплате жилья и коммунальных услуг показывают, что при увеличении стандарта уровня платежей  граждан и одновременном увеличении федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан до 20 % количество субсидированных семей увеличилось с 6,5 до 7,2 %.

             Потенциальная возможность населения  полностью оплачивать потребляемые  ЖКУ подтверждается тем, что  в ряде регионов Российской  Федерации, например в Хабаровском  крае, высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, обусловленная географическими и климатическими факторами, сочетается с достижением наиболее высокого уровня покрытия издержек за счет платежей населения (Хабаровский край - 60 % от полной стоимости услуг). Ставки и тарифы, установленные на сегодня в Якутии, Хабаровском крае или на Сахалине, были бы достаточны для покрытия 100% затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в большинстве регионов Европейской России.

              Оценивая критическое положение в отрасли, нельзя не отметить, что предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, не получая в полной мере компенсаций в связи с предоставлением льгот, несут финансовые потери, достигающие 25 % от их доходов.

           Для решения этой проблемы  необходимо освободить жилищно-коммунальные предприятия от несвойственных им функций социальной защиты населения, изменив порядок предоставления и финансирования льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.

      Представляется  целесообразным внести поправки  в систему действующего законодательства и перевести большую часть льгот на оплату ЖКУ в компенсации (субсидии). Эти субсидии должны предоставляться в пределах социальной нормы площади жилья и в зависимости от дохода семей с учетом федеральных стандартов. При таком подходе возможно оказывать в дальнейшем адресную поддержку этих семей из федерального бюджета.

           Проводимые преобразования в  сфере жилищно-коммунального хозяйства  содержат конструктивные меры, позволяющие  осуществлять взвешенную политику  повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.

Дифференциация подходов к оплате с учетом реальной платежеспособности разных слоев населения - единственно  возможный путь стабилизации финансирования предприятий средствами населения при обязательном снижении издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

            Реальное положение с финансированием  предприятий ЖКХ показывает, что  модернизация оборудования собственными  средствами невозможна, там едва  хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности. К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник - полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.

           По мере перехода к полной  оплате ЖКУ потребителями отрасль становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем этот рубеж, тем скорее станет понятной и прозрачной экономика предприятий, требующих значительных финансовых ресурсов для модернизации основных фондов.

Информация о работе Финансы ЖКХ