Поэтому в устранении всех
этих негативных явлений, а
значит- в реформировании жилищно-коммунального
хозяйства, заинтересована прежде
всего сама отрасль, а также
другие отрасли и сферы хозяйства,
органы государственной власти
и бюджеты всех уровней.
В настоящее время более 90 %
ведомственного жилья и коммунальных
предприятий передано в муниципальную
собственность. Министерство финансов
Российской Федерации с учетом
этого провело работу по изменению
межбюджетных отношений. Большая часть дополнительных расходов
бюджетов местных органов власти на содержание
принятых в муниципальную собственность
объектов жилья и коммунальной сферы компенсирована
федеральным бюджетом.
Большинство
предприятий, передавших объекты
жилищно-коммунального хозяйства местным
органам власти, уже освободились от несвойственных
им непроизводственных функций, сосредоточив
внимание на эффективности производства.
По данным статистической отчетности,
объем промышленного производства за
1999-2006 гг. увеличился в целом по стране
на 8,1 %.
Этому же способствовали
меры по устранению перекрестного финансирования
в условиях которого промышленность
и другие отрасли экономики вынуждены
были оплачивать электроэнергию и прочие
ресурсы и услуги по завышенным тарифам.
Другим положительным результатом
этой работы стал переход основной
части жилья и коммунальных
предприятий в муниципальную
собственность, что в значительной
степени позволило устранить
негативные явления, связанные
с ведомственной разобщенностью отрасли. Вместе с тем
бюджеты территорий несут значительные
дополнительные расходы по содержанию
принятых в муниципальную собственность
объектов, во многих случаях превосходящие
возможности налоговой базы многих территорий.
Возросли дотационные выплаты, увеличилось
число дотационных бюджетов.
Поэтому обострилась
потребность в скорейшем решении
основной задачи реформы - переходе предприятий
жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость,
сокращение, а затем и устранение
ее зависимости от бюджетного финансирования.
Как уже отмечалось, до начала
реформы за счет платежей населения
покрывалось только 2-3 % затрат жилищно-коммунальной
сферы на производство и реализацию
услуг.
Пересмотр правовой основы деятельности органов государственной власти
разных уровней, разграничение их полномочий
предоставили право органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также местным органам власти самостоятельно,
с учетом конкретных экономических и социальных
условий постепенно повышать тарифы.
Концепция реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации,
одобренная Указом Президента
РФ от 28.04.97 № 425 уже в 1997 г.
дала мощный импульс для продолжения
реформы. По сравнению с 1996 г. уровень платежей населения увеличился
с 27 до 38 %. В 1998 г. платежи населения, несмотря
на кризис августа 1998 г., возросли до 50,4
%.
В 1999 г. темпы реформы значительно
замедлились, что было обусловлено
снижением платежеспособного спроса населения. Однако уровень платежей
населения увеличился еще на 6 %, достигнув
56 %.
Расходы на содержание жилищно-коммунального
хозяйства в бюджетах территорий
уменьшились с 25,7 % в 1996 г. до
19,5 % в 1997 г.
Если учесть, что к 1999 г. эти расходы выросли примерно
на 50 млрд. руб. за счет приемки в муниципальную
собственность объектов жилья и коммунального
хозяйства, то фактический уровень бюджетных
расходов в сопоставимых условиях составил
бы 11,5%, или снизился более чем в два раза.
По экспертной оценке, относительное
высвобождение средств бюджетов
и финансовых ресурсов предприятий,
министерств и ведомств составило
около 90 млрд. руб.
В расчетах федерального бюджета
в конечном итоге платежи населения
за жилищно-коммунального хозяйства были
предусмотрены на уровне 100% от затрат
на их производство. От решения этой
задачи во многом зависит финансовое благополучие
предприятий этой отрасли, а также, финансовые
возможности местных бюджетов.
Местным органам государственной власти
отдельных территорий необходимо, по нашему
мнению, разобраться в причинах низкой
собираемости платежей за жилищно-коммунальные
услуги.
По данным за 2007 г., в большинстве
регионов собираемость платежей составила 88-90. %. Однако в ряде случаев
она оказалась значительно ниже, например
в Республике Саха (Якутия) - всего 52,6 %,
Республике Дагестан - 42,7, .Тульской области
- 24,9, Республике Ингушетия - 17,8, Республике
Алтай - 28, Корякском АО - только 15,%.
Подобные результаты мало согласуются
с соотношением среднедушевых
доходов и величины прожиточного
минимума населения.
Для примера: среднедушевой
доход населения в Тверской области
составляет 80,4 % от .величины прожиточного
минимума, а собираемость платежей - 88 %; в Тульской
области он на 33 % выше прожиточного минимума,
а собираемость - менее 25 %; в Республике
Саха (Якутия) первый показатель выше прожиточного
минимума на 51,2 %, второй составляет 52,6
%.
Таким образом, низкая собираемость жилищно-коммунальных
платежей является следствием неудовлетворительной
работы местных органов власти.
В связи с этим долги
населения за жилищно-коммунальные
услуги быстро растут, а жилищно-коммунальная
сфера и местные органы власти
испытывают значительные финансовые трудности.
В ряде случаев задолженность населения
превышает платежи за полгода.
Например,
в Краснодарском крае (при увеличении
размера платежей на 10 %) она возросла
в 2,4 раза и достигла 8,5 месяца
- 517,5 млн. руб. В Кабардино-Балкарской
Республике платежи населения возросли
на 17,7 %, а долги - на 53,2 % (235 млн. руб., т.е.
11-месячная сумма фактических платежей).
Опережающий рост долгов населения
отмечается в Свердловской, Ульяновской,
Вологодской, Пермской, Воронежской, Орловской и ряде
других областей. Такое положение дел
вызовет потери ресурсов местных органов
власти на сумму более 20 млрд. руб. в год.
Не лучше дела и
у предприятий бюджетной и
внебюджетной сферы. Здесь также
местные органы власти и жилищно-коммунальное хозяйство несут
очень большие потери.
Так, в Краснодарском крае
платежи предприятий снизились
на 209 млн. руб. При этом их
задолженность за оказанные услуги
составила 1608,1 млн. руб.
В Тульской области платежи
за жилищно-коммунальные услуги сократились,
а долги составили 683,8 млн. руб. (более чем
вдвое превысили сумму платежей за 9 месяцев).
По-прежнему острой проблемой
для предприятий в ряде регионов
остается необеспеченная финансированием
выплата льгот населению, установленных федеральным
законодательством. В результате потери
отрасли составляют более 20 млрд. руб.
ежегодно.
Часть льгот была отменена,
так как они не были обеспечены источниками финансирования,
нередко носили дискриминационный характер
по отношению к другим категориям граждан,
отсутствовали их адресность, а также
социальная оправданность, когда ими пользовались
многие хорошо обеспеченные граждане.
Проведенные финансовыми органами
обследования показали, что многие
местные органы власти не обеспечивают
последовательного про-ведения мероприятий
жилищно-коммунальной реформы, одним из
нап-равлений которой является дифференциация
платежей населения в зави-симости от
качества и количества услуг, месторасположения
жилья и др.
В большинстве регионов гражданам,
имеющим сверхнормативное, второе
жилье, установлена такая же
плата за услуги, как и за
жилье в пределах социальной
нормы.
Но не менее важно сократить
расходы на ЖКУ, снизить их
себестоимость. Это, как определено
в Концепции реформы, должно
быть первоочередным направлением
в работе по реформированию
отрасли.
Особое значение для этого
имеет и использование опыта других территорий.
В 2000 г. цены производителей
промышленной продукции возросли
на 67,3 %, а тарифы за ЖКУ (благодаря
устранению непроизводительных
расходов и потерь)— только
на 20,2 %. При этом в 15 субъектах
Российской Федерации эти затраты снизились: в Смоленской
области - на 9,6 %, Ненецком АО - на 10,7, Калининградской
области - на 11,2, Кабардино-Балкарской
Республике - на 26, Иркутской области -
на 11,7, Республике Саха (Якутия) - на 31,1
%.
Приведем лишь несколько примеров сокращения расходов
и потерь жилищно-коммунальной сферы.
В Иркутской области после
аудиторских проверок обоснованности
затрат на производство ЖКУ
тарифы на отдельные виды услуг
были снижены до 70 %. В Усть-Илимске
заменили устаревшую угольную котельную на электрическую,
что. позволило снизить затраты на теплоэнергию
почти в 18 раз. В Магаданской области установка
приборов учета затрат ресурсов позволила
на 25-30 % уменьшить расходы бюджетных организаций
на оплату жилищно-коммунальных услуг,
а устранение утечки воды за счет установки
поквартирных приборов учета снизило
ее расход более чем в 2 раза.
При организационно-методической
помощи Госстроя России и Федерального
центра энергоресурсосбережения
в 67 субъектах Российской Федерации подготовлены региональные
программы энергоресурсосбережения в сфере ЖКУ.
Комплексный подход к реформированию
отрасли, выполнение работ по ресурсосбережению
позволяют, как показывает практика, снижать
затраты на производство ЖКУ на 15-40 %.
В 11 субъектах Российской Федерации
(Тульской, Челябинской, Томской,
Ростовской, Ульяновской, Ярославской
областях, Красноярском крае, Удмуртской
Республике, Республике Коми и
др.) созданы региональные внебюджетные
фонды энергоресурсосбережения для финансирования
этих работ, аккумулирующие средства бюджета,
потребителей услуг и других источников.
Ведутся работы по созданию таких фондов
в других регионах.
Для финансовой поддержки программ
энергоресурсосбережения в 16 регионах затраты на эти работы включены
отдельной строкой в местные бюджеты.
В Москве, Нижегородской области,
Краснодарском крае действуют
налоговые льготы для стимулирования
потребителей и инвесторов, позволяющие
активно реализовывать энергосберегающие проекты.
Значительный экономический
эффект дают ликвидация малоэффективных
котельных или их модернизация. В
Волгоградской области в результате
замены 74 морально и физически устаревших
жаротрубных котлов с КПД 55-56 % на
котлы отечественного производства с КПД 91-92 % он составил
6,14 млн. руб., в Хабаровском крае благодаря
реконструкции 69 котельных-50,6 млн. руб.
Большая экономия получена также
в результате энергоаудита котельных,
тепловых пунктов и тепловых
сетей: в Ульяновской области - 25,5 млн. руб. в Мурманской -15,1,
Республике Мордовия -5,0 млн. руб.
В результате внедрения программ
энергоресурсосбережения наметилась
тенденция к снижению средств
областных и краевых бюджетов,
направляемых в жилищно-коммунальное
хозяйство, по предварительной оценке в
среднем на 2-3 %. Однако расходы местных
органов власти на содержание жилищно-коммунальной
сферы остаются еще очень большими. А это
значит, что проблема реформирования ЖКХ
все еще актуальна.
Минфин России стремится строить взаимоотношения федерального
бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации так, чтобы у местных органов
власти была заинтересованность в реформировании
ЖКХ.
В соответствии с методикой
распределения Фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации
расходы на ЖКХ определены на основе федеральных
стандартов. Регионам, где более высокие
платежи населения, размеры финансовой
помощи не уменьшаются, а где платежи ниже
федеральных стандартов, сумма финансовой
помощи не увеличивается. Таким образом,
первая группа территорий получает за
счет платежей населения дополнительные
ресурсы, вторая вынуждена отвлекать на
содержание жилищно-коммунальной сферы
дополнительные средства бюджета. Например,
в Республике Бурятия ассигнования из
бюджета на жилищно-коммунальную сферу
в 4 раза больше, чем платежи населения,
в Кемеровской и Сахалинской областях,
в Приморском крае - в 3 раза, в Мурманской
области - в 2,5 раза. Такое же положение
во многих других регионах.
Для стимулирования жилищно-коммунальной реформы
используются также рычаги оказания временной
финансовой помощи субъектам Российской
Федерации, в частности при выдаче ссуд
из федерального бюджета на кассовый разрыв,
на погашение долгов по заработной плате
и -другим социальным выплатам.
В рамках реализации концепции
реформы жилищно-коммунального хозяйства
была разработана Программа демонополизации
и развития конкуренции в жилищно-коммунальном
хозяйстве, утвержденная постановлением
Правительства РФ от 20.12.97г. №1613.