Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1 Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Практика применения усн в ООО "Арт Медия"
2.3 Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1 Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2 Предложения по совершенствованию федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации" в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3 Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы 16.04.12.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 

697 руб. + 309 руб. + 391 руб. = 1 397 руб.;

16 954 руб. – 1 397 руб. = 15 557 руб.);

 

в 2002 году – 36 487 руб.

(выплаты IV квартала 2002 года по  патенту в федеральный, региональный  и местный бюджеты –

 

697 руб. + 309 руб. + 391 руб. = 1 397 руб.;

37 884 руб. – 1 397 руб. = 35 487 руб.).

 

В 2003 году отменена обязанность по приобретению патента, и не применяются  иные вычеты, в связи с чем сумма налога к уплате за IV квартал 2003 года равна сумме налога, исчисленного по ставке, и составляет 22 608 руб.

Минимальный налог по результатам  деятельности ООО «Арт Медия» в IV квартале 2003 года не применяется, так как налог, исчисленный по результатам деятельности организации, превышает размер минимального налога:

 

270 000 руб. * 1% = 2 700 руб. (сумма минимального  налога),

2 700 руб. < 22 608 руб.

Приведенные расчеты сведены в  табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный расчет сумм налогов  при применении

ООО «Арт Медия» старого и нового механизма УСН, руб.

 

Исходные данные

Объект налогообложения при  УСН

совокупный доход

доход, уменьшенный на величину расходов

1

2

3

Показатели, применяемые в расчетах

Анализируемый период

IV квартал

2001г.

IV квартал

2002г.

IV квартал

2003г.

Доход (выручка)

150 000.

270 000

270 000

Расходы

     

Зарплата

   

42 000

Взносы на обязательное пенсионное страхование (14%)

5 880

5 880

5 880

Аренда офиса

18 000

18 000

18 000

Аренда автомобиля

2 400

2 400

2 400

Обновление баз данных

6 000

6 000

6 000

Аудиторские услуги

 

15 000

15 000

Телефонные, почтовые услуги

24 000

24 000

24 000

Услуги по обслуживанию оргтехники

2 250

2 250

 

Услуги банка

1 500

1 500

1 500

Расходы

     

ГСМ

1 500

1 500

1 500

Электрическая энергия

1 500

1 500

1 500

Судебные расходы

700

1 050

 

Канцелярские товары

1 500

1 500

1 500

ИТОГО расходы

65 230

80 580

119 280

Расчет единого налога для упрощенной системы налогообложения

Налогооблагаемая база

84 770

189 420

150 720

Ставка налогообложения

20%

20%

15%

Сумма налога по ставке

16 954

37 884

22 608

Вычеты из налога (по 2001-2002г.г. –  стоимость патента за IV квартал:

697руб.+309руб.+391руб.=1397руб.)

1 397

1 397

 

Сумма налога к уплате

15 557

36 487

22 608

 

сумма налога с учетом уплаченной стоимости патента

 

В IV квартале 2003 года ООО «Арт Медия» в качестве объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, что привело к следующим показателям деятельности организации за квартал:

–величина дохода – 270 000 рублей,

–общая величина расходов – 122 580 рублей,

–величина расходов, уменьшающих  налогооблагаемый доход – 119 280 рублей,

–налогооблагаемая база – 150 720 рублей,

–ставка налога – 15 процентов,

–сумма налога к уплате – 22 608 рублей.

Из приведенных в табл.1 данных видно, что применяемый в 2003 году режим налогообложения более  выгоден для ООО «Арт Медия», так как при тех же объемах и соотношении доходов и расходов организация заплатила в IV квартале 2002 года единый налог на 13 879 руб. больше, чем в том же периоде 2003 года:

36 487 руб. – 22 608 руб. = 13 879 руб.

Разница в суммах уплаченных налогов, составила более 5% дохода организации:

270 000 руб.*5,14%=13 878 руб. 

 

2.3 Сравнительный анализ действующей  упрощенной системы налогообложения  с ранее действующим законодательством

 

Сравнение текста главы 26 НК РФ с действовавшим  ранее Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» приводит к довольно радостным выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого закона, также предусматривало  замену уплаты совокупности установленных  законодательством Российской Федерации  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за отчетный период. Однако при этом говорилось, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты единого социального налога.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, глава 26 НК РФ снимает  с субъектов обложения единым налогом обязанность уплаты единого  социального налога, что, безусловно, вне зависимости от прочих положительных  изменений в режиме применения "упрощенки", делает ее существенно более выгодной.

Однако отрицательным моментом для юридических лиц стало  то, что они теперь обязаны уплачивать транспортный налог и налог на рекламу.

Второе, что интересует при формировании общего представления об упрощенной системе налогообложения - это налоговая  база обложения единым налогом и  его ставки. И здесь, по сравнению  с ранее существовавшим порядком, глава 26(2) НК РФ предлагает налогоплательщикам значительно более льготные условия.

Так, закон от 29.12.95 № 222-ФЗ предусматривал два возможных объекта налогообложения. Первый - это так называемый "совокупный доход", т.е. разницу между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Второй - валовая выручка, полученная за отчетный период, т.е. сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Вместе с тем, пунктом 1 ст. 3 закона № 222-ФЗ устанавливалось, что выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь же такой выбор осуществляется организацией самостоятельно.

Но пожалуй, самой значительной положительной новацией, которая заключена в главе 26 (2) НК РФ, является снижение ставок единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.

Законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» устанавливались  ставки единого налога отдельно для  случая уплаты его с совокупного  дохода и с суммы валовой выручки. Пункт 2 ст. 4 закона гласил, что для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет - в размере 10% от совокупного дохода, в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода. В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет - в размере 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.

Таким образом, организации-«упрощенщики» должны были с совокупного дохода (фактически - с прибыли) уплачивать в бюджет 30%. Это фактически означало, что за ними оставалась обязанность платить налог на прибыль, называемый единым налогом. С выручки уплачивался налог в размере 10%, т.е. фактически - минимальная ставка НДС, однако не возмещаемая покупателем товаров, работ и услуг организаций, применяющих упрощенную систему.

Глава 26 (2) НК РФ наряду с устранением  обязанности уплаты единого социального  налога для субъектов применения упрощенной системы налогообложения, снижает ставки налога практически  в два раза.

Кроме того, настоящая упрощенная система налогообложения позволяет  налогоплательщикам уменьшать свой доход на величину расходов по заработной плате, тогда как при упрощенной системе 1995 года (действовавшей до конца 2002г.) заработная плата работников не уменьшала совокупный доход организации.

Данное обстоятельство играет существенную роль для налогоплательщиков, основной деятельностью которых является оказание различного рода услуг, так  как заработная плата относится  к основным статьям затрат таких  организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд.

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, новый налоговый режим  более удобен тем, что в качестве объекта налогообложения можно  выбрать доход, уменьшенный на величину расходов.

Это значительно сокращает величину налогооблагаемой базы таких налогоплательщиков по сравнению с налогооблагаемой базой в виде валовой выручки, которая вменялась до 2003 года торговым организациям в обязательном порядке.

Таким образом, исследование применяемой  в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения позволяет  сделать вывод о том, что данный налоговый режим улучшает положение  налогоплательщика.

Однако и в новой упрощенной системе налогообложения есть свои минусы.

Самые серьезные проблемы упрощенной системы налогообложения связаны  с налогом на добавленную стоимость. Так, фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики  НДС. Дело в том, что у них в  результате сделок с фирмами, которые  работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.

Решение данной проблемы видится в  следующем. Возможно введение НДС в  упрощенную систему налогообложения  с сохранением действующего порядка  его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При  этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между  бюджетами разных уровней. При расчете  единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС  в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом  на доход.

Другая проблема применения УСН  может возникнуть в том случае, если фирма взяла за объект налогообложения  доходы. Возникает она у тех  фирм, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или  имущественные права, то есть совершают  товарообменные операции. Дело в том, что доход по такой операции возникает  дважды. Первый раз, когда фирма получает от покупателя товары или, скажем, векселя  третьих лиц, а второй раз - когда  она их перепродает. На деле же получается, что фирма дважды уплачивает налог  с одного и того же дохода от продажи  своих товаров (работ, услуг).

В целях недопущения двойного налогообложения  единым налогом на доходы в случае товарообменных операций, необходимо исключить из перечня доходов  те из них, которые были получены по бартеру, а в дальнейшем используются для перепродажи.

Исправление приведенных пробелов в законодательстве «Об упрощенке» позволит значительно улучшить финансовое положение налогоплательщика – субъекта малого предпринимательства.

Помимо налогообложения, существует множество и других нерешенных проблем  малого бизнеса, требующих государственного регулирования.

 

Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и  возможные пути их решения 

 

3.1 Направления развития государственной  поддержки малого предпринимательства  по ответам предпринимателей  и респондентов интервью

 

Для выявления приоритетных направлений  государственной поддержки малого предпринимательства в 2004 году Автономной некоммерческой организацией «Национальный  институт системных исследований проблем  предпринимательства» (НИСИПП) в пяти регионах Российской Федерации было проведено исследование. Для проведения анкетирования субъектов малого предпринимательства и интервьюирования представителей органов власти и  организаций инфраструктуры были отобраны следующие субъекты Российской Федерации: Татарстан (Казань), Ростовская (Ростов на Дону), Рязанская (Рязань), Томская (Томск), Новгородская области (Великий Новгород).  

Отбор регионов исследования проводился на основании анализа уровня развития малого предпринимательства в различных  субъектах Российской Федерации (использовались доступные данные Госкомстата России и МНС России). Также принималась  во внимание обеспеченность регионов организациями инфраструктуры поддержки (для этого использовались каталоги Ресурсного центра малого предпринимательства  и другие открытые источники, в частности  сеть Интернет). Кроме этого, при  отборе регионов исследования использовался  принцип географической репрезентативности, т.е. регионы должны были представлять разные экономические районы, федеральные  округа Российской Федерации.

Путем проведенного исследования выявлялась эффективность действия норм и положений  Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации».

Принятый в 1995 г. Федеральный закон  «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства  в России» до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании  взаимоотношений между государством и малым бизнесом, хотя и имеет  свои недостатки.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса