Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1 Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Практика применения усн в ООО "Арт Медия"
2.3 Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1 Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2 Предложения по совершенствованию федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации" в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3 Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы 16.04.12.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 

На третьем месте находится  предложение о введении четкого  порядка предоставления льготных кредитов за счет бюджетных средств. Около 90% респондентов, поддержавших указанное  предложение, имели нехватку собственных  финансовых средств на развитие и  испытывали трудности с получением льготных кредитов.

Следующим по числу поддержавших респондентов является предложение об определении  перечня государственных органов, осуществляющих функции контроля, что  в принципе характерно для субъектов  малого предпринимательства и не требует отдельного подтверждения.

Наименее востребованными предложениями  оказались те, которые в настоящее  время напрямую не касаются малых  предпринимателей. Так, менее 50% респондентов поддержали следующие предложения:

–выделить среди субъектов малого предпринимательства «микропредприятия» и предусмотреть для них особые формы поддержки;

–передать основные полномочия по поддержке  малого предпринимательства с федерального на региональный (областной) и местный (муниципальной) уровни власти;

–ввести понятия «ремесленничество», «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие».

Опрошенные представители органов  власти и организаций инфрастуктуры поддержки в целом расставили такие же приоритеты в предложенных изменениях законодательства, что и субъекты малого предпринимательства (табл. 3).

Сопоставление двух последних таблиц еще раз подтверждает, что взгляды  экспертов и субъектов малого предпринимательства на данную проблему в целом совпадают.

Некоторые эксперты предложили свои поправки в Федеральный закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»:

 

Таблица 3

Оценка  опрошенными экспертами предложений  по совершенствованию законодательства «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Содержание предложения

Поддержка экспертами (в процентах от опрошенных)

1

2

Определить исчерпывающий перечень федеральных и местных органов  исполнительной власти и управления, осуществляющих контрольные функции, сроков, периодичности и последовательности проверок разными органами

92

Установить четкий порядок предоставления льготных кредитов за счет бюджетных  средств

88

Установить порядок предоставления субъектам МБ основных фондов, включая нежилые помещения

88

Ввести ответственность должностных  лиц за препятствование деятельности, связанной с созданием и развитием субъектов малого предпринимательства

84

Органы, финансируемые из госбюджета, должны осуществлять все процедуры  бесплатно, в том числе для  целей лицензирования, выдачи разрешений

82

Предусмотреть создание реестра свободных  помещений для целевой передачи их в пользование субъектам МБ

80

Предусмотреть выделение отдельной  строкой в бюджете определенной доли бюджетной массы на цели поддержки  малого предпринимательства при  формировании бюджетов всех уровней

78

Создать механизм гарантированного участия  субъектов малого предпринимательства  в реализации государственного заказа на федеральном и региональном уровнях

75

Дифференцировать размеры штрафов  для крупных и малых предприятий  в сторону их уменьшения для последних  и отменить практику установления вилок  штрафов

73

Разделить полномочия по регулированию  деятельности и поддержке малых  предприятий между федеральной, региональной и местной властями

62

Ввести мораторий на проверки контрольных  органов на первые 3 года деятельности субъектов МБ

55

Выделить среди субъектов малого предпринимательства микропредприятия и предусмотреть для них особый статус

49

Ввести понятия «ремесленничество», «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие»

28


 

–введение баз данных инвестиционных предложений и разработку инвестиционных проектов для организации и расширения предпринимательской деятельности;

–введение единого законодательного определения как для всей группы малых и средних предприятий, так и входящих в нее отдельных  групп;

–введение льгот для отдельных  категорий предпринимателей и инфраструктуры поддержки малого бизнеса по различным  налогам в части, зачисляемой  в областной бюджет;

–для малых предприятий на некоторое  время отменить налоги;

–гарантировать стабильность налогообложения  на 5 лет;

–оговорить предоставление администрациями  городов и районов гарантий субъектам  малого предпринимательства для  облегчения доступа начинающих предпринимателей к банковским кредитам и лизинговым ресурсам;

–при разработке региональных и  федеральных программ экономического развития отраслей и территорий предусматривать  мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса;

–разработать механизм предоставления льгот банкам, страховым и лизинговым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства;

–создание рамочного закона о развитии малого бизнеса;

–формирование и реализация программ лизинга малых предприятий.

Эксперты подчеркивают важность проблемы развития малого предпринимательства  для государства: 86% респондентов считают  необходимым выделить государственную  поддержку субъектов малого предпринимательства  в отдельное направление государственной  политики и предусмотреть для  этого отдельный специальный  закон, в котором бы содержались  нормы о государственной поддержке (рис.5).

Большинство опрошенных субъектов  малого предпринимательства (66%) также  придерживаются такой же позиции. Причем доля тех, кто хорошо знаком с содержанием Закона, т.е. тех, кто может обоснованно говорить о необходимости сохранения специального регулирования государственной поддержки малого предпринимательства, практически такая же (67%).

Отдельно следует остановиться на выборе оптимальной для малого бизнеса системы банковского  кредитования, которая является очень острой для малого бизнеса.

 

Рис. 5. Мнение опрошенных субъектов  предпринимательства по вопросу, где  должны содержаться нормы, регулирующие государственную поддержку малого предпринимательства

 

Рассматривая "стандартный" российский банк, можно выделить следующие основные проблемы, возникающие во взаимоотношениях банков и малого бизнеса.

1. Для банков клиенты в лице  предприятий малого бизнеса являются  малопривлекательными, так как они  представляют для банков достаточно  трудоемкий в обслуживании, высокорискованный и относительно низкодоходный бизнес. Тем не менее, в сложившихся условиях функционирования банковской системы наблюдается переориентация банков на кредитование реального сектора, в том числе и малых предприятий. Но для того, чтобы кредитовать данный сектор, банк должен иметь возможность привлечения ресурсов от других источников. Так, в 2003 году Европейский банк реконструкции и развития выделил на эти цели $ 15 млн, в этом году планирует добавить ещё $ 10 млн.

2. Получить кредит в банке  малому предприятию достаточно  сложно. Известно, что основными  кредиторами малого бизнеса являются  нелегитимные продавцы денег  (физические лица). Предприятия предпочитают пользоваться такими займами под более высокие процентные ставки, чем предлагают банки, по причинам, связанным с быстротой получения средств, а также с относительной "легкостью" получения – не требуется залогового обеспечения и др. Эта проблема обусловлена в значительной степени отсутствием у российских банков эффективной технологии кредитования именно малого бизнеса, что усугубляется низким уровнем образования самих предпринимателей и, соответственно, низким уровнем обоснования бизнес-планов. Качественный бизнес-план позволил бы оценить не только эффективность использования заемных средств, но и знания клиента о своем бизнесе.

3. Большинство малых предприятий  некредитоспособны или недостаточно кредитоспособны. Коммерческие банки расценивают кредитование малого бизнеса как довольно рискованные операции из-за отсутствия у значительной части предпринимательства опыта работы с коммерческими кредитами - кредитной истории. Поэтому условия по процентным ставкам и срокам по кредитам, предлагаемые банком малому бизнесу обычно худшие по сравнению с крупным бизнесом.

У многих банков отсутствует практика и технология кредитования именно малого предпринимательства. Для создания и отработки механизма кредитования требуется определенное время, поэтому  даже при переориентации банка на кредитование реального сектора, и  малого предпринимательства в том  числе, ожидать в ближайшее время  высокого уровня предложения кредитных  продуктов для рассматриваемой  категории вряд ли возможно. По существу для большинства банков направление  кредитования малого бизнеса представляет собой лишь одно из направлений диверсификации своих активов, а не приоритет [21].

В группу наиболее удобных для малого бизнеса специальных систем банковского  кредитования для малого бизнеса  сами предприниматели включают:

–кредитование по существующим в  коммерческих банках процентным ставкам  без предоставления залогового обеспечения, при котором государство берет  на себя роль гаранта по кредитам (29,2% всех опрошенных);

–кредитование по сниженным процентным ставкам, при котором государство  возмещает банку разницу по процентным платежам (26,7% опрошенных);

–все системы в одинаковой степени  удобны, нет предпочтений (25%).

Кроме этого, 14,2% ответивших отметили, что наиболее удобной для них  стала бы система кредитования по существующим в коммерческих банках процентным ставкам с предоставлением  последующего возмещения из уполномоченного  государственного органа (организации) установленной разницы между  процентными ставками.

5,3% респондентов отмечают, что им  неудобна ни одна из перечисленных  систем льготного банковского  кредитования малого бизнеса. 

При этом 18% респондентов затруднились с ответом на вопрос, какая система  для них явилась бы наиболее удобной.

Не наблюдается никаких различий в предпочтениях между прибыльными (29,6%) и бесприбыльными (29,4%) малыми предприятиями  в отношении кредитования по рыночным банковским ставкам при гарантиях  со стороны государства, а также  в отношении рыночного кредитования с возмещением государства малому бизнесу разницы по процентным ставкам (соответственно 14,3 и 16,3%). Вместе с тем  бесприбыльному бизнесу в большей  мере удобны любые специальные системы  кредитования (30%), чем прибыльному (21,6%). Прибыльный бизнес больше затрудняется в определении, что ему удобней (20%), чем бесприбыльный (14,4%).

Мельчайшие малые предприятия (до 10 занятых) чаще (33%), чем более крупные (от 11 до 25 работников – 26,7%), считают  для себя более удобным банковское кредитование по коммерческим процентным ставкам без залога, при котором  государство выступает гарантом. Мельчайшие малые предприятия (17,6%) чаще более крупных (соответственно 13,6 и 11,5%) считают для себя более удобным кредитование по существующим в коммерческих банках процентным ставкам, с предоставлением последующего возмещения предприятию из уполномоченного государственного органа (организации) установленной разницы между процентными ставками. Аналогичная ситуация и с кредитованием по сниженным процентным ставкам, при котором государство возмещает банку разницу по процентным платежам (соответственно 32,4, 26,2 и 21,5%). То есть все предложенные системы оказались более удобными для мельчайших предприятий, чем для более крупных малых предприятий.

Напротив, более крупные предприятия  чаще вообще затрудняются в выборе удобной для себя системы кредитования, чем мельчайшие. 

 

3.3 Предложения по изменению  системы государственной поддержки  малого предпринимательства

 

Основываясь на результатах исследования, можно заключить, что система  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации требует значительных изменений.

Прежде всего, ни у кого не вызывает сомнения (как у банкиров, так  и у предпринимателей тот факт), что для упрощения процедуры  кредитования малого бизнеса крайне необходимы разработка и принятие определенных законодательных норм. Следует разработать  законодательную базу, которая позволила  бы банкам без опаски в короткие сроки рассматривать и оформлять  в залог как объекты жилого сектора, так и коммерческой недвижимости. При этом необходимо упростить и облегчить процедуру оформления залога в органах регистрации, чтобы это занимало не больше недели.

Необходимо также на уровне государства  внедрить программу информационной поддержки предпринимателей, которая  бы разъясняла выгодность кредитования в банках, в том числе и под  залог недвижимости [25].

Изменений требует и непосредственно  Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации».

На концептуальном уровне законодательство о государственной поддержке  малого предпринимательства следует  развивать, основываясь на следующих  основных положениях:

1.     Необходимо сохранить специальный федеральный закон, посвященный малому предпринимательству, в котором должны быть установлены критерии субъектов малого предпринимательства, а также прав субъектов малого предпринимательства, отличные от прав иных субъектов хозяйственной деятельности.

2.     Федеральный закон должен содержать нормы, гарантирующие субъектам малого предпринимательства стабильные условия для развития их деятельности (например, норму, аналогичную норме пункта 1 статьи 9 Закона), данные нормы должны быть развиты в специальном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

3.     Нормы, предусматривающие предоставление предпринимателям мер поддержки или льгот, должны быть нормами прямого действия, т.е. их получение не должно зависеть от субъективного решения какого-либо уполномоченного органа или должностного лица.

4.     Необходимо вернуть те меры, которые до настоящего времени эффективны в настоящее время (например, предоставление субъектам малого предпринимательства права сохранить прежний более благоприятный режим налогообложения в случае изменения налогового законодательства).

5.     Федеральный закон должен предусматривать, что на федеральном уровне создаются законодательные условия для успешного развития малого предпринимательства, при делегировании всех конкретных мер поддержки субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.

6.     Федеральный закон также может содержать и меры непрямого действия, однако в таком случае он должен содержать порядок доступа субъектов малого предпринимательства к данным мерам (например, поддержка каких-либо новых инвестиционных проектов, которые отбираются на четких и прозрачных основаниях, предпочтительно на конкурентной основе (конкурсы).

В ближайшее время должно выйти  постановление правительства РФ, утверждающее механизмы формирования поддержки малого предпринимательства  в 2005 году [23].

Министерство экономразвития подготовило четыре схемы поддержки малого бизнеса. В их числе - по развитию микрокредитов, по поддержке экспортно ориентированных малых предприятий, а также по созданию и укреплению инновационных проектов.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса