Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1 Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Практика применения усн в ООО "Арт Медия"
2.3 Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1 Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2 Предложения по совершенствованию федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в российской федерации" в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3 Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы 16.04.12.docx

— 87.84 Кб (Скачать файл)

 
 

Заключение

 

Малое предпринимательство представляет собой совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка.

Как свидетельствует зарубежный и  отечественный опыт, под малым  предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых  не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства  и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

–        быстрое реагирование на конъюнктуру;

–        решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

–        противодействие монополизму в экономике;

–        активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг (в первую очередь  – для малообеспеченного большинства  населения) с использованием местных  источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере  малого предпринимательства как  правило выше чем крупных компаний. Вот почему мелкое и среднее предпринимательство должно находить все более широкую поддержку государства.

В соответствии с с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" данная поддержка предоставляется в виде:

–организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым  бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

–имущественной формы (научно-технологическая  поддержка, льготирование условий  предоставления в аренду помещений  и оборудования, находящихся в  государственной собственности, а  также формирование государственных  лизинговых компаний и т. д.);

–финансовой формы (введение льготного  режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к  кредитованию и страхованию малых  предприятий и т. д.);

Следует особо отметить особенности  льготного налогообложения малых  предприятий в нашей стране, которое постоянно совершенствуется. Начиная с 2003 года, значительно снижены налоговые ставки для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (соответственно с 10% до 6% по налогу на доходы и с 30% до 15% по налогу с доходов, уменьшенных на величину расходов).

Анализ уплаты налогов за IV кварталы 2001-2003 г.г. на примере ООО «Арт Медия», применяющем УСН, основной деятельностью которого является производство рекламной продукции и оказание рекламных услуг, показал, что применяемый в 2003 году режим налогообложения более выгоден для ООО «Арт Медия», так как при тех же объемах и соотношении доходов и расходов организация заплатила в IV квартале 2002 года единый налог на 13 879 руб. больше, чем в том же периоде 2003 года.

Однако действующая упрощенная система налогообложения обладает и некоторыми недостатками:

1.     Фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС, т.к. у них в этом случае значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Решение данной проблемы видится во введении НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход.

2.     Если фирма взяла за объект налогообложения доходы, то у фирм, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или имущественные права, то доход по такой операции возникает дважды. Первый раз, когда фирма получает от покупателя товары или, скажем, векселя третьих лиц, а второй раз - когда она их перепродает. И получается, что фирма дважды уплачивает налог с одного и того же дохода от продажи своих товаров (работ, услуг). В целях недопущения двойного налогообложения единым налогом на доходы в данной ситуации следует исключить из перечня доходов те из них, которые были получена по бартеру, а в дальнейшем используются для перепродажи.

Исправление приведенных пробелов в законодательстве «Об упрощенке» позволит значительно улучшить финансовое положение налогоплательщика – субъекта малого предпринимательства.

Помимо налогообложения, существует множество и других нерешенных проблем  малого бизнеса, требующих государственного регулирования. В системе целевых  установок государственного регулирования  экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных  макроэкономических показателей, фискальными  механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку  государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной  поддержке малого бизнеса.

По результатам рассмотрения оценок субъектов малого предпринимательства  и представителей органов государственной  власти и организаций инфраструктуры поддержки предложений по совершенствованию  федерального закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» можно сделать  следующие основные выводы:

Необходимость совершенствования  нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, отмечается всеми субъектами малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства  в целом поддерживают почти все  предложения по совершенствованию  Закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства», но при  этом в большей степени интересуются теми, которые позволяют либо сохранить используя льготы денежные средства (сохранения льготного режима налогообложения, либо получить их льготным путем (льготные кредиты). Также отмечается заинтересованность субъектов малого предпринимательства в ведении ответственности должностных лиц за препятствование созданию и развитию малого бизнеса.

Опрошенные представители органов  власти и организаций инфрастуктуры поддержки в целом расставили такие же приоритеты в предложенных изменениях законодательства, что и субъекты малого предпринимательства (с.4-5 табл. 3 раздаточного материала).

Сопоставление двух последних таблиц еще раз подтверждает, что взгляды  экспертов и субъектов малого предпринимательства на данную проблему в целом совпадают.

Реализация вышеперечисленных  мероприятий будет способствовать прочному развитию малого бизнеса в  нашей стране.

Список использованных источников

 

1.         Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)

2.         Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)

3.         Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (с изм. и доп. от 31 декабря 2001 г.) (утратил силу)

4.         Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 30 декабря 2004 г.)

5.         Приказ МНС РФ от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения"

6.         Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. от 31 декабря 2004 г.)

7.         Приказ МНС РФ от 21 ноября 2003 г. N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"

8.         Приказ Минфина РФ от 1 ноября 2004 г. N 96н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и инструкции о порядке ее заполнения"

9.         Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изм. и доп. от 25 декабря 2004 г.)

10.    Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" (с изм. и доп. от 1 июля 1997 г.)

11.   Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 317 с.

12.    Викторов Д. и др. Хроники уходящего года. Опубликовано: 21.12.2004. //Бизнес-журнал / #"#">www.nisse.ru

16.     Истратова М.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для малых предприятий (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ). - "Статус-Кво 97", 2002 г. – СПС «Гарант»

17.    Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / Российская газета, № 30, 2004.

18.    Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000. - 277 с.

19.    Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 496 с.

20.     Малый бизнес: налоги и отчетность (под ред. Оганесова А.Р.). - "Главбух", 2004 г. – СПС «Гарант»

21.    Материалы XXXIII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2004 год. © Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставрополь, 2004. #"#">http://is.webplan.ru/cgi-bin/mm/mmat.cgi?num=838&&us=12

26.    Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 г. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

27.    Предпринимательство: /Под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 2003. – 422 с.

28.    Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа экономики, 1999. - 344 с.

29.    Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / Экономическая газета. - № 10 - 2005.

30.  Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом. - №2. - 2005. – с. 41-44.

31.    Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. -524 с.

32.    Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса». М.: Экономистъ, 2003. – 197 с.

33.   Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - №4. – 2005. – с. 21-30.

34.    Экономика: /Под ред. А.И.Архипова и др. –М.: Проспект, 1998 - 442 с.

35.    Экономическая теория. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 564 с.

 

 


Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса