Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:37, реферат
Цель исследования состоит в разработке и апробации методики, позволяющей оценить эффективность действующей ССТ, а также проектов ее нового устройства.
Введение
1 Понятие, роль и место государственных социальных трансфертов в бюджетной системе Республики Казахстан. Вопросы трансфертного ценообразования
2 Роль и значение формирования социальных трансфертов населения в условиях модернизации экономики путем государственных социальных трансфертов (на примере Южно – Казахстанской области)
3 Перспективы развития системы государственных социальных трансфертов в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
кафедра
«экономики и финансов»
Тема реферата:
«Государственные
социальные трансферты»
Выполнила:
студентка группы МГ 1001
Дарханкызы
Г.
Алматы
2011
Содержание:
Введение
1 Понятие,
роль и место государственных
социальных трансфертов в
2 Роль и значение формирования социальных трансфертов населения в условиях модернизации экономики путем государственных социальных трансфертов (на примере Южно – Казахстанской области)
3 Перспективы
развития системы
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В годы кризиса 2008-2010 г.г. проводимая в РК макроэкономическая политика в некоторой степени негативно сказывалась на положении широких слоев населения. Снижение реальных располагаемых доходов граждан, обострение неравенства в обществе происходило одновременно с усилением других негативных явлений: невыплатой заработной платы и пенсий, ростом числа безработных, появлением беженцев и вынужденных мигрантов, и пр. В качестве реакции на социальные проблемы вводились все новые виды пособий и льгот на республиканском, региональном и местном уровнях, постепенно усложняя и без того запутанную систему социальных трансфертов РК (ССТ). Одновременно все острее становилась проблема несбалансированности ресурсов и установленных обязательств на всех уровнях бюджетной системы РК. Сегодня общепризнанно, что действующая ССТ РК нуждается в реорганизации, особенно в направлении более точного определения круга реципиентов предоставляемой помощи. Приводятся различные доводы в пользу того или иного проекта реформирования ССТ. Некоторые изменения уже предпринимаются органами государственной власти. В тоже время еще предстоит приять основные решения относительно того, какие выплаты действительно нужны, кому, в каких объемах и в какой форме они должны предоставляться.
Названные обстоятельства делают актуальной задачу анализа различных методов, применяемых сегодня для оценки эффективности государственной политики в социальной сфере и смежных областях, и разработки методики, позволяющей адекватно оценивать и сопоставлять проекты организации ССТ РК с целью выбора наиболее предпочтительного способа ее нового устройства.
Цель
и задачи исследования.
Цель исследования состоит в разработке
и апробации методики, позволяющей оценить
эффективность действующей ССТ, а также
проектов ее нового устройства.
1
Понятие, роль
и место государственных
социальных трансфертов
в бюджетной системе
Республики Казахстан.
Вопросы трансфертного
ценообразования
Формируемая в Казахстане социально ориентированная рыночная экономика предполагает целенаправленное регулирование свободных рыночных отношений в интересах человека и общества в целом на основе разработки и реализации системы формирования социальных трансфертов населения. Вопросы формирования социальных трансфертов населения постоянно занимали особое место в государственных программах социально-экономического развития. За прошедшие годы были реализованы социально ориентированные стратегические государственные программы, такие как «Программа по борьбе с бедностью» разработанная на территориальном уровне и на уровне страны, «Современная социальная политика, защищающая наиболее уязвимые слои населения и поддерживающая развитие экономики», где определены проблемы аула (села), предусматривающая повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличение размеров различных пособий и выплат, осуществления формирования социальных трансфертов определенных групп населения.
В «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» предусмотрено многоуровневая система социального обеспечения, соответствующая современным стандартам и уровням жизни в Казахстане. В соответствии с ним будут повышены базовые выплаты, предусматривается последовательное увеличение пенсионных выплат для лиц пожилого возраста, инвалидов, лиц потерявших кормильца и иных граждан, нуждающихся в социальном обеспечении.
В условиях кардинальной трансформации экономики Казахстана выявился противоречивый характер этого процесса, что проявляется возникновением новых позитивных форм социально-экономического развития как свобода предпринимательства, конкуренция, рынки труда, товаров, капитала, так и сопутствующих им негативных явлений – спад производства при кризисе, инфляция, резкое падение уровня жизни, безработица и другое.
Вхождение РК в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран - одна из основных задач предполагает борьбу с бедностью и предотвращение социального расслоения. При этом одной из первоочередных задач должно стать повышение благосостояния жизни и услуг населения до уровня развитых стран. Проблема бедности оказалась трудной не только по причине масштабов ее распространения, но и из-за сложности ее идентификации.
Рыночные реформы требуют формирования такой системы формирования социальных трансфертов, которая была бы совместима с создаваемыми рыночными структурами, и исходящие от нее воздействия не препятствовали бы необходимым экономическим изменениям и развитию. Это должно обеспечиваться наличием четких ориентиров и задач стратегического и тактического характера [1]. Формирование такой системы связано с пересмотром социальной политики и, прежде всего, с перераспределением функций между субъектами формирования социальных трансфертов. Совершенствование региональной системы формирования социальных трансфертов села должно быть основным направлением социальных реформ, так как только на уровне региона могут быть наиболее полно учтены их социально-экономические, природные, демографические, экологические и другие особенности, что невозможно выполнить путем разработки всех удовлетворяющих унифицированных подходов и рекомендаций. Наличие особенностей, перенос центра тяжести формирования социальных трансфертов с государственного уровня на регионы требуют повышения роли региональной политики. В связи с этим исследование складывающихся тенденций убеждает в необходимости разработки методических рекомендаций по формированию и совершенствованию системы формирования социальных трансфертов села на уровне регионов, что, несомненно, может дать оптимальные результаты. Несмотря на значительную активизацию социальных функций государства и принятие в последние годы определенных мер по поддержке, положение дел в социальной политике, в частности в системе назначения государственных социальных трансфертов не теряет своего проблемного значения.
ССТ страны является комплексной, часто противоречивой системой. В работе показано, что она может состоять из различных по сути и форме трансфертов, выплат, страховых схем, которые формируются под действием принятых в обществе понятий о справедливости, и определяются первоначальной структурой неравенства в обществе, институциональными и бюджетными ограничениями, а также политическими процессами. Исследования в области социальной справедливости и влияния индивидуальных представлений о социальной справедливости на формирование ССТ определены в трудах таких известных ученых, как Эрроу, Роулс, Аткинсон, Стиглиц, Дворкин, Арнесон, Коэн, Сен, Ван Паридж, Флербау и др.
Анализ механизмов возникновения и трансформации неравенства, влияния первоначальной структуры неравенства и временных шоков на распределение дохода и собственности в долгосрочном периоде был был проведен в работах Бургиньона и Моррисона, Голдина и Марго, Каца, Лавмена и Бланшфлауера, а также Готчалка, Галора и Зейра.
Для оценки влияния институциональных ограничений на возможности проведения социальных изменений и выбор вариантов перераспределения в исследовании были использованы работы Мирле, от статьи которого берет начало изучение феномена стимулов применительно к перераспределению, а также Вэриана, анализировавшего ситуации, при которых частная информация касается непредсказуемых шоков, ведущих к неравенству доходов, а не индивидуальных производственных способностей [2].
Сказанное выше говорит о том, что за рубежом проблемой трансфертов занимались долгие годы и только в последние десятилетия рыночной экономики эта проблема обострилась у нас. В тоже время, при оценке эффективности ССТ необходимо также принимать во внимание цели, которые преследовались при ее создании / преобразовании. Исторически сложилось, что основным назначением трансфертных выплат было снижение уровня бедности, в особенности исчезновение абсолютной бедности. В идеале, ни один человек (семья) не должен опускаться ниже некоего жизненного стандарта. В теории не существует какого-либо аналитического способа однозначно определить пороговое значение бедности (черту бедности). На практике пользуются тремя основными способами измерения бедности: абсолютным, относительным и субъективным.
Подход, основанный на определении минимального количества товаров и услуг, предполагающего удовлетворение самых насущных потребностей человека – абсолютный способ. Изначально он появился как ответ на голод и лишения в Европе после Первой мировой войны и в большей мере соответствует потребностям беднейших обществ или обществ, переживших серьезные природные или антропогенные катаклизмы. В относительно развитых странах прожиточные минимумы рассчитываются и существуют в качестве контрольных показателей, а в практической деятельности используются иные методы, в большей степени соответствующие целям социального управления – сохранению общественной стабильности.
Так, субъективный подход к определению бедности предполагает, что простые люди лучше разбираются в том, что такое бедность. Соответственно, черта бедности принимается такой, какой она представляется большинству населения.
При относительном подходе точкой отсчета являются не соображения людей, а средний уровень благосостояния населения. В качестве черты бедности принимается доля среднего медианного дохода (как правило, около 50%). Оба эти подхода – итог разработок последних двадцати-тридцати лет в странах Западной Европы.
Снижение неравенства в распределении доходов населения считается одной из основных задач политики перераспределения. Необходимо подчеркнуть, что бедность и неравенство – это две разные концепции. Говоря о бедности, имеют в виду жизненные стандарты. Тогда как, говоря о неравенстве, рассматривают разницу в доходах между различными группами населения. Несмотря на большое количество теоретических и прикладных работ, посвященных оценке ССТ РК, почти все они в основу анализа ставят показатели, характеризующие снижение бедности и /или неравенства в результате введения той или иной политики или программы. Тем не менее, работы таких авторов, как Аткинсон, Барр, Коэн, Сен, и др. позволяют утверждать о необходимости анализа и других целей, которым должна отвечать ССТ. Это, в первую очередь, - страхование населения от непредвиденных и неприемлемо серьезных отклонений от жизненных стандартов - в основном о пособия по безработице или по инвалидности. Во-вторых, сглаживание потока доходов во времени, связанное с жизненным циклом индивидов, которые могут либо сами производить отчисления в пенсионные фонды, либо это за них может делать государство с помощью обязательных пенсионных перечислений.
Кроме того, важнейшей целью ССТ является социальная интеграция, которая предполагает поддержание человеческого достоинства граждан. Считается, что различные пособия помогут человеку, попавшему в трудную ситуацию, не «опуститься» и не оказаться на иждивении у родственников.
Обычно в этот пункт также добавляется развитие у людей общественной солидарности. Принцип общественной солидарности, выступающий основой любой демократической общественной системы, в РК постепенно утрачивает свою роль. Наиболее обеспеченные члены общества все в меньшей степени платят за бедных и нуждающихся. В отличие от развитых стран в РК в настоящее время все сильнее проявляются тенденции усиления индивидуальной ответственности за свое материальное положение и здоровье, даже в тех случаях, когда бедность объективно вызвана сложившимися обстоятельствами, а не индивидуальными характеристиками (большинство бедных в РК сегодня составляют работающие индивиды).
Эффективность ССТ определяется эффективностью ее отдельных элементов и механизмов их внутренней взаимной увязки. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы наличие того или иного трансферта в ССТ в том или ином виде было обосновано. При рассмотрении вопросов, связанных с типологизацией социальных трансфертов и обоснованием государственного участия в их предоставлении, исследование опирается на работы А. Аткинсона, Н. Барра, Дж. Стиглица и др.