Государственные социальные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке и апробации методики, позволяющей оценить эффективность действующей ССТ, а также проектов ее нового устройства.

Содержание работы

Введение
1 Понятие, роль и место государственных социальных трансфертов в бюджетной системе Республики Казахстан. Вопросы трансфертного ценообразования
2 Роль и значение формирования социальных трансфертов населения в условиях модернизации экономики путем государственных социальных трансфертов (на примере Южно – Казахстанской области)
3 Перспективы развития системы государственных социальных трансфертов в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственные социальные трансферты - 20-2011.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4. Распределение доходов населения  за вычетом полученных социальных трансфертов по 10% группам ЮКО 

Децили  
% доходов
 
Накопленным итогом, % 
Первый (с наименьшими доходами) 0,9 0,9
Второй 2,63 3,53
Третий 3,77 7,29
Четвертый 4,73 12,02
 
Пятый
5,63 17,65
Шестой 6,54 24,19
Седьмой 8,01 32,20
Восьмой 10,18 42,38
Девятый 13,75 56,13
Десятый (с наибольшими доходами) 43,87 100
Коэфициент  Джини 0, 4603
 

     Анализ  показал, что в случае полного  отсутствия социальных трансфертов ниже прожиточного уровня оказалось бы 1753 семьи из выборки, что составило бы 40,3% всех домохозяйств (против 38% с учетом социальных трансфертов). Рассчитанный для данного гипотетического случая коэффициент Джини получился равным 0,46, что выше, чем в исходном варианте. Таким образом, действующая ССТ, хоть и весьма незначительно, но сглаживает неравенство в доходах и сокращает бедность. Вместе с тем, ее эффекта явно не достаточно для достижения уровня неравенства, характерного для развитых стран.

     Демографическая ситуация, складывающаяся в настоящее  время в сельской местности, характеризуется  высокой интенсивностью воспроизводства  населения, что в первую очередь  отражается на динамике ее численности. Воспроизводство населения характеризуется, тем, что рождаемость, браки, естественный прирост увеличиваются на 19-20%, уровень смертности увеличивается, но в меньшей степени, чем рождаемость,  наблюдается значительный миграционный процесс, что влияет на изменение общей численности сельского населения.

    Государство разработало концепцию социальной программы поощрения рождаемости: внедрена система выплат и льгот, стимулирующих рождение детей, адресную помощь многодетным семьям, гарантии по обеспечению социальных благ и т.д.

    На  рост социально-экономических процессов  оказывают влияние демографические  показатели, которые представлены в  таблице 2.  

Таблица 2 - Динамика демографических показателей сельского населения Южно-Казахстанской области

тыс. человек

Показатель 2005г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2010/2005 г.г. в %
1. Общая численность 2233,6 2282,5 2331,5 2381,9 2429,5 108,8
2. Городское население 862,1 877,5 858,4 903,3 912,0 105,7
3. Доля городского населения,% 38,6 38,4 36,8 38,2 37,5 97,1
4. Сельское население, 1371,5 1405,0 1472,8 1471,6 1517,5 110,6
5. Доля сельского населения, % 61,4 61,6 63,2 61,8 62,5 101,8
6. Родившиеся 38375 39783 42198 42602 44547 116,1
7. Умершие, 7982 8805 8701 8640 8210 102,8
8. Естественный прирост (+), убыль (-), +30393 +30978 +33497 +33962 +36337 119,5
9. Коэффициент рождаемости 27,98 28,3 31,09 29,29 29,16 104,2
10. Коэффициент смертности 5,82 6,27 6,41 5,93 5,49 94,3
11. Браки 9106 12618 13598 11566 12086 132,7
12. Разводы 1193 1061 663 596 913 76,5
13. Миграция 

    Прибыло

 
13530
 
14665
 
17344
 
14082
 
15025
 
111,0
    Выбыло 
11191 12363 16382 17935 20389 182,2
    Сальдо миграции
+2339 +2302 +962 -3853 -5364 -3025
Примечание  – Составлено Абишовой А.У. по данным Управления статистики по Южно-Казахстанской области
 

    Потребности населения – сложная категория, являющаяся объектом исследования многих наук, каждая из которых определяет сущность потребностей в соответствии с направленностью своих исследований. Большинство ученых усматривают  в категории «потребность» выражение сложного процесса взаимодействия человека и объективных условий материальной жизни. Можно выделить потребности общества в целом, коллективные и личные. К последним следует отнести потребности семьи или отдельного человека [4].

    Результаты проводимой государственной политики по повышению зарплаты работающих, пенсий и пособий, прожиточного минимума приведены в таблице 3. 

Таблица 3 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Южно-Казахстанской области

                                   в среднем на душу, тенге

Показатель 2005г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2010/2005г.г.
1. Среднемесячная  номинальная заработная плата одного работника, тенге 27585 36707 43413 47086 54999 в 2 раза
2. Величина  прожиточного минимума, в среднем на душу в месяц, тенге 3284 3672 8681 10697 10916 в 3,3 раза
3. Оценка  номинальных денежных доходов,  в среднем на душу населения  за месяц, тенге 8807 14308 18110 20628 22652 в 2,5 раза
4. Удельный  вес трудовых доходов в денежных  доходах населения, в % 83,2 85,1 86,2 86,8 87,0 105
   Примечание – Составлено Абишовой А.У. по данным Управления статистики по Южно-Казахстанской области
 

     Из анализа данной таблицы видно, что заработная плата увеличилась в 2,0 раза в 2010 году по сравнению с 2005 г., а прожиточный минимум – в 3,3 раза. Заработная плата составляет наибольшую часть в доходах населения (более 86%), остальная часть приходится на социальные трансферты и прочие денежные поступления. Доходы домашних хозяйств используются на потребление (81,4%) и накопления (18,6%). В таблице 4 приведены доходы домашних хозяйств за 5 лет. 

Таблица 4 -  Доходы и расходы домашних хозяйств, использованные на потребление в сельской местности

                                                                                                                    в среднем на душу, тенге                                                                                                              

Показатель 2005г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.  2010/2005г.г.
1. Доход, использов. на потребление 69864 89880 131531 157227 170075 в 2,4 раза
2. Структура  денежных доходов домашних хозяйств  в % 100 128,6 146,3 119,5 108,2 243,4
3. Денежные  расходы 57545 73116 109234 127496 136627 в 2,4 раза
4. Структура  в % 100 127,1 119,4 116,7 107,2 237,4
5. Потребительские  расходы 55929 71178 107060 124522 133253 в 2,4 раза
6. Структура в % 100 127,3 150,4 116,3 107 238,3
7.  Расходы населения на продукты  питания и безалкогол.напитки,  всего:  
26073
 
32200
 
42804
 
53498
 
58845
 
в 2,2 раза
8.Структура  в % 46,6 45,2 40 43 44,2 225,7
9. Расходы населения на покупку  непродов-ых товаров, всего:  
15619
 
23345
 
37560
 
38778
 
39387
 
в 2,5 раза
10. Структура в % 22,9 32,8 35,1 31,1 29,6 252,2
11. Расходы нас. на платные услуги 12670 14102 23806 29383 32172 в 2,5 раза
12. Структура в % 22,7 19,8 22,2 23,6 24,1 254
Примечание – Составлено Абишовой А.У. по данным Управления статистики по Южно-Казахстанской области
 

     Из  анализа  таблицы видно, что доход, использованный на потребление в  2010 году, увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом. Денежные расходы по сравнению (2010 г. к 2005 г.) увеличились в 2,4 раза. Потребительские расходы на продукты питания возросли в 2,2 раза, на покупку непродовольственных товаров – в 2,5 раза, на платные услуги тоже – в 2,5 раза. Такая ситуация вполне объяснима, так как продукты питания как мясомолочные, овощебахчевые продукты выращиваются в своем домашнем хозяйстве. Сельчане расходуют больше средств на приобретение непродовольственных товаров, в том числе на предметы длительного пользования. Платные услуги увеличились в результате роста тарифов на потребляемую воду, электроэнергию, газ.

     Центральным критерием социального развития является прожиточный минимум. Существует множество определений прожиточного минимума, на наш взгляд, более правильным, теоретическим и научно-обоснованным является понятие данное «В правилах расчета величины прожиточного минимума» утвержденный Министерством труда и социальной защиты РК. «Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку набора материальных благ и услуг, обеспечивающего человеку потребление на уровне, принятом обществом в качестве минимально допустимого на данном этапе его развития с учетом природно-климатических условий регионов, экономических возможностей республики в целом, а также рядом субъективных факторов, определяющих национальные особенности и традиции в структуре потребления». В данном определении учтены все признаки, начиная от экономической ситуации в стране и кончая национальными традициями в потреблении. Нами определена стоимость продовольственной корзины по половозрастным группам, что и представлено в таблице 5. 

Таблица 5 - Стоимость продовольственной корзины и прожиточного минимума по половозрастным группам по состоянию на 01.09.2010 г. по Туркестанскому району 

4.1 Стоимость продовольственной корзины  (в среднем на душу населения  5436 тенге)
в том числе мужчины возраст 0,5-1 г. 1-3 г. 4-6 л. 7-10 л. 11-13 л. 14-17 л. 18-29 л.  30-62л. 63+л.
тенге 3755 3844 4297 4744 5289 6183 6183 6177 4909
в том числе женщины возраст 0,5-1 г. 1-3 г. 4-6 л. 7-10 л. 11-13 л. 14-17 л. 18-29 л. 30-57л. 58+л.
тенге 3496 3661 3998 4231 3505 4971 4732 4732 4471
4.2 Прожиточный минимум (в среднем  на душу населения 9060 тенге)
в том числе мужчины возраст 0,5-1 г. 1-3 г. 4-6 л. 7-10 л. 11-13 л. 14-17 л. 18-29 л.  30-62л. 63+л.
тенге 6258 6406 7162 7906 8815 10306 10272 10296 8182
в том числе женщины возраст 0,5-1 г. 1-3 г. 4-6 л. 7-10 л. 11-13 л. 14-17 л. 18-29 л. 30-57л. 58+л.
тенге 5827 6102 6563 7051 5841 8285 7886 7886 7452
Примечание - Составлено на основе источника о  Правилах расчета величины прожиточного минимума утвержденных Министерством  труда и социальной защиты РК

Информация о работе Государственные социальные трансферты