Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Но не нужно думать, что у России самый большой государственный долг. Мы и в этом плане далеко отстаём от Соединённых Штатов, у которых по официальным данным государственный долг достигает $7 трлн.2
Цель данной работы проанализировать и выяснить историю возникновения долга России, ведь всем интересно, откуда взялись миллиарды долларов долга; как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Государственный долг: понятие, структура и современное состояние
Правовой статус……………………………………………………………………………..3
История и структура государственного долга…………………………………………….5
Современное состояние……………………………………………………………………14

Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга
Государственные программы…………………………………………………………….17
Управление долгом………………………………………………………………………..24

Глава 3. Проблемы и пути их решения
Международный опыт реструктуризации государственных долговых обязательств…………………………………………………………………………………29
Модели решения проблемы, инновационные механизмы…………………………..36
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Приложения…………………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Госдолг.docx

— 171.40 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

России за 20 лет предстоит выплатить  до $ 130 млрд. долга, при условии, что  к новым заимствованиям мы прибегать  не будем. Это значит, что государственный  долг ещё долго будет острой проблемой  для России. Что будет в будущем  на рынке внешнего и внутреннего  долга сейчас, пожалуй, предсказать  никто не берётся. Есть, конечно, пессимистические и оптимистические прогнозы, но ответить на вопрос, сможет ли Россия расплатиться с долгами сейчас очень сложно.

На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном¸  благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство  создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень  сложно. Во-первых, потому что наше государство  переживает нелёгкий период в своей  истории. Для того чтобы забыть о  проблеме долгов, нужно прежде всего  переориентировать экономику, снизить  зависимость от спекуляции с ценой  на нефть.

Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Это безболезненный вариант, чем ниже показатель тем  «больнее» для страны. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Что ж будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.

Россия не является страной с  экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного  контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Федерации. На начало 2004 г. они составляли около 218 млрд. руб., при доле ценных бумаг около 17%. Растут также заимствования муниципалитетов. На обслуживание муниципального долга в 2003 г. направлялось порядка 4 млрд. руб. Правда, их доля в расходах муниципальных бюджетов не превышает 0, 5%. Требуется также существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Имеется в виду принятый в бюджетном законодательстве довольно свободный режим лимитирования всех параметров долга, установления сроков заимствований, особенно внутренних. Нужны механизмы ограничения соблазнов правительства, отражаемых в программах внутренних и внешних заимствований. Ныне действующий публичный финансовый менеджмент, связанный с принятием решений по управлению государственным долгом, к сожалению, не отражает стратегические национальные экономические интересы страны.

Опыт последнего десятилетия показал, что использование такого "встроенного стабилизатора", каким считается государственный долг, не подчинено улучшению инвестиционного обеспечения политики активизации качественного, структурного экономического роста и замедляет решение задач восстановления экономики. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование посильных для экономики заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.

Использование различных программ и инновационных  механизмов, позволит правительству  в разы сократить долг. Наряду с этим в целях соблюдения международных статистических стандартов и обеспечения аналитической информации, необходимой лицам, ответственным за управление государственным долгом, было бы целесообразно рассмотреть некоторые изменения в бюджетном законодательстве и законодательстве о государственных ценных бумагах. Так, на мой взгляд, целесообразно представлять данные по государственному долгу не только по принципу валют, но и по принципу резидентной принадлежности. Было бы полезно ввести наряду с номинальной оценкой долга его стоимостную оценку на рыночной основе. В целях учета и контроля необходимо отражать просроченную задолженность и просроченные проценты по долгу в качестве отдельной подкатегории соответствующей конкретной категории долга. Важно также проводить отражение долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации, в учете как долг Правительства Российской Федерации только в том случае, когда гарантия приводится в действие и Правительство Российской Федерации как гарант принимает на себя обязанности по обслуживанию долга.

Принятие  соответствующих изменений и  дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль над государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.

Другой  важный вопрос: как распорядиться  привлеченными ресурсами. При  их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кредитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.

Начиная с 2000 года, кредитные рейтинги России неуклонно завоёвывали всё  новые и новые высоты. На данный момент вкладывание денег в российские ценные бумаги не сопряжено с теми огромными рисками, существовавшими  в пост-девальвационный период. Всё  это ведёт к удешевлению российского  долга, что благоприятно сказывается  на нашей экономике.

В кратчайшие сроки правительству  необходимо решить следующие первостепенные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,
  • обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Это позволит избежать нежелательных последствий  для российской экономики.

Но  не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём  задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом  её внешнего долга. Но в большинстве  своём это просроченная и безнадёжная  задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования  долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.

В общем  и целом произошедшие изменения  в области государственного долга  носят позитивную окраску. Конечно  же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может  отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения  от наследия кризисных периодов начала 90-х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Дробозина  Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  2. Вавилов А. П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. –  М.: Терра, 2003.
  3. Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: Финстатинформ, 2003.
  4. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ.
  6. ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ.
  7. ПРЕСС-РЕЛИЗ Правительства Российской Федерации 15 июля 2004 г.
  8. № 6-РЗ «О государственном долге Кабардино-Балкарской Республики»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395.
  10. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 458-ФЗ
  11. ФЗ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. № 245-ФЗ
  12. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2000 г. № 12 (36)
  13. Вавилов А. П. , Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ №59, 2000.
  14. В неоправданном долгу // Деньги №17, 2000
  15. Локтионов Н. Что нам стоит взять взаймы // Государственный финансовый 
    контроль. 2001. №2. С.7.
  16. Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10.
  17. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.
  18. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. №1.
  19. Госдолг платежом красен // Валютный спекулянт, сентябрь 2003. стр.16-17
  20. А. Селезнёв. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист №8, 2003. стр.31.
  21. Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист №9, 2003. стр.25.
  22. Э.Х. Махмутова. Долговая политика и использование иностранных инвестиций // Финансы №7, 2003. стр.52
  23. Э.Х. Махмутова. Законодательная база управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы №5, 2004. стр.20
  24. Б.И. Златкис. Что ждать инвестору на рынке внутреннего долга в 2003 году. // Финансы №2, 2003.
  25. Серия публикаций Департамента природоохранной политики и экспертизы Российского представительства WWF.
  26. politeconomy.ng.ru – Интернет-версия газеты «Независимая газета»
  27. Алхимия бюджета // Профиль, 13 октября 2003.
  28. Материалы инвестиционной компании Файнэншл Бридж.
  29. Материалы аналитической лаборатории "Веди".
  30. Материалы Коммерсантъ-Daily.
  31. Материалы Института экономики переходного периода.
  32. www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов России.
  33. www.government.gov.ru – официальный сайт правительства России.
  34. www.cbr.ru – официальный сайт Банка России.
  35. Rambler-Медиа
  36. www.interfax.ru - официальный сайт Интерфакс.
  37. www.hf.ru – Хеджевый фонд.
  38. www.rcb.ru  - РосБизнесКонсалтинг.
  39. www.kommersant.ru – Интернет-версия газеты «Коммерсант».
  40. www.veb.ru – официальный сайт Внешэкономбанка.
  41. www.polit.ru – информационное агентство Полит.ру.

 

 

Приложения.

Структура государственного внешнего долга по 
состоянию на 01 января 2002 года

(млрд. долларов США)

Наименование

01.01.02

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

130,1

   

Задолженность странам - участницам Парижского клуба

42,3

   

Задолженность странам, не вошедшим в  Парижский клуб

14,8

   

Коммерческая задолженность

6,1

   

Задолженность перед международными финансовыми организациями**

15,2

МВФ

7,7

Мировой банк

7,2

ЕБРР

0,2

   

Еврооблигационные займы

35,3

   

ОВГВЗ и ОГВЗ

10,0

   

Задолженность по кредитам Банка России

6,4


 

 

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2003 года

(млрд.долларов США)

Наименование 

01.01.03

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

122,1

   

Задолженность странам - участницам Парижского клуба 

44,7

   

Задолженность странам, не вошедшим в  Парижский клуб

7,7

   

Коммерческая задолженность 

3,4

   

Задолженность перед международными финансовыми организациями 

13,9

МВФ

6,5

Мировой банк

7,0

ЕБРР

0,3

   

Еврооблигационные займы 

36,9

   

ОВГВЗ

9,3

   

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка , предоставленным за счет средств  Банка России

6,2


Структура государственного внешнего долга* по состоянию на 01 января 2004 года

Наименование 

млрд. долларов США

млрд. евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

119.7

95.7

     

Задолженность странам - участницам Парижского клуба 

47.7

38.2

     

Задолженность странам, не вошедшим в  Парижский клуб

7.0

5.6

     

Коммерческая задолженность 

3.8

3.1

     

Задолженность перед международными финансовыми организациями

12.1

9.6

МВФ

5.1

4.1

Мировой банк

6.6

5.3

ЕБРР

0.4

0.3

     

Еврооблигационные займы 

35.7

28.5

     

ОВГВЗ

7.3

5.8

     

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств  Банка России

6.2

5.0


 

 

 

 

 

 

 

Договорённости с Лондонским клубом кредиторов

 

 

Год

Поток платежей

Погашение основного долга, %

Погашение основного долга, %

после пере-оформления

до  пере-оформления

PRINs

IANs

Euro2010

Euro2030

2000

0,58

1,68

-

-

9,5

-

2001

0,9

2,12

-

-

-

-

2002

1,13

2,69

1

1

-

-

2003

1,13

2,98

2

2

-

-

2004

1,13

2,94

2

2

-

-

2005

1,69

3,29

3

4

-

-

2006

1,68

3,62

4

6

20,1

-

2007

1,82

3,99

4

11

20,1

1

2008

1,99

5,1

8

15

20,1

1

2009

2,44

5,05

8

17

20,1

4

2010

2,15

5,57

12

16

10,1

4,5

2011

2,36

5,36

15

10

-

6

2012

2,28

4,72

13,5

10

-

6

2013

2,2

2,7

9

2

-

6

2014

2,11

1,99

6,5

2

-

6

2015

2,03

1,78

2

2

-

6

2016

1,95

0,6

2

-

-

6

2017

1,87

0,56

2

-

-

6

2018

1,78

0,53

2

-

-

6

2019

2,07

0,5

2

-

-

8

2020

1,97

0,47

2

-

-

8

2021

1,49

-

-

-

-

6

2022

1,4

-

-

-

-

6

2023

0,94

-

-

-

-

4

2024

0,88

-

-

-

-

4

2025

0,27

-

-

-

-

1

2026

0,25

-

-

-

-

1

2027

0,24

-

-

-

-

1

2028

0,22

--

-

-

-

1

2029

0,21

-

-

-

-

1

2030

0,1

-

-

--

-

0,5

Итого

43,27

58,24

100

100

100

100

Информация о работе Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения