Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло-жилось. Политика в области государственных заимствований, управле-ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек-тивности зависят международный имидж государства, отношение по-литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан-совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы
Крупные займы - сделка "газ - трубы" - предоставили СССР запад-ноевропейские банки для покрытия импорта оборудования, труб для строительства газопровода в 1970-е гг. Реализация ее обес-печила поставки природного газа в ФРГ, Италию, Францию и Австрию, для чего СССР получил кредиты на 11 млрд. долл. В числе других кредитных сделок 1970-1980-х гг. - обеспечение ресурсами строитель-ства мощностей по производству аммиака и трубопровода до Одесского порта, автозавода в Набережных Челнах. Компенсаци-онные сделки гарантировали возвратность кредита. По всем формам кредитования СССР был надежным партнером.
Начиная с 1960-х гг. целевые кредиты СССР предоставлялись государствами - членами СЭВ. В 1960-1980-е гг. было заключено более 20 многосторонних соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных целевых кредитов: для строительства карьера по добыче фосфоритов в Кингисеппе, Никопольского, Ермаковского и Зестофанского заводов ферросплавов, Усть-Илимского целлюлозного завода, Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината, дополнительные мощности по добыче и переработке железосо-держащего сырья в Криворожском бассейне и районе КМА, построены Хмельницкая АЭС, линия электропе-редач Хмельницкая АЭС - Жешув (ПНР), Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), Южно-Украинская АЭС - Исакча (Румыния), газопроводы Орен-бург - Западная граница СССР.
Названные
формы сотрудничества имели и
негативные послед-ствия - способствовали
наращиванию сырьевого
Хотя с 1970г. - 1980г. внешняя задолженность страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. долл.), объем долга был умерен-ным. Ситуация обострилась после 1985г.: в начале 1986г. СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Ин-дии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Тур-ции), а к 1992г. - второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспор-ту поднялось с 52% в 1987г. до 164% в 1993г., а к объему ВВП - с 8 до 29%. Уве-личивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кре-диторов - правительств других стран выросла с 3,9% в 1987г. до 14,3% в 1991г. и 65,4% в 1993г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредито-вания, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной креди-торской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл. 1).
Таблица 1
Структура внешнего долга СССР по видам задолженности (в млрд. долл.)
1987г. |
1989г. |
1991г. |
||
Весь долг. % |
29,8 77,7 1,7 4,4 28,1 73,3 |
53,9 100 35,7 66,4 2,2 4,08 33,5 62,32 |
67,9 100 55,3 81,4 9,7 14,1 45,6 67,3 |
|
Долгосрочный
долг. |
||||
В том
числе кредиторам: % |
||||
частным |
||||
Источник:World Debt Tables за соответствующие годы; Business Moscow News.1994. №50-51. P.19
Распределение государственного долга СССР
Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения госдолга СССР. Итогом первого этапа этой работы было опреде-ление расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров. Следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС. 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставле-ния России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР. России было обещано предоставление отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Союзные республики принимали на себя "совместную и соли-дарную ответственность" по внешнему долгу СССР, т.е. все республики отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна была обслуживать весь союзный долг.
Под Меморандумом первоначально поставили подпись только восемь республик, а три прибалтийские отказались, мотивируя это их насильственным присоединением к Союзу. Было решено пойти на "нулевой вариант" - передать России ответственность по внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги иных стран перед СССР). Это для России было невыгодно, ибо внешние активы значились за неплатежеспособными государствами. Первые соглашения о "нулевом варианте" были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 1992г. главы СНГ подписали документ об отказе от многосторонних форм и меха-низмов управления союзным долгом и активами, вследствие чего все расчеты переводились на двусторонний уровень. В ноябре 1992 года было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о "нулевом варианте" с Арменией, Казахстаном, Молдовой и Таджикистаном, согласно которым долги и активы передавались РФ в управление на неопределенный срок.
В сентябре - октябре 1992г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР. Россия оказалась единственным полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях с Парижским и Лондонским клубами кредиторов, столк-нувшись с трудностями оценки реальной стоимости государственных финан-совых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам социалистической ориентации. Существенная часть кредитов выделялась на основе политических решений под поставку военной техники и оружия, а суммы кредитов учитывались в переводных рублях. В странах-должниках СССР сменились политические режимы, так что требовались длительные переговоры для признания долгов.
В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992 гг. - в 2,5 раза. В целом после 1985г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП).
Наследие внутренних заимствований Советского Союза.
Внутренний госдолг СССР с 1970г. по 1990г. возрос в 13,1 раза. При обсуждении проекта бюджета на 1989г. изыскивались средства в размере 100 млрд. руб. По итогам 1989г. дефицит госбюджета достиг 120 млрд. руб. Был впервые обнародован объём государственного внутреннего долга СССР, составляющий на конец 1989 года около 4000 млрд. руб. (табл.2).
Для мирного времени рост внутреннего долга был исключительно дина-мичным. На этапе "развитого социализма" это означало использование "встроенного стабилизатора" экономики по схемам западных стран, особенно практикуемым в период кризисов перепроизводства, где используются и схемы "цикличного бюджета". Тенденция роста заимствований проявлялась как тенденция увеличения "платы" за неэффективное хозяй-ствование. Она неизбежно усилилась вследствие ухудшения социально-эконо-мического положения после распада СССР, тем более что встал вопрос распре-деления внешнего долга СССР [18;34].
Таблица2
Государственный внутренний долг СССР ( в млрд. руб. на конец года)
1970г. |
1980г. |
1985г. |
1988г. |
На 1.08. 1990г. |
||
Заем
бюджета на централизованные мероприятия,
связанные с приростом |
8,1 |
70,7 |
106,7 |
165,7 |
185,5 |
|
Использование бюджетом временно свободных кредитных ресурсов общегосударственного ссудного фонда................ |
- |
- |
- |
102,0* |
164,4 |
|
Списанная
отсроченная задолженность по ссудам
банков СССР предприятий агропромышленного
комплекса, а также задолженность хозяйств,
перешедших на аренду........................ |
- |
- |
- |
- |
68,3 |
|
Государственный заём развития народного хозяйства, размещаемый среди предприятий, организаций и банков |
- |
- |
- |
- |
30,0 |
|
Средства
Госстраха СССР, помещенные в трехпроцентный
государственный заем.......... |
0,8 |
7,7 |
11,9 |
18,4 |
21,6 |
|
Долг
по массовым займам, размещенным по
подписке среди населения до 1957г......................... |
25,8 |
18,4 |
12,0 |
9,9 |
_ |
|
Государственный
внутренний выигрышный заем 1966 и 1982 гг............................ |
2,6 |
7,0 |
11,0 |
16,7 |
20,0 |
|
Всего |
37,3 |
103,8 |
141,6 |
312,4 |
489,8 |
|
· Впервые этот ресурс был вовлечен в 1987г. (35,5 млрд. руб.).
4.2 Российский долг
Формирование современной
Государ-ственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проек-та бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР - 71 млрд. долл. (1 долл. равнялся 55 коп.). Углубление кризиса потре-бовало новых заимствований. Для них была создана институциональная осно-ва - в 1992г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным бан-ком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансо-вых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов [18;35].
Заимствования
Всемирного банка включают: компенсирующие
снижение доходов бюджета
Таблица3 Кредиты МВФ России
Условия |
Сумма, |
Выборка |
||
получения |
млрд. долл. |
квоты в % |
||
Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за |
||||
приростом
денежной массы......................... |
1,0 |
16,7 |
1992г г. |
|
Те же |
1,54 |
25 |
1993г г. |
|
Те
же, а также либерализация |
1,5 |
25 |
1994г. |
|
Те же, а также ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация |
||||
нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996г. всех экспортных пошлин, а также ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств... |
6,0 |
100 |
1995г. |
|
Те
же, а также отмена экспортных пошлин
на нефть и газ (с одновременным
повышением акцизов), количественных ограничений
на импорт алкоголя, льгот по уплате
импортных пошлин на материалы (обеспечивающие
деятельность СМИ), обязательной таможенной экспертизы экспортируемых
товаров, а также ежеквартальные проверки
показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной
программы..................... |
9,2 |
1996-1998 гг. |
||
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации и его структура