Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло-жилось. Политика в области государственных заимствований, управле-ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек-тивности зависят международный имидж государства, отношение по-литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан-совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы
Параллельно и последовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают рыночные институциональные преобразо-вания. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал угольной отрасли обошелся казне дорого - про-ект структурной перестройки угольной промышленности на 500 млн. долл. а затем - на 800 млн. долл., проект по поддержке осуществления реформ в угольной отрасли на 25 млн. долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (заем на структурную перестрой-ку системы социальной защиты населения) на 800 млн. долл.
Аналогичное стремление деформировать систему образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (ин-новационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характер-но "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестрой-ку экономики) на 800 млн. долл. [18;36].
Для России существенным был бы современный перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней задолженности, но он ограничен ресу-рсной направленностью экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается актуальнейшей проблема активизации экспор-та оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникнове-ние на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения. Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько бе-ден набор экспортируемых товаров.
С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).
Таблица4
Объём, структура и динамика государственного долга РФ
1993г. |
1998г. |
2000г. |
2004г. |
||
Государственный долг, млрд. руб.: |
155,7 |
3991,7 |
4479,7 |
3884,1 |
|
внутренний |
17,2 |
757,9 |
557,4 |
842,1 |
|
внешний |
140,5 |
3233,8 |
3922,3 |
3042,0 |
|
% ВВП: |
71,3 |
148,7 |
61,3 |
29,9 |
|
внутренний |
10,0 |
28,2 |
7,6 |
6,4 |
|
внешний |
61,3 |
120,5 |
53,7 |
23,5 |
|
В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.
Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в февра-ле 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроце-нтным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заим-ствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета [18;37].
Внешний госдолг России имеет следую-щую структуру (табл.5).
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
( в млрд. долл.)
На 1 января 2003г. |
На 1 января 2004г. |
||
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий |
124,4 |
121,0 |
|
% |
97,9 |
97,8 |
|
По кредиторам правительств иностранных государств |
52,3 |
54,0 |
|
% |
41,1 |
43,65 |
|
В том числе задолженность: официальным кредиторам Парижского клуба |
43,6 |
46,6 |
|
% |
34,33 |
37,67 |
|
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба |
4,9 |
4,4 |
|
% |
3,85 |
3,56 |
|
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
3,0 |
- |
|
% |
2,36 |
- |
|
кредиторам Лондонского клуба |
- |
- |
|
коммерческая |
3,0 |
- |
|
% |
2,36 |
- |
|
по кредитам международных финансовых организации |
13,4 |
11,0 |
|
% |
10,55 |
8,89 |
|
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте |
49,5 |
49,8 |
|
% |
38,97 |
40,25 |
|
Из них: еврооблигациионные займы |
39,9 |
42,5 |
|
% |
31,4 |
34,35 |
|
ОВГВЗ |
9,6 |
7.3 |
|
% |
7,55 |
5,9 |
|
По кредитам ЦБ РФ |
6,2 |
6,2 |
|
% |
4,88 |
5,01 |
|
Предельный размер предоставления гарантий |
2,6 |
2,3 |
|
% |
2,04 |
1,86 |
|
Государственный внешний долг Российской Федерации с учётом предельного размера гарантий |
127,0 |
123,4 |
|
% |
100,0 |
100,0 |
|
Сложившаяся
структура государственного внешнего
долга Российской Федерации характеризуется:
неоднородностью слагаемых
Таблица 6
Показатели исполнения федерального бюджета за 1997-2002гг.*
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
||
Расходы - всего, млрд. руб. |
500,0 |
468,1 |
676,9 |
1051,4 |
1354,6 |
2062,6 |
|
В том числе процентные, млрд. руб. |
118,5 |
148,7 |
162,9 |
257,9 |
231,1 |
229,6 |
|
% общей суммы расходов |
23,7 |
31,76 |
24,06 |
24,54 |
17,06 |
11,13 |
|
* По данным отчётов об исполнении федерального бюджета.
Относительно они сокращены более чем в два раза, но абсолютно возросли в 1,93 раза. При формальном профиците федерального бюджета начиная с 2000г. в бюджетах последних лет предусматривалось увеличение внутренних заимствований. На конец 2004г. предельный объем государственного внутрен-него долга утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. - до 1200 млрд. руб. На начало 1998г. аналогичный показатель утверждался в сумме 490,9 млрд. руб. Внутренние заимствования по бюджетному законода-тельству значатся источниками покрытия дефицита. Но если государство прибегает к ним при профиците бюджета, оно фактически превращает их в обычный инструмент фискальной политики для размещения свободных денег на рынке при абсолютной запущенности финансирования социальной сферы. Во всех странах, где темпы роста госдолга, в том числе внутренне-го, существенно превышают темпы прироста ВВП (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада), наблюдаются инфляцион-ные процессы даже при более благополучном положении, чем в России. В России инфляция и индекс потребительских цен остаются высокими и ежегод-но приукрашиваются официальной статистикой на фоне повышения тарифов на коммунальные услуги, цен на важнейшие потребительские товары. [18;39].
Рост внутреннего долга темпами, превышающими темпы роста ВВП, озна-чает ухудшение ситуации в экономике. Непродуманные внутренние и внешние заимствования в 1990-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а стар-шее поколение - в положение повинного в грехах властей. Очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении графиков погашения внешнего долга, где процентные платежи велики (табл. 7).
Таблица 7
Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации (по состоянию на 01.01. 2003г.) (в млрд. долл.)
Категория задолженности |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
|||||||
Од |
% |
Од |
% |
Од |
% |
Од |
% |
Од |
% |
Од |
% |
||
официальные кредиторы |
4, 48 |
2,33 |
4,07 |
2,74 |
4, 01 |
2,61 |
2,31 |
1,82 |
2,39 |
1,70 |
2,52 |
1,58 |
|
Ценные бумаги |
3, 65 |
3,27 |
1,12 |
3,05 |
3, 67 |
3,17 |
2,84 |
2,35 |
3,69 |
2,35 |
3,64 |
2,24 |
|
Долг перед международными финансовыми организациями |
2, 71 |
0,66 |
2,26 |
0,59 |
1, 91 |
0,54 |
1,75 |
0,17 |
1,30 |
0,12 |
0,88 |
0,09 |
|
Кредиты ЦВ РФ Минфину России |
0,22 |
0,70 |
0,31 |
1, 20 |
0,27 |
1,70 |
0,16 |
2.60 |
0,13 |
0,00 |
- |
||
Всего |
10,85 |
6,47 |
8,15 |
6,70 |
10,79 |
6,60 |
8,61 |
4,49 |
9,97 |
4,30 |
7,04 |
3,91 |
|
17,32 |
14,85 |
17,38 |
13,10 |
14,27 |
10,94 |
||||||||
Было бы важно закрепить обозначившуюся тенденцию сокращения внешних заимствований и объема задолженности в целом. Явным стал акцент в политике долга, суть которого - переход на рыночные методы управления долгом, рефинан-сирование его за счет новых заимствований на внешнем и внутреннем рынках. Перспектива значительного роста заимствований нереальна: инвесторы оправились от кризиса 1998г. и не могут вкла-дывать деньги лишь в ценные бумаги. Необходима крайняя осторожность. Надежды на привлечение средств населения практи-чески нет до тех пор, пока государство остается должником по обязательствам Сбербанка (около 11 трлн. руб. - 2003г.).
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации и его структура