Государственный долг Российской Федерации и его структура
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
Описание работы
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло-жилось. Политика в области государственных заимствований, управле-ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек-тивности зависят международный имидж государства, отношение по-литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан-совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Содержание работы
Введение. Глава 1.Государственный долг Сущность и понятие Формы и виды Управление государственным долгом Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике 2.1 Классический подход 2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга Глава 3. Управление государственным долгом в царской России 3.1 Первые государственные займы, планы их погашения 3.2 Первое государственное долговое агентство 3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов 3.4 Особенности долговой политики царской России Глава 4. Состояние и динамика государственного долга. 4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований 4.2 Российский долг: формирование современной структуры Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России 5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга 5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения 6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом 6.2 Пути преодоления Заключение. Список использованной литературы
В текущем
десятилетии (2001-2010 гг.) Россия должна погасить
135-140 млрд. долл. долга, что сопоставимо
с нынешним объемом ее внешнего госдолга.
Государство ежегодно прибегает
к новым заимствованиям. Можно
было бы ставить вопрос и о реструктуризации
внешних активов России -
того, что должны ей многочисленные заемщики.
Можно ставить и вопрос о реструктуризации
бывшей советской задолженности перед
внешними кредитора-ми. Верхний предел
долга иностранных государств перед СССР
на конец 2004г. законом о бюджете утвержден
на уровне 97, 2 млрд. долл. Будучи должником,
Россия имеет внешние активы (как следствие
выполнения функций кредитора) примерно
в сопоставимых размерах. Внешние активы
могут быть использованы для решения самых
насущных социально-экономических проблем.
Необходимо
перейти к радикальному улучшению
управления госдолгом. Нужен общий
полный мониторинг, включая задолженность
банков и по лизингу. (На начало 2003г.
- около 218 млрд. руб. при доле ценных
бумаг около 17%). Растут заимствования
муниципалитетов. (в 2003 году - 4млрд. рублей). Требуется
корректировка всей политики управления
госдолгом. Опыт показал, что использование
такого "встроенно-го стабилизатора"
не подчинено улуч-шению инвестиционного
обеспечения политики активизации качественного,
структурного экономического роста и
замедляет решение задач восстановления
экономики. Существенной конструктивной
мерой в области госдолга должно стать
использование посильных для экономики
заимствований для государственных капитальных
вложений непосредственно в производство
и в соцкомплекс.[18;40].
Глава5.Анализ состояния и динамики госдолга
России
5.1 Анализ динамики
и структуры внешнего долга
РФ.
Размер госдолга
в абсолютном выражении не дает полного
представления о состоянии экономики
и платежеспособности страны. Для оценки способности
страны-дебитора выполнять обязательства
по погашению и обслуживанию накопленного
объема госдолга мировая прак-тика выработала
долговые показатели (коэффициенты). Одним
из критериев оценки долговой устойчивости
является анализ объема ресурсов, которыми
располагает страна должник, т. е. размер
и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным
долгом. Этот показатель позволяет оценить
уровень долговой нагрузки на экономику
страны и отражает ее потенциальные возможности
переориентировать национальное производство
на экспорт в целях получения иностранной
валюты и обеспечения способности погасить
внешний долг. Чем выше данный показатель,
тем большую долю доходов от реализации
произве-денного продукта государство
вынуждено направлять не на внутреннее
развитие, а на выполнение долговых обязательств
перед внешними кредитора-ми. Если накопленный
долг превышает объем средств, который
в средне- и долгосрочной перспективе
страна-дебитор может направить на выполнение
долговых обязательств, возникает ситуация
"долгового навеса". Условной границей
начала такого опасного состояния внешнего
долга принято считать превышение объемом
долга 50% объема ВВП. Подобное положение
было характерно для экономики Российской
Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до
2001г. За последние годы объем государственного
долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет
устойчивую тенденцию к снижению. Если
в 2002г. объем внешних заимствований составлял
35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19% [6;64-65].
Динамика этого
показателя представлена на рис.1.
Вместе с
тем в структуре госдолга России
при некотором сниже-нии внешней
задолженности наблюдается рост
внутренних и "новых" внешних долговых
обязательств. С экономической точки
зрения это свидетельствует о
начале реализации стратегической концепции в области
госдол-га, суть которой заключается в
постепенном стирании разделения долговых
обязательств на внешние и внутренние.
Госдолг становится все более единым,
и управление финансовыми обязательствами
государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный
долг/доходы" используется международны-ми
финансовыми организациями для
оценки долговой устойчивости суверен-ного
заемщика, т. е. такого состояния государственного
внешнего долга, при котором правительство
выполняет обязательства по его обслуживанию
в полном объеме без ущерба темпам экономического
и социального развития и необходимости
прибегать к списанию или реструктуризации
задолженности.
Поскольку внешняя
задолженность фиксируется, погашается
и обслужи-вается в иностранной валюте, то важным показателем
платежеспособности страны наряду с объемом
и темпами роста ВВП является экспорт
товаров и услуг. Коэффициент "внешний
долг/экспорт" является индикатором
состояния долга, отражающим имеющиеся
возможности страны погасить его накоплен-ный
объем. Чем более развит экспортный сектор
национальной экономики, тем больше у
дебитора возможностей выполнять имеющиеся
долговые обяза-тельства перед внешними
кредиторами и, соответственно, меньше
значение данного показателя. Страны делятся
на три группы: с высоким, средним и низким
уровнем внешней задолженности. К I группе
- страны, у которых первый показатель
выше 80% или второй превышает 220%. Для II
- колеблются в интервале соответственно
между 80 и 48%, 220 и 132%. А третья - страны с
небольшим объемом задолженности - менее
48 и 132% соответственно.[6; С.65]
Валютная составляющая
госдолга для бюджетной системы
страны наиболее опасна, так как
продолжающаяся девальвация национальной
валюты неизбежно ведет к удорожанию
самого долга и его обслуживания. В 2000г. удельный
вес внешнего госдолга РФ в объеме ВВП
и экспорта составлял соответственно
57,3 и 140,7%. Эти показа-тели по критериям
Всемирного банка соответствовали странам
с высоким уровнем внешней задолженности.
В 2005году Россия перешла к странам с низким
уровнем внешнего долга.
Международные
финансовые организации часто пользуются
показателем "резервы/платежи по
внешнему долгу", являющимся важней-шим
индикатором потенциальных проблем
страны с ликвидностью - способ-ностью
правительства и резидентов своевременно
выполнять обязательства по внешнему
долгу, сохранять достигнутый уровень
кредитного рейтинга и доступ на международные
финансовые рынки. Критическим значением
является уровень в 100%, отражающий равенство
официальных резервов и объема сроч-ного
в течение года внешнего долга. Меньшие
значения показателя указывают на вероятность
того, что либо правительство, либо резиденты
страны прекра-тят обслуживать или погашать
срочный в текущем (отчетном) году долг
из-за нехватки доступной иностранной
валюты. Золотовалютные резервы Р-Ф в 2005г.
составили 138,9 млрд. долл., а платежи по
погашению и обслуживанию государственного
внешнего долга - 17,15 млрд. долл. "Резервы/платежи
по внешнему долгу" равны 2,3%, что ниже
критического уровня.[6, С.65]
Государственный
внешний долг РФ (включая обязательства
бывшего СССР, принятые Российской
Федерацией) складывается из:
· задолженности
странам, не вошедшим в Парижский
клуб;
· задолженности
по кредитам иностранных коммерческих
банков и фирм;
· задолженности
перед международными финансовыми
Организациями;
· задолженности
бывшим странам СЭВ;
· еврооблигационных
займов;
· ОВГВЗ (облигации
внутреннего государственного валютного
займа)
· кредитов Центрального Банка России.
В общем объеме
долговых обязательств по кредитам, полученным
от правительств иностранных государств,
основной объем долга составляют
обязательства перед странами-членами
Парижского клуба кредиторов. К обязательствам
РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность
по кредитам, предоставленным иностранными
банками в рамках межправительственных
соглашений под гарантии своих правительств
или застрахованными правительственными
организациями. Парижский клуб кредиторов,
полноправным членом которого с сентября
1997 года является Россия, объединяет 18
стран - крупнейших мировых кредиторов
(число членов варьируется). По состоянию
на 1 января 2006 года задолженность перед
странами кредиторами - членами Парижского
клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3%
от общей суммы внешнего долга РФ. Двойственное
положение России в Парижском клубе заключается
в том, что она выступает здесь в качестве
должника одних и кредитора других стран.
По состоянию
на 1 января 2006 года задолженность перед
странами кредиторами - не членами
Парижского клуба составило 2,9 млрд. долларов
США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга
РФ на указанную дату. Постановлением
Правительства "О порядке продолжения
работы по реструктуризации внешней задолженности
бывшего СССР" Минфину РФ совместно
с Внешэкономбанком было поручено представить
в Правительственную комиссию по внешнему
госдолгу и активам бывшего СССР информацию
о состоянии внешней задолженности бывшего
СССР официальным кредиторам, не представленным
в Парижском клубе.
В настоящее
время заключены двусторонние межправительственные
соглашения с 7 странами - не членами
Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом,
Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют
межправительственные соглашения с
Грецией, Кувейтом и ОАЭ.
Новый долг РФ перед странами -
не членами Парижского клуба кредиторов
представлен задолженностью по соглашениям
Внешэкономбанка с Экспортным кредитным
банком Турции. Правительством РФ были
предоставлены соответствующие платежные
гарантии Экспортному кредитному банку
Турции по выплате основного долга и процентов,
начисленных на сумму задолженности по
указанным кредитным соглашениям. На 1
января 2006 года объем задолженности перед
странами - бывшими членами СЭВ составил
2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием
на 1 января 2000 года сократился более чем
в 5 раз [30].
Кроме осуществления
денежных расчетов и погашения внешнего
госдолга товарными поставками, при
погашении внешнего долга РФ перед
бывшим странам-членам СЭВ активно
использовались механизмы уступки
прав и расчетов с дисконтированием
задолженности. Такие схемы были реализованы
с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму
погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом
расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд.
долл.[30]
Задолженность
по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает
в себя обязательства перед Лондонским
клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. Обязательства перед Лондонским
клубом погашены досрочно. Коммерческая
задолженность - наиболее сложная с точки
зрения урегулирования. Она остаётся перед
десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров
большинства развитых стран мира. Под
коммерческой задолженностью бывшего
СССР понимаются следующие инструменты:
коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой
платежа, краткосрочные и среднесрочные
коммерческие кредиты, подтвержденные
траттами и векселями, тратты и векселя
с платежом по предъявлении), аккредитивы
(отзывные и безотзывные, включая аккредитивы
с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году
негарантированная коммерческая задолженность
СССР составляла более 6 млрд. долл.[31]
Коммерческая
задолженность образовалась в 1989-1991
годах в результате деятельности
организаций госсектора, выступавших
на международных рынках товаров
и услуг по поручениям Правительства
РФ, союзных министерств, в результате операций организаций,
получивших к тому времени право осуществления
внешнеторговой деятельности.
Общие принципы
урегулирования коммерческой задолженности
были определены постановлением Правительства
РФ от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было
распространено Заявление Правительства
РФ "О переоформлении коммерческой
задолженности бывшего СССР перед иностранными
кредиторами".
В коммерческую
задолженность бывшего СССР включаются:
· контракты
с рассрочкой платежа;
· краткосрочные или среднесрочные
коммерческие кредиты, подтвержденные
траттами и векселями;
· тратты и векселя
с платежом по предъявлении;
· отзывные и
безотзывные аккредитивы, включая
аккредитивы с рассрочкой платежа;
· инкассо;
· другие коммерческие
обязательства, которые могут быть
отнесены к урегулированию по решению
Правительства Российской Федерации.
Доля государственных
ценных бумаг в составе государственного
внешнего долга РФ увеличилась за
период с 1 января 1995 года по 1 января 2006
года с 18,1% до 38%. Задолженность по основной
сумме внешнего госдолга Российской Федерации,
оформленного в государственные ценные
бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии
с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992
года №1565 и на основании постановления
Правительства Российской Федерации от
15 марта 1993 года №222 в целях урегулирования
внутреннего валютного долга был осуществлен
выпуск облигаций внутреннего государственного
валютного займа (ОВГВЗ) [31].
Облигации внутреннего
государственного валютного займа
- государственные ценные бумаги.
Выпущены с целью переоформления задолженности
бывшего СССР по средствам на счетах российских
юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных
по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом
является Министерство финансов РФ. Облигации
номинированы в долларах США. Номинал
облигаций - одна, десять и сто тысяч долл.
Купонная ставка - 3% годовых, начисляется
ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год,
3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа -
14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска
- 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ
составляет 12935 млн. долл.[31]
Еврооблигации
- это среднесрочные или долгосрочные
ценные бумаги, эмитированные в валюте,
отличной от национальной денежной единицы
эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории
иностранных государств, кроме страны
эмитента. Данный вид долговых обязательств
в структуре внешнего госдолга РФ составлял
по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4
млрд. долл.). Рынок еврооблигаций в основном
внебиржевой. Сделки заключаются с помощью
телефона и телефакса. Одной из внебиржевых
торгово-информационных систем является
ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация
участников международных рынков ценных
бумаг). Торговая система ТRАХ подключена
в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым
системам, и подтверждения сделок, заключенных
посредством ТRАХ, автоматически становятся
основанием для депозитарных переводов.
Депозитарно-клиринговые
операции производятся специальными европейскими
организациями, взявшими на себя расчетно-клиринговые,
коммуникационные функции. Иногда требуется
регистрация ценных бумаг на Люксембургской,
Лондонской или Франкфуртской биржах.[31]
Внешняя задолженность
РФ в части международных финансовых
организаций включает в себя государственные долговые обязательства
перед следующими организациями:
· Международный
валютный фонд (МВФ);
· Международный
банк реконструкции и развития (МБРР);
· Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации
относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы
в 1944 году. Россия вступила в Международный
валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
Задолженность по кредитам МФО по состоянию
на 1 января 2006 года составила 8,9 млрд. долл.,
или 8,4% от общего объема внешнего госдолга
РФ. Начиная с 1998 года, в структуру государственного
внешнего долга включаются кредиты, полученные
от Центрального банка РФ. [31]