Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло-жилось. Политика в области государственных заимствований, управле-ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек-тивности зависят международный имидж государства, отношение по-литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан-совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы
В госполитике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (в 2002г.), то нужно занимать извне. Для эффективного проведения политики заимствований необходимо создание цивилизованного рынка капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.
Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.
При инвестировании пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений - это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные ценные бумаги - никак не ограничиваются, что представляется рискованным. Действия правительства в области управления пенсионными средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных средств, нельзя.
Государственный внутренний долг РФ
на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб.,
увеличившись за месяц на 13,897 млрд.
руб.
Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего
долга РФ в январе - августе 2005 года составили
33,4 млрд. руб. Государственный внутренний
долг РФ на 1 января 2006г составил порядка
850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января
2005г
5.2 Пути преодоления
Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Россия
может продержаться максимум год
без рефинансирования и реструктуризации
своих внешних долгов, без новых
займов на погашение старых, списания
части долга и рассрочки
Заключение
В Бюджетном послании президента РФ "О бю-джетной политике на 2002 год" отмечалось: "Стратегия в области управления государствен-ным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Она должна быть нацеле-на на смягчение пиков платежей, на улучшение структуры долга и снижение стоимости его об-служивания. Для этого следует создать единую систему управления государственным долгом, включающую в себя всеобъемлющую и унифи-цированную систему учета государственных дол-говых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Потребуется внести существенные изме-нения в нормативные документы, касающиеся го-сударственного долга и государственных заимст-вований, активно использовать известные в меж-дународной практике рыночные механизмы для улучшения структуры долга"[2;32].
Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о до-пустимости дефицита российского бюджета. Дейст-вительно, зачем сводить федеральный бюджет с про-фицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей стране на протяжении длительного периода (вплоть до де-фолта 1998г.) управление долгом было ошибочным -- федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на по-требительские цели, а не на инвестиционные. Нару-шался критерий социальной справедливости. Нару-шался критерий устойчивости динамики объема дол-га. Займы на рынке внутреннего долга истощали ин-вестиционные и кредитные потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для трансформации госдолга в механизм ускорения эконо-мического развития необходимо погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с наруше-нием практически всех макроэкономических критери-ев. Для этого необходим профицит бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с макроэкономической теорией. Пога-сить указанную часть госдолга, по оценкам, ранее 2012г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее состояние феде-рального бюджета, а его перспективы хотя бы на де-сятилетний период, то выгода от досрочного погаше-ния долга очевидна.
Если же от такой стратегии отказаться, т. е. эту часть госдолга не погашать, а рефи-нансировать, то в обозримой перспективе госдолг останется проблемным элементом. Не-эффективное использование заемных денежных ре-сурсов в период реформ превратило госдолг в чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточ-но. Нужны проработанная научная теория государст-венного долга и план ее реализации на практике.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ.: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская газета. - 1998.- 12 августа
2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.-с.26-35.
3. Балацкий Е.В.
Прогнозирование внешнего
4. Бескова И.А.
Анализ управления
5. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3.
6. Воронин Ю.С.
Управление государственным
7. Гаврилова
Н. К вопросу о
8. Государственный
долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы.
Денежное обращение. Кредит/ Г.М.
Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.
9. Жигаев А.Ю.
Роль государственного долга
в рыночной экономике/ А.Ю.
10. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.№7.-с.54-61.
11. Карелин О.
В. Регулирование
12. Колпакова
Г.М. Финансы. Денежное
13. Красавина
Л.Н. Внешний долг России: уроки
и перспективы/ Л.Н. Красавина,
14. Красс М.С.
Модель управления динамикой
государственного долга/ М.С.
15. Махмутова
Э.Х. Законодательная база
16. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2002.№3.-с.22-24.
17. Рагозин В. Государственные гарантии - составная часть государственного долга России/ В. Рогозин// Вопросы экономики.-2002.№10.-с. 111-113.
18. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.-с30-40.
19. Смирнов Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы/ Смирнов// Финансы.-2001.-№8.-с.72-73.
20. Соснин А.Е.
Тяжесть бремени
21. Стахович Л.В.
Необходимость и сущность
22. Столяров А.
Некоторые проблемы
23. Третьяк А.
Категории валового и чистого
госдолга в анализе
24. Финансы/ под
ред. А.Г. Грязновой, Е.В.
25. Хейфец Б.А.
Управление государственным
26. Хоминич И.П.
Из истории государственного
долга России/ И.П. Хоминич// Вестник
Российской экономической
27. Шабалин А.
Динамика государственного и
корпоративного долга/А.Шабалин
28. Шенаев В.П.
Проблема внешнего долга
29. Экономика
переходного периода: очерки
30. Министерство финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru
31. Счётная палата
Российской Федерации// www.
32. Аналитическая лаборатория «Веди»/www.vedi.ru
33. Центральный
Банк Российской Федерации//www
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации и его структура