Государственный кредит. Его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56

Файлы: 1 файл

Тема 7.Госкредит и его значение в рыночной экономике.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

Муниципальный внутренний долг соответственно представляет собой общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

В Бюджетном кодексе РФ государственному и муниципальному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ впервые закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия  государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный  долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования полностью и без  условий, как закреплено в ст. 100 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну.

Рост государственного долга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных  долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один — бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.

Положительная роль государственного кредита, по общему мнению, заключается  в безэмиссионном пополнении доходов  бюджета, которое необходимо для  удовлетворения общегосударственных  потребностей, особенно если они связаны  с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также  для совершенствования организации  денежного обращения, улучшения  состояния расчетов в хозяйственном  обороте в условиях дестабилизации экономики страны. Негативная роль государственного кредита состоит  в том, что его применение ведет  к росту непроизводительных расходов государства и муниципальных  образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту может приводить к росту налогов.

В объем государственного долга субъекта РФ включаются: номинальная  сумма долга по ценным бумагам  субъекта РФ; объем основного долга  по кредитам, полученным субъектом  РФ; объем основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным субъектом  РФ. Долговые обязательства субъектов  РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных  ценных бумаг, выпускаемых от имени  субъекта РФ, условия их выпуска  и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг.

В объем муниципального долга  включаются: номинальная сумма долга  по муниципальным ценным бумагам; объем  долга по кредитам, полученным муниципальным  образованием; объем долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным  муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для  погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства  муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень  отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

 

2.1 Формы государственного  долга

Долговые обязательства  РФ могут быть выражены в следующих  пяти формах:

   1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

   2) государственные  займы путем выпуска ценных  бумаг;

   3) договоры и соглашения  о получении РФ бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы России;

   4) договоры о предоставлении  РФ государственных гарантий;

   5) соглашения и  договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств прошлых  лет.

В аналогичных формах могут  быть выражены долговые обязательства  субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для  муниципальных образований последняя  из вышеуказанных форм (форма международных  договоров и соглашений).

Государственный или муниципальный  заем (заимствование) — это передача в собственность РФ, ее субъекта или муниципального образования  денежных средств, которые они обязуются  возвратить в той же сумме с  уплатой процента (платы) на сумму  займа. Государственные заимствования  РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние  заимствования РФ как займы и  кредиты, привлекаемые от физических и  юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций  в иностранной валюте, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Соответственно государственные внутренние заимствования РФ — это займы, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или  гаранта погашения займов другими  заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Выпуск государственных  и муниципальных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг  соответствующего уровня. Государственные  и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных  внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РФ, выступает  федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление  и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления являются эмитентами региональных и муниципальных  ценных бумаг. Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным  займам являются облигации внутреннего  государственного займа.

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим  заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным  образованием) бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ. Способами  обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут  быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере  не менее 100% предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного и муниципального долга являются также договоры о предоставлении Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями  государственных и соответственно — муниципальных гарантий. Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, ее субъект или муниципальное образование, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Государственные гарантии от имени РФ предоставляются Правительством РФ. Субфедеральные и муниципальные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, в отличие от гарантий РФ, не только субъектам РФ, муниципальным образованиям, но и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.

Пятой формой государственных  федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в  том числе международные, заключенные  от имени РФ, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга  — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения  обязательств. Сама реструктуризация может быть осуществлена с частичным  списанием (сокращением) суммы основного  долга. По субфедеральным и муниципальным  обязательствам, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспособности эмитентов возлагается на Российскую Федерацию.

 

2.2 Управление государственным  долгом

Государство обладает достаточной  полнотой прав по управлению государственным  и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных  операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство РФ. Кроме  того, учитывая, что конкретные мероприятия  по управлению долгом РФ осуществляет Минфин России, БК РФ закрепляет в составе  полномочий Минфина в бюджетном  процессе полномочие на осуществление  «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ». Управление госдолгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальным  долгом — уполномоченным органом  местного самоуправления.

Система управления государственными заимствованиями должна включать: определение  цели и обоснование государственных  заимствований; минимизацию стоимости  долга для заемщика; эффективное  использование, учет и контроль за расходованием  привлекаемых ресурсов; усиление инвестиционного  характера займов; обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Важное место в экономической  и финансовой политике государства  занимает обслуживание государственного долга, т.е. полный и своевременный  возврат долга, процентов по нему, а также штрафов и других платежей в случае несвоевременной уплаты. Часто намерения заемщика не совпадают  с реальными возможностями, появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменения условий  займа и т.п. Поэтому государство-заемщик  вынуждено прибегать к различным  способам регулирования долга. Основными  из них являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.

Рефинансирование — это  погашение старой задолженности  за счет выпуска нового займа.

Конверсия - изменение доходности займов. Производится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолга или повышения дохода кредитора.

Консолидация — изменение  срока действия уже размещенных  займов в сторону увеличения или  сокращения. Пролонгация займов производится с целью облегчения выплаты долга. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов - это  объединение нескольких займов в  один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных  займов может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа  заключается в том, что, как и  при консолидации, отодвигаются сроки  погашения займа и, кроме того, прекращается выплата долгов.

Все указанные способы  регулирования государственного долга  объединяются одним понятием - реструктуризация. Кроме разных видов реструктуризации государство-заемщик может аннулировать государственный долг, т.е. полностью  отказаться от обязательств по своим  долгам.

 

3. Сущность дефицита бюджета.

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема дефицита бюджета. Госбюджет построен на соотношение  прибылей и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство  выгод и затрат. Сальдо такого бюджета  равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным  делом. Так как такой бюджет - это  отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно  полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать  не будет.

Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение