Государственный кредит. Его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56

Файлы: 1 файл

Тема 7.Госкредит и его значение в рыночной экономике.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

Здесь мы сталкиваемся с дефицитом  бюджета - превышением издержек над  прибылями государственного бюджетного фонда, характерным сегодня для  большинства стран.

Являясь финансовой категорией, дeфицит бюджeтa выступает производным  от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех затрат в силу роста предельных общественных расходов производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. Дeфицит бюджeтa представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных прибылей, сверх имеющихся  у государства, и их использованием на финансирование издержек, не обеспеченных собственными выгодами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате дополнительного выпуска  денег, выпуска государственных  ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних кредитов. Это требует  от правительства разработки мероприятий  по сокращению дефицита бюджета, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения  правительства осуществлять крупные  государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность  налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных  мер со стороны правительства  по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке  бюджетной политики.

Отношение экономистов к  вопросу дефицита бюджета неоднозначно. Существует столько позиций, сколько  вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита –  денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или  напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие  ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства  народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних  случаях, т.к. в результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике  и возникает ряд других неблагоприятных  последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных  займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются  на нем, а по истечении определенного  срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие дефицита бюджета. Поскольку  деньги занимаются не у национального  банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит  преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы  государством, они рассматриваются  как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств  в сферу финансовых операций, снижается  инвестиционная активность, что негативно  сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных  кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных  финансовых организаций - Международного валютного фонда, Международного банка  реконструкции и развития и др.

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных  кредитов и займов, полученных от кредитных  организаций.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия дефицита бюджета, но и устанавливает ограничения  на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и издержек на обслуживание государственного обязательства РФ.

 

Заключение

Чем обусловлена необходимость  использования государственного кредита? Основная причина — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных  расходов.

В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером бюджетных доходов  и растущими, порой непредвиденными  расходами на регулирование экономики  страны, на выполнение социальных программ и функций по обороне страны. Известные  американские экономисты К.Р. Макконелл  и Л.С. Брю следующим образом  формулируют три основные причины  длительного использования в  различных странах государственного долга: «Расходы в военное время, циклические спады и сокращения налогов в последнее время».

Естественно, что для реализации операций по государственному кредиту  необходимо наличие временно свободных  средств юридических лиц и  граждан. Использование этих средств  в качестве кредитных ресурсов позволяет  государству не прибегать к эмиссионной  деятельности, а следовательно, роль государственного кредита заключается  не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить  одним из факторов улучшения денежного  обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты. Поэтому роль как государственного достаточно многогранна.

Финансово-экономическими предпосылками  реализации отношений по государственному кредиту служат особенности образования  доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими лицами (организациями) и гражданами.

Функционирование государственного кредита предполагает наличие не только временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических  предпосылок их образования, но и  правового закрепления возможности  использования названных средств  государством и муниципальными образованиями  в качестве кредитных ресурсов.

Анализ практики государственных  заимствований в России за последние  два десятилетия показывает низкую эффективность их использования. Высокая  внешняя задолженность государства  и цена обслуживания долга оказывают  угнетающее воздействие на развитие национальной экономики. В последние  годы благодаря высокому уровню мировых  цен на энергоносители как основной экспортный ресурс российской экономики  объемы внешнего государственного долга  сократились почти втрое. Однако резко возросли корпоративные заимствования, которые к тому же далеко не всегда оказывают позитивное влияние на развитие экономики. Поэтому задача государственных регулирующих органов  заключается в повышении эффективности  внутренних и внешних государственных  заимствований.

 

Список литературы.

   1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. -155с

   2.  Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год. – М.: Вестник Банка России, N 47, 22.08.2007

   3.  Деньги, кредит, банки: учебник/под ред. О.Н.Лаврушина. – М.: Кнорус, 2005. - 560 с.

   4.  Государственные и муниципальные финансы: учебник/ под ред. И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2007. – 640с.

   5.  Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 2008. - 544 с.

   6.  Финансы и кредит: учебник/ под ред. Т.М.Ковалевой. – М.: Кнорус, 2007. - 375 с.

   7.  Финансовое право: учебно-методический комплекс/ под ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. – М.:Норма, 2005. – 464с.

 

--------------------------------------------

[ 1 ]. Выделяют банковский, коммерческий, валютный, экспортный  и др. кредит. Подробнее о формах  кредита см.: Финансово-экономический  словарь / Под ред. акад. Назарова  М.Г. М., 1995. С. 107—110.

[ 2 ]. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. 2004.

С. 60. Ст. 89.

[ 3 ]. У истоков финансового  права. М., 1998. С. 300

[ 4 ]. Ссудный капитал, используемый  при государственном кредите,  К. Маркс называл иллюзорным, фиктивным  капиталом (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 7).

[ 5 ]. Слуцкий М.И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902. С. 69.


Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение