Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.
Лекция по финансам «Государственный кредит»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Содержание и функции государственного кредита
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.
В рамках рассматриваемых
отношений государство может
выступать и как кредитор, предоставляя
кредиты иностранным
Государственный кредит может
быть внутренним, когда кредиторами
выступают юридические и
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы1.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счёт собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заёмных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление ими займа государству за счёт заёмных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жёсткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, образовавшегося в предыдущие годы.
Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Однако жизнь всё настойчивее ставит вопрос о полном возрождении института казначейских ссуд. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.
Возможность функционирования внешней части государственных кредитных отношений предопределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.
Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита – финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).
Рис. 1. Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории «государственный кредит» (1 – государственные финансы; 2 – кредит; 3 – государственный кредит)
Рисунок 1. позволяет сделать вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление — государственный кредит. Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, поскольку взаимопроникновение сфер функционирования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой самостоятельной экономической категории.
Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития в подавляющем своем большинстве выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов. Так, в 1912г. С. Ю. Витте писал, что с конца XVII века под словом «финансы» стали понимать «всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь».2
Этому высказыванию, прозвучавшему в начале XX века, в полном объеме корреспондируют выводы, сформулированные в конце XX столетия признанным специалистом в области международных финансов В. Н. Сумароковым. В фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике», отметив, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит... Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами»3.
Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие4:
1) образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.
Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:
- доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);
- надёжности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);
- ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.
Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;
2) использование денежных фондов – необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т. е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;
3) контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.
Государственный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической надстройки общества, формированием в ее распоряжении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основах, выражает собой специфическую часть экономических отношений, ассимилировавших в себе черты и финансов, и кредита. Исторически государственный кредит рассматривается как форма существования государственных финансов; в составе финансовой системы страны он функционирует и сейчас.
Совершенно представление сущности государственного кредита представляет исследование его взаимодействия с ссудным капиталом, и в частности с государственным капиталом в ссудной форме. Любой капитал начинает приносить пользу обществу и доход его владельцу только в движении. Это в полной мере относится и к капиталу в ссудной форме. Проводя государственные заимствования, правительство выходит на внутренние и внешние рынки капиталов. Оно мобилизует на свои потребности внутренние, иностранные и международные, частные, государственные (иностранных государств) и межгосударственные ресурсы, обеспечивая кредиторам получение устойчивого дохода. Мобилизация этих ресурсов осуществляется посредством государственного кредита, который в данном случае выступает как форма движения ссудного капитала во всех его указанных выше конкретных видах. При этом, когда кредиторами являются правительства иностранных государств, их юридические и физические лица, международные финансовые организации, то движение ссудного капитала осуществляется в форме его импорта государством-заемщиком5.
Аналогичным образом государственный кредит выступает формой движения ссудного капитала в случае предоставления правительством ресурсов взаймы хозяйствующим субъектам (резидентам и нерезидентам), органам власти иностранных государств и международным организациям. Только в этом случае речь идет о движении государственного капитала в ссудной форме. Когда правительственные кредиты предоставляются иностранным или международным заемщикам, то движение капитала принимает форму его экспорта (рис. 5).
Информация о работе Государственный кредит в современных условиях