Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.
Внешние заимствования в момент поступления средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства расходуются на эти цели. Вместе с тем займы у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д.
Государственное кредитование используется как инструмент регулирования экономики с целью поддержания либо ускорения развития тех или иных секторов и отраслей экономики, регионов, а в некоторых случаях отдельных крупных фирм. Особенно широко развита система государственного гарантирования кредитов, выдаваемых частными банками экспортерам, а также малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так поощряется завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями.
Важную роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных фондов. Довольно часто практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.
2.2 Государственный долг: сущность и основные формы
Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления, порядок обслуживания определяются и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ (ст. 97). Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Основными вопросами при характеристике государственного долга являются: структура и динамика государственного долга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
Долговые
обязательства Российской
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение
В объем
государственного внутреннего
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:
1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить па четыре группы:
Существенным фактором, влияющим на внешнюю долговую политику России, является ее членство в Парижском и Лондонском клубах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на Россию определенные ограничения, такие как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долговых активов, таких как долги по поставкам вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах дает России дополнительные возможности но реструктуризации своих внешних долгов, а также по истребованию дебиторских долгов. Хотя последнее преимущество носит достаточно призрачный характер. В частности, в рамках Парижского клуба у России имеется пять крупнейших должников — Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Йемен не платит России (как и другим своим кредиторам) уже около 10 лет. Остальные страны выплачивают в лучшем случае около '/5 оговоренной в соглашениях суммы. В целом в руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных обязательств Российской Федерации. От того, как будет развиваться ситуация с их погашением, зависит общая величина долгового бремени.
В рамках Лондонского
клуба кредиторов вопрос займов решается
между должником или стороной-
Крупнейшими из банков, входящих в состав клуба являются: Dresdner Bank, Commerzbank AG (Германия); Italia Mediocredito Centrale (Италия); Bank of America (США); Midland Bank (Великобритания); Industrial Bank of Japan (Япония) всего около 900 банков.
Обязательства
России перед Лондонским клубом кредиторов
составляют межбанковские кредиты,
предоставленные
2.3 Управление
государственным кредитом и
Отсюда целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им.
Управление государственным кредитом и государственным долгом является важным направлением финансовой политики государства. Оно должно начинаться заблаговременно, а не тогда, когда долговая петля становится смертельной удавкой.
Такое управление должно охватывать все этапы государственных заимствований и погашения долга. Сюда относятся анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны, определение мер по стабилизации размеров госдолга.
Постановка вопроса о совершенствовании управления государственным долгом рассматривается в увязке с актуальной задачей - уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости России от зарубежного капитала.
Как известно, посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
Информация о работе Государственный кредит в современных условиях