Государственный кредит в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Внешние заимствования в момент поступления  средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства расходуются на эти цели. Вместе с тем займы у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д.

Государственное кредитование используется как инструмент регулирования экономики с целью поддержания либо ускорения развития тех или иных секторов и отраслей экономики, регионов, а в некоторых случаях отдельных крупных фирм. Особенно широко развита система государственного гарантирования кредитов, выдаваемых частными банками экспортерам, а также малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так поощряется завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями.

Важную роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных фондов. Довольно часто практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.

 

 

2.2 Государственный  долг: сущность и основные формы

 

Объем непогашенных долговых обязательств государства называется государственным долгом. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления, порядок обслуживания определяются и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ (ст. 97). Под государственным долгом РФ понимают долговые обязательства российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика он может быть публичным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта РФ и муниципальным долгом. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

Основными вопросами  при характеристике государственного долга являются: структура и динамика государственного долга, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на развитие экономики страны.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

 В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации в валюте РФ;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией в валюте РФ;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней в валюте РФ;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией в валюте иностранных государств;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций в валюте иностранных государств.

 

 Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:

1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить па четыре группы:

  • задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;
  •   кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов;
  •   кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг;
  •   кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).
  1. Долги перед некоторыми странами — бывшими членами СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.
  1. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

Существенным  фактором, влияющим на внешнюю долговую политику России, является ее членство в Парижском и Лондонском клубах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на Россию определенные ограничения, такие как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долговых активов, таких как долги по поставкам вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах дает России дополнительные возможности но реструктуризации своих внешних долгов, а также по истребованию дебиторских долгов. Хотя последнее преимущество носит достаточно призрачный характер. В частности, в рамках Парижского клуба у России имеется пять крупнейших должников — Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Йемен не платит России (как и другим своим кредиторам) уже около 10 лет. Остальные страны выплачивают в лучшем случае около '/5 оговоренной в соглашениях суммы. В целом в руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных обязательств Российской Федерации. От того, как будет развиваться ситуация с их погашением, зависит общая величина долгового бремени.

В рамках Лондонского  клуба кредиторов вопрос займов решается между должником или стороной-должником  и банковским управляющим комитетом. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Крупнейшими из банков, входящих в состав клуба  являются:  Dresdner Bank, Commerzbank AG (Германия); Italia Mediocredito Centrale (Италия); Bank of America (США); Midland Bank (Великобритания);  Industrial Bank of Japan (Япония) всего около 900 банков.

Обязательства России перед Лондонским клубом кредиторов составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку  в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах. Официальным должником перед клубом является Внешэкономбанк. Через два года после начала переговоров полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций России были переданы этому банку как специализированному государственному банку, а еще через два года банку был определен этот официальный статус.

 

2.3 Управление  государственным кредитом и государственным  долгом

 

Отсюда  целью управления государственным  долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им.

Управление  государственным кредитом и государственным  долгом является важным направлением финансовой политики государства. Оно должно начинаться заблаговременно, а не тогда, когда долговая петля становится смертельной удавкой.

Такое управление должно охватывать все этапы  государственных заимствований и погашения долга. Сюда относятся анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны, определение мер по стабилизации размеров госдолга.

Постановка  вопроса о совершенствовании  управления государственным долгом рассматривается в увязке с актуальной задачей - уменьшения, а в перспективе и устранения долговой зависимости России от зарубежного капитала.

Как известно, посредством государственных  заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск.

 

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • Безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • Единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъекта федерации и органами местного самоуправления;
  • Единство долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • Согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • Снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • Оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • Гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Информация о работе Государственный кредит в современных условиях