Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.
Рис. 5. Взаимосвязь ссудного капитала, государственного кредита и результатов его функционирования
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому обычно преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Неширокое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам и многие другие факторы обусловливают интенсивное развитие международного государственного кредита. В отдельные исторические периоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и финансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего финансового рынка - развитие внешних государственно-кредитных отношений может значительно опережать динамику внутреннего государственного кредита. Во внутренних государственных кредитных отношениях партнерами российского органа власти выступают российские юридические и физические лица, другие российские органы власти; во внешних отношениях - иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации.
Внешний государственный кредит, являясь частью национальных государственно-кредитных отношений, одновременно представляет собой форму проявления более общего экономического явления - международного (иностранного) кредита. Эта категория выражает собой движение ссудного капитала между субъектами международных экономических отношений на условиях возвратности и возмездности.
Таким образом, государственный кредит - это самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов.
Для государственного кредита характерно плотное взаимодействие с другими категориями, в частности с ссудным капиталом, государственным капиталом в ссудной форме, экспортом-импортом капитала. По отношению к названным экономическим явлениям государственный кредит является формой движения, способом существования ссудного капитала (частного и государственного, внутреннего, иностранного и межгосударственного), а в части движения стоимости между национальным правительством и внешними субъектами отношений по линии предоставления или привлечения заимствований государственный кредит правомерно рассматривать как форму экспорта и импорта капитала.
1.2 Виды государственных займов
Механизмы функционирования
государственного кредита на практике
реализуются посредством
Государственные
займы, которые оставляют
1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние займы – пред резидентами.
2. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
3. По сроку заимствования средств займы делятся на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).
4. По способу
обеспечения возвратности
5. По уровню
размещающего заём
6. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов:
- процентные
займы – доход по ним
- дисконтные займы – доход по ним инвестор получает за счёт приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заёмщику;
- выигрышные
займы – доход по ним
- индексационные займы – доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа эмитированные им обязательства можно разделить на обязательства без погашения и с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заёмщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае он имеет возможность разместить новый заём, обслуживание которого будет более дешёвым, и за счёт полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств, и несёт в связи с этим обстоятельством определённые потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.
8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории:
а) займы, подлежащие оплате одновременно;
б) займы, подлежащие оплате частями.
При условии того, что эмитированный заём подлежит оплате частями, то заёмное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:
- погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;
- погашение
увеличивающимися долями на
- погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
9. По способу
определения предлагаемого
10. По направлениям
использования заёмных средств
займы могут быть подразделены
на целевые и нецелевые. Средст
1.3 Различия
между государственным и
Чтобы убедиться в том, что государственный кредит – это самостоятельная категория, а не всего лишь форма кредита, проведем анализ движения привлеченных от инвесторов средств в рамках кредитной и государственно-кредитной операций.
Рис. 2. Развернутая и общая формула движения стоимости и кредитной операции
а) государственные заимствования
б) погашение и обслуживание государственного долга (в объеме проведенных заимствований)
в) предоставление государственных кредитов
На рис. 2 схематически изображено, что коммерческий банк предоставляет кредиты за счет привлеченных ресурсов от населения и организаций. Заемщики используют кредитные ресурсы как капитал, который участвует в производстве новой стоимости, являющейся источником погашения полученного кредита и уплаты процентов по нему.
Представим схематически движение стоимости при проведении правительством заимствований и при государственном кредитовании (рис. 3.).
Анализ представленной на рис. 3 схемы приводит к убедительному выводу: той логической и фактической завершенности в движении стоимости, которую мы наблюдаем в случае банковского кредитования (движение начинается от инвесторов, на них же оно и завершается) при проведении государственных внешних и внутренних заимствований нет - средства инвесторов направляются на финансирование бюджетного дефицита и на этом их движение (обособленное от других средств бюджета) прекращается. Погашение же государственного внешнего и внутреннего долга и его обслуживание производятся за счет средств других бюджетов в другие финансовые годы, а конкретными источниками станут собираемые налоги и поступления от новых заимствований. Что касается государственных внешних и внутренних кредитов иностранным и отечественным заемщикам, то они предоставляются за счет налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства вне всякой связи с фактом осуществления и возможными масштабами государственных заимствований7.
Таким образом, анализ схем движения средств инвесторов в сфере частного и государственного кредита убеждает в том, что мы имеем дело с разными экономическими категориями. У этих категорий есть общая основа - кредитная, но на этом их родство заканчивается. Если с помощью частного кредита средства инвесторов, последовательно проходя стадии распределения, производства, обмена и опять распределения, возвращаются к кредитору, а затем и к инвесторам (с приростом), то такой цельности и завершенности оборота средств инвесторов нет в случае функционирования государственного кредита.
В самом деле, государственные внешние и внутренние заимствования обычно проводятся в целях покрытия бюджетного дефицита; профинансировав дефицит и увеличив свой долг, государство завершило заемную операцию. Погашение и обслуживание долговых обязательств, возникших в результате описанной выше операции по привлечению заимствований, будет проводиться за счет совсем других источников. С точки зрения финансового обеспечения и полного отсутствия какой-либо связи со средствами инвесторов, предоставленными государству ранее в качестве заимствований, операция по погашению и обслуживанию внешнего и внутреннего долга — это самостоятельная операция. То же самое можно сказать и в отношении предоставления государством внешних и внутренних кредитов: с точки зрения ресурсного обеспечения, отсутствия какой-либо связи с ранее заимствованными средствами государственное кредитование - абсолютно самостоятельная операция.
Информация о работе Государственный кредит в современных условиях