Государственный кредит в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заёмщик средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств физических или юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, единого, логически завершенного цикла движения средств инвесторов в рамках частного кредита не наблюдается в сфере государственного кредита, он расчленяется на три самостоятельные операции, ресурсным обеспечением которых служат разные источники, начинающие свое движение для достижения в каждом из трех случаев совершенно конкретных, принципиально иных целей.

Между государственным кредитом и банковским, являющимся наиболее распространенной формой кредита, существуют принципиальные различия8. Существенные особенности названных экономических явлений просматриваются, по меньшей мере, по следующим направлениям.

Первое связано с историческим аспектом: государственный и банковский кредит вызваны к жизни разными общественными потребностями. Появление государственного кредита связано с потребностями политической надстройки, которую он обслуживает и вместе с которой развивается. Появление банковской формы кредита вызвано потребностями воспроизводства, его функционирование направлено на решение воспроизводственных проблем.

Второе направление, по которому просматривается коренное различие между государственным и банковским кредитом, связано с характером использования заимствованных средств и источниками погашения долговых обязательств. Государственный кредит используется в основном на непроизводительные цели (покрытие бюджетного дефицита) и погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кредит имеет в основном производительный характер, используется заемщиком как капитал, который создает источники для уплаты сумм в погашение кредита и процентов по нему.

Третье направление связано с субъектами отношений при государственном и банковском кредите. Непременным участником государственных кредитных отношений является орган публичной власти, при банковском кредитовании государство как субъект отношений отсутствует. Это, конечно, не исключает того, что банк может предоставить кредит правительству, выступить в роли инвестора на рынке государственного долга, а орган власти прогарантировать кредитную сделку банка с хозяйствующим субъектом. Однако эти операции отражают отношения не частного кредитования, а государственные кредитные отношения и увеличение государственного долга. Всякая кредитная операция, в которой хотя бы одна из участвующих сторон представлена органом власти, входит в сферу государственного кредита.

Следовательно, несмотря на яркую особенность государственных кредитных отношений как формы существования публичных финансов, состоящую в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств, их нельзя смешивать с категорией кредита вообще и с банковским кредитом в частности. Когда речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

 

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1  Влияние  государственного кредита на  экономику государства

 

Государственные кредиты и государственные займы, их влияние на экономику государства, проблемы их эффективности начали обсуждать задолго до тех событий, которые у нас происходят в последнее время.

Определённый интерес  предоставляют два противоположных  подхода к определению роли заимствований в государственных финансах, особенно остро обсуждаемые в последние годы. Значительная часть учёных-экономистов рассматривает заимствования как исключительно негативное явление и призывает к полному отказу от долгового финансирования расходов бюджета. Другие экономисты, и их абсолютное большинство, считают, что развитие экономики в государстве без использования возможности привлечения в определённые периоды дополнительных средств в виде займов практически невозможно9.

Уже более двух веков не столько государство превращает сбережения в работающий капитал, сколько эту роль выполняет рынок корпоративных акций и облигаций, трансформирующийся за последнее столетие в мощную организованную систему, позволяющую найти деньгам наиболее рациональное применение. Диспропорция экономического развития индустриально развитых стран и особенно развивающихся стран, в полной мере это относится и к государствам с переходной экономикой, позволяет предположить, что роль государственного долга в создании рыночной экономики, в проведении структурных реформ, реформ налоговой и бюджетной сфер, чрезвычайно велика.

Государственный кредит - часть  государственных финансов, одна из форм привлечения денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. Государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как объемы налогов и им подобных безвозмездных поступлений ограничены, то приходиться привлекать средства и на возвратных началах в форме кредита.

Государственный кредит имеет  важные экономические особенности. Займы государства связаны, прежде всего, с покрытием дефицита бюджета, они формируют, государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Возврат заёмных средств и выплату процентов по ним государство может производить только за счёт своих доходов. Но его доходы — это в основном налоги и другие денежные средства, перераспределённые в пользу государства. Погашение государственного долга может потребовать увеличения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Поэтому существует естественный предел для бюджетного дефицита и для государственного долга в каждой стране. Кроме того, деньги, взятые взаймы, государство должно расходовать таким образом, чтобы улучшалась экономическая ситуация в стране, росли производство и доходы.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования некоторых современных потребностей. Это оправдано в том случае, когда речь идёт о создании долговременных сооружений, перспективных образовательных центров, важных путей сообщения и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются на выплату заработной платы или пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем.

Кроме того, позитивное значение государственного кредита, по общему мнению, заключается в безэмиссионном пополнении доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчётов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.

Государственный кредит используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платёжеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдёт сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И, наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастёт10.

Государственный кредит может оказывать и негативное влияние на экономику. Если объём средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокращает возможности вложений средств в развитие реального сектора экономики. Чрезмерные объёмы дефицита бюджета и государственного долга отвлекают все свободные денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга и тем ограничивают возможности развития производства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное — это создание ситуации, когда государство не в состоянии платить по своим обязательствам. Это влечёт за собой финансовый кризис и для государства, и для его экономики.

Государственный кредит, как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции, но имеет и отрицательное следствие, состоящее в том, что привлечённые государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платёжные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счёт последующей выплаты процентов или дисконта. Использование государственного кредита ведёт к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причём с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Оценка  государственного кредита в плане  его влияния на развитие экономики неоднозначна. Государственный кредит находит своё материальное воплощение в государственных заимствованиях, т. е. привлечение денежных средств в государственный бюджет на основе возвратности, срочности, платности осуществляется через государственные заимствования. В свою очередь, государственные заимствования – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками (ст. 89 БК РФ). Это означает, что осуществление государственных заимствований приводит к формированию государственного долга, так как, осуществляя заём, государство становится должником. Следовательно, рост государственных займов приводит к росту государственного долга.

Значительный  государственный долг оказывает  серьёзное негативное воздействие  на экономику, поскольку его рост (или рост расходов на его обслуживание) ведёт к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Рост дефицита бюджета обусловливает нарастание государственного долга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета. Получается некий замкнутый круг: дефицит бюджета – осуществление государственных займов – формирование государственного долга. Наличие государственного долга приводит к увеличению расходов бюджета на его обслуживание, что, в свою очередь, провоцирует рост бюджетного дефицита. Растёт бюджетный дефицит – растут государственные заимствования и увеличивается государственный долг11.

Словом, государственный кредит и государственный долг — это обоюдоострые инструменты. Государственный кредит, как и обычный кредит, может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие экономики. Все зависит от того, откуда берутся и куда направляются привлекаемые государством ресурсы, а также от цены кредита.

Внутреннее  заимствование средств означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могли быть направлены на другие цели, то заимствование их государством уменьшает расходы других секторов экономики и не увеличивает общий спрос. Если же государственные заимствования не уменьшают расходы других секторов экономики, то происходит рост совокупного спроса в народном хозяйстве.

Но для развития экономики важна не только динамика спроса, но и цели государственных заимствований. Если государство заимствует средства для финансирования важных, быстро окупающихся проектов, да еще и на условиях нормальных процентных ставок, это может содействовать ускорению развития национальной экономики. Причем расширение государственного спроса может иметь мультипликативный эффект, вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуемый за счет этих займов долг государства свободно может быть погашен за счет части прибыли, получаемой от финансирования таких объектов.

Но  последствия государственных займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, неумеренное раздувание штатов госаппарата без повышения эффективности его функционирования и т. п.), то государственные заимствования будут прямым вычетом из валового национального продукта. А их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется неразрывная связь государственного кредита с налогами.

Именно  поэтому государственный кредит нередко называют будущими налогами. Разумеется, нельзя делать категорический вывод о бесполезности или отрицательном воздействии госкредита на развитие экономики страны. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государственного кредита для финансирования государственных расходов бюджета. Каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, т. е. способствует росту цены кредита. В некоторых случаях возможно абсолютное сокращение объема кредитных ресурсов для экономики. Ну, а если государственные заимствования берутся под проценты, превышающие норму прибыли в производящих отраслях, то происходит огромный переток капитала из "реальной экономики" (сферы производства) в спекулятивный рынок. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства в пользу отечественных и зарубежных кредитных организаций12.

Информация о работе Государственный кредит в современных условиях