Инвестиционная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических основ инвестиционной политики компании.
В работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики предприятия, также выявить особенности и этапы ее формирования, понятие инвестиционных проектов и оценки их эффективности;
- провести анализ инвестиционной политики предприятия;
- выделить проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы инвестиционной политики предприятия 5
Понятие инвестиций и инвестиционной политики 5
Особенности формирования инвестиционной политики предприятия 7
Этапы формирования инвестиционной политики 10

Глава II. Организация инвестиционной деятельности на
предприятии 12
2.1. Планирование инвестиций на предприятий 12
2.2. Оценка эффективности инвестиций 16

Глава III. Анализ инвестиционной политики на примере
ОАО «ЛУКОЙЛ» 23
3.1. Экономическая характеристика предприятия 23
3.2. Оценка действующей инвестиционной политики и мероприятия по повышению ее эффективности 28

Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 436.34 Кб (Скачать файл)

Анализируя коэффициент оборачиваемости активов можно заметить, что наблюдается резкое снижение оборачиваемости активов в 2009 году, это свидетельствует о снижении эффективности использования имущества с точки зрения извлечения дохода, но в 2010 году, а особенно в 2011 году, мы отмечаем увеличение показателя, можно отметить что это способствует росту рентабельности капитала.

Анализируя показатель оборачиваемости внеобротных активов можно отметить, что наблюдается снижение оборачиваемости внеоборотных активов в 2009 году, но уже 2010-2011 наблюдается положительная тенденция к росту, что характеризует эффективность ввода новых основных средств.

Анализируя показатель оборачиваемости  текущих активов можно проследить рост оборачиваемости начиная с 2009 года это характеризует эффективную маркетинговую, производственную и финансовую стратегию и тактику компании.

Что касается периода оборота текущих активов то тут наблюдается рост «затратного цикла» свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных активов в 2009 году, приводит к снижению показателей финансовой устойчивости и общей ликвидности. Чем больше «затратный цикл», тем больше потребность предприятия в финансировании производственного процесса. В 2010 году показатель незначительно уменьшился. А уже в 2011 показал свой наилучший результат, что подтверждает факт роста эффективности использования ОА.

Также наблюдается спад «кредитного  цикла», а затем резкий рост, что  свидетельствует об увеличении в  ходе текущего производственного процесса источников финансирования (при условии  отсутствия сверхнормативных задолженностей перед поставщиками, бюджетом, персоналом). Чем больше «кредитный цикл», тем  эффективнее используется возможность  финансирования текущей деятельности за счет непосредственных участников производственного процесса.

Наблюдается сокращение «чистого цикла» в период 2009-2010 гг., не говоря уже о 2011 году, где сокращение «чистого цикла» произошло в 8 раз, что является положительной тенденцией и свидетельствует о сокращении потребности в финансировании производственного процесса, что способствует «высвобождению» денежных средств. Отрицательное значение чистого цикла означает, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся "излишек" на иные цели, например, на финансирование постоянных активов. Такая ситуация является наиболее благоприятной для предприятия.

Анализ ликвидности  активов (см. Приложение. №4)

Ликвидность (текущая платежеспособность) – одна из важнейших характеристик  финансового состояния компании, определяющая возможность своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства. В российской практике при оценке ликвидности рекомендуется:

- обращать внимание на  динамику изменения коэффициентов;

- определять значения  коэффициентов, достаточных (приемлемых) для данной конкретной компании.

За все 3 года коэффициент общей ликвидности не превышает своего норматива, хотя стремится к нему; наблюдается тенденция роста, что положительно отражается на способности фирмы выполнять свои обязательства.

Наблюдается рост коэффициента абсолютной ликвидности, и за анализируемые  года он находится в пределах нормы. Таким образом, фирма в состоянии  выполнять краткосрочные обязательства  за счет ликвидной части активов.

Коэффициент промежуточной  ликвидности 2009 года ниже нормы, значит, предприятию трудно было выполнять  краткосрочные обязательства за счет текущих активов. Но уже в 2010-2011 году коэффициент соответствует норме.

Сравнивая коэффициент общей  ликвидности и коэффициент общей  ликвидности допустимый, можно сделать  вывод, что разница между ними в среднем составляет 0,13 единиц коэффициентов. Это говорит о том, что первый коэффициент достаточно близок к допустимой нормы, и предприятие соответственно способно выполнять обязательства за счет всех текущих активов.

Анализ финансовой устойчивости (см. Приложение. №5)

Финансовая устойчивость характеризует возможность компании сохранить способность погашать обязательства и права владения предприятием в долгосрочной перспективе. Для диагностики финансового  состояния с точки зрения финансовой устойчивости достаточную информацию предоставит анализ трех групп коэффициентов:

- чистого оборотного капитала (ЧОК);

- коэффициентов автономии;

- коэффициента самофинансирования.

Наблюдается положительная  величина и рост ЧОК в анализируемой  компании, особенно его доли в общих  активах, что свидетельствуют об укреплении финансового состояния  компании.

Наблюдается тенденция роста минимального необходимого чистого оборотного капитала. Чем больше «запас по уровню собственных средств», тем больше финансовых возможностей у компании, в частности, осуществить масштабные инвестиции, либо пережить периоды спадов объемов продукции.

Фактическая величина коэффициентов  автономии растет (коэффициент автономии  превышает нормативные значения), поэтому финансовая устойчивость компании высокая, зависимость от внешних  источников финансирования небольшая  или вообще отсутствует. Разница  между допустимым и фактическим  значением остается прежней, значит реальная финансовая устойчивость компании сильно не изменилась.

Коэффициент соотношения  собственного и заемного капитала показывает что 2011 году 0,7 часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.

Чем выше коэффициент самофинансирования, тем эффективнее компания использует возможность наращения собственного капитала за счет получаемой прибыли. В основном данный показатель не превышает  норматива, что говорит о том, что на развитие фирмы почти ничего не направлено.

Анализ рентабельности капитала (см. приложение .№6)

Цель анализа рентабельности капитала – оценить способность  компании приносить доход на вложенный  в нее капитал. Уровень рентабельности капитала во многом определяет инвестиционную привлекательность компании.

Общая динамика показателей  рентабельности капитала характеризует  эффективность деятельности компании за рассматриваемый период. В нашем  случае наблюдается тенденция снижения данного показателя, следовательно, снижается доля чистой прибыли. Однако разница между показателями сравнительно невысока, также рентабельность стремится  к 50%, что является хорошим результатом.

Рентабельность собственного капитала также снижается, следовательно снижается эффективность использования собственных средств. Средняя рентабельность за 3 года примерно равна 15%.

Рентабельность продаж падает, это объясняется тем, что уменьшается  чистая прибыль из-за увеличения налогов. Средний процент = 8%.

В общих словах можно сказать, что ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет средние  значение всех вышеперечисленных показателей. Можно отметить, что в 2009 году большинство из них имело тенденцию к снижению, а именно: рентабельность всего капитала, коэффициент автономии самофинансирования, коэффициент абсолютной ликвидности и другие, скорее всего это связано с кризисными явлениями 2008-2009 годов. Но, начиная с 2010 вплоть до 2011 наблюдается значительное улучшение по всем показателям, что говорит о стабильной деятельности фирмы.

3.2. Оценка действующей инвестиционной политики предприятия и мероприятия по повышению ее эффективности

Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКОЙЛ» являются:

    • оптимизация соотношения собственных и заемных средств;
    • формирование портфеля инвестируемых проектов, в котором сочетаются высокорисковые и сверхдоходные инвестиции с надежными, но обеспечивающими средний уровень рентабельности. Конкретно для компании это означает сочетание проектов с относительно более быстрыми сроками окупаемости в сфере нефтепереработки, нефтехимии и, особенно, сбыта продукции с долгосрочными инвестициями в разведку и освоение новых месторождений и поддержание добычи на действующих месторождениях;
    • проведение активной амортизационной политики, стимулирующей технологическое обновление производства;
    • приобретение акций предприятий нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое усиление компании за счет эффекта синергии.

Инвестиционная программа  компании «ЛУКОЙЛ» на ближайшее время, как и раньше, на 80% состоит из средств, направляемых на развитие добычи нефти. В этой части программы – средства на сокращение числа бездействующих скважин на освоенных месторождениях, разведка, освоение новых месторождений в Западной Сибири и других нефтегазоносных регионах страны. Инвестиции в зарубежные проекты (азербайджанские, казахстанские), а также в сооружение каспийского трубопровода предполагается финансировать за счет зарубежных партнеров, в т.ч. за счет стратегического инвестора «ЛУКОЙЛа»- американской компании «Атлантик Ричфилд» (АРКО). Вторым крупным направлением инвестиций будут вложения в модернизацию Пермского НПЗ, третьим – расширение сбытовой сети, в частности, сооружение нескольких десятков автозаправочных станций на территории России, в республиках СНГ, странах Балтии, Турции.

К сожалению, в инвестиционной программе компании «ЛУКОЙЛ» не уделяется достаточно внимания таким направлениям диверсификационной деятельности, как углубление переработки углеводородного сырья (попутного нефтяного газа, сжиженного газа, фракций переработки нефти и др.) с целью получения нефтехимической продукции. Практика работы транснациональных и крупнейших национальных нефтегазовых компаний показала, что выручка от реализации нефтехимических товаров занимает существенную долю в суммарной выручке компании и что в период падения цен на нефть и нефтепродукты именно «нефтехимическое крыло» позволяло компаниям удерживать основные финансовые показатели на приемлемом уровне.

Компания «ЛУКОЙЛ» пока самостоятельно решает проблему поиска инвестиционных ресурсов, поскольку отечественная банковская структура не ориентирована на реальный сектор экономики, а государственное финансирование сведено практически до нуля. В этой связи наряду с указанными выше источниками компания прибегает к продаже своих акций, выкупанию акций у держателей, приобретению акций других предприятий, различным альянсам и стратегическим союзам. Такого рода деятельность является дополнением к инвестированию в новое строительство и модернизацию.

При выборе проектов компания исходит из совокупности показателей  рентабельности и риска. Обычно используются стандартные процедуры оценки эффективности  проекта (см.п.1.5), которые дополняются экспертными оценками экологической приемлемости и улучшения социальных индикаторов. Наибольшую сложность представляет собой определение портфеля инвестиционных проектов. Сложность возникает из-за взаимного влияния проектов и каждого из проектов по отношению к накопленному капиталу. Для повышения уровня обоснованности разрабатываемых инвестиционных программ компания создает специализированное управление инвестиционными проектами.

По мере развития рыночных отношений в нефтегазовом комплексе  все большее значение приобретают  операции по покупке активов с  целью поглощения и слияния. Такой  метод структурного роста рассматривается  в компании в качестве альтернативы инвестированию в новое строительство  и модернизацию действующего производства. Учитывая тот факт, что процесс  приватизации нефтегазового комплекса  еще продолжается, компания «ЛУКОЙЛ» в качестве стратегической задачи приняла  решение участвовать в конкурсе по продаже акций нефтяных компаний, еще находящихся в государственной  собственности (компании «Роснефть», «Славнефть» и др.). Особую привлекательность представляет собой компания «Роснефть», контролирующая значительные запасы нефти и имеющая долю в перспективном международном проекте «Сахалин». Однако за акции «Роснефти» между нефтяными компаниями предстоит борьба. Чтобы победить, компании образуют альянсы и стратегические союзы: «Газпром» плюс «Ройял Датч Шелл» (крупнейшая в мире англо-голландская нефтяная компания); «Сиданко» (контролируемая ОНЭКСИМбанком) и «Бритиш петролеум»; «Юкос» и «Сибнефть» образовали суперхолдинг «ЮКСИ». Не стоит в стороне «ЛУКойл», который образовал стратегический союз с РАО «Газпром» и нефтяной компанией «ОНАКО».

Таким образом, в описываемый  период компания успешно реализовала  финансово-инвестиционную стратегию  типа «Консорциум», предусматривающую  консолидацию инвестиционных ресурсов на базе интеграции отечественных предприятий, расположенных вдоль технологической  цепочки «сырье – конечный продукт». В качестве источников финансирования использованы собственные средства, вторичная эмиссия акций, привлеченные средства интегрированных предприятий. Кредиты пренебрежимо малы. В последнее время намечается трансформация финансово-инвестиционной стратегии в направлении привлечения иностранного капитала путем выхода на мировые фондовые рынки (размещение ценных бумаг типа АДР). Компания имеет иностранного стратегического инвестора. Реализует пакет инвестиционных проектов, нацеленных главным образом на ресурсно-рыночные стратегические решения.

Информация о работе Инвестиционная политика организации