Ростовщический кредит.
Специфическая форма кредита. В
зарубежных источниках рассматривается
лишь в историческом плане, но в современных
российских условиях получил определенное
распространение. Как совокупность
кредитных отношений для большинства
стран в настоящее время имеет
однозначно нелегальный характер, т.е.
прямо запрещенных действующим законодательством.
На практике ростовщический кредит реализуется
путем выдачи ссуд физическими лицами,
а также хозяйствующими субъектами, не
имеющими соответствующей лицензии от
центрального банка. Характеризуется
сверхвысокими ставками ссудного процента
(до 120—180% по ссудам, выдаваемым в конвертируемой
валюте) и зачастую криминальными методами
взыскания с неплательщика. По мере развития
инфраструктуры национальной кредитной
системы и обеспечения доступности кредитных
ресурсов для всех категорий потенциальных
заемщиков ростовщический кредит исчезает
с рынка ссудных капиталов.[6.с.365]
2 ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ КРЕДИТОВАНИЯ
К основным этапам (шагам) кредитования
относятся:
- Рассмотрение заявки на кредит и личные контакты специалистов банка с предполагаемым заемщиком.
- Анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки.
- Подготовка кредитного договора, оформление кредита.
- Погашение кредита и контроль над выполнением условий кредитного договора.
2.1 Рассмотрение заявки на получение
кредита
Для получения кредитной
заявки, необходимо обратиться в выбранный
банк к кредитному эксперту. Многие
банки размещают образец кредитной
заявки на сайте, в том числе перечень
необходимых документов для оформления
кредита.
По данным российских банков
на 2009-2010г, кредитная заявка должна содержать
исходные сведения о требуемом кредите:
- цель привлечения кредита, которая не противоречит уставной цели заемщика;
- сумма и валюта кредита;
- вид и срок погашения кредита;
- порядок погашения кредита и уплаты процентов;
- предлагаемое обеспечение (залог имущества; гарантии физических, юридических лиц, располагающих денежными средствами для погашения кредита; поручительство; депозиты; ликвидные ценные бумаги и пр.).
Пример перечня основных
документов, необходимых для получения
кредита (для юридических лиц):
1. Заявление-анкета на
предоставление кредита, анкеты
поручителей.
2. Финансовые документы:
- Финансовая отчетность (баланс, форма № 2) на две последних отчетных даты с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) и с отметкой ИМНС, налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за последний отчетный период.
- Список основных средств (наименование, модель, год выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость).
- Складская справка о размере ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, полуфабрикаты) в ценах приобретения.
- Выручка по отгрузке, помесячно (по направлениям деятельности).
- Выручка по оплате, помесячно.
- Свернутая оборотно-сальдовая ведомость.
- Список дебиторов и кредиторов с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения.
- Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе, включая векселя и прочие ценные бумаги.
- Документы о накладных (постоянных) расходах предприятия: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги, транспортные расходы, связь, реклама, представительские расходы.
- Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3–4 договора).
- Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевого участия в строительстве, подряда, кредита, займа, простого товарищества и т. д.)
3. Информация об обслуживающих
банках и платежной дисциплине:
- Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
- Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки № 2.
- Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам.
4. Учредительные, правоустанавливающие
документы:
- Копии учредительных документов, документов о регистрации, перерегистрации с отметкой регистрирующего органа.
- Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
- Копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций).
- Копия свидетельства о присвоении ОГРН (основной государственный регистрационный номер).
- Копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений.
- Копии решений/приказов о назначении на должности исполнительного органа (директора, генерального директора, президента или исполнительного директора согласно Уставу) и главного бухгалтера.
- Копии паспортов руководителя, главного бухгалтера и учредителей.
- Выписка из ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц).
- Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) — недвижимость, транспорт, оборудование.
5. Документы по залогу,
в том числе копии документов,
подтверждающих права собственности
на предлагаемое в залог имущество
(должны быть заверены печатью
и подписью клиента):
- оборудование (договоры, накладные, акты приема-передачи, платежные документы);
- автотранспорт (копии ПТС (Паспорт транспортного средства), свидетельства о регистрации, паспорта собственника);
- недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации прав собственности, справка из БТИ (Бюро технической инвентаризации) о технической информации объекта недвижимости, документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации прав собственности, иные документы по дополнительному требованию, согласно юридическому заключению);
- товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).
6. Дополнительно могут
быть запрошены документы:
- для производства — калькуляция себестоимости производимой продукции (несколько основных позиций);
- при финансировании проекта — данные по проекту (технико-экономическое обоснование проекта, данные анализа рынка по выбранному направлению деятельности);
- в случае целевого финансирования — документы, подтверждающие расходование кредитных средств (договоры, смета и пр.).
- Любые другие документы, которые могут способствовать принятию решения о предоставлении кредита (счета-фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т. п.).
Основные документы, необходимые
для получения кредита (для индивидуальных
предпринимателей):
1. Заявление-анкета на
предоставление кредита, анкеты
поручителей.
2. Финансовые документы:
- Финансовая отчетность (баланс, форма № 2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) с отметкой ИМНС, налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за последний отчетный период.
- Список основных средств.
- Складская справка о размере ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, полуфабрикаты) в ценах приобретения.
- Выручка по отгрузке.
- Выручка по оплате.
- Свернутая оборотно-сальдовая ведомость.
- Список дебиторов и кредиторов с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения.
- Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе (в т. ч. векселя, пр. ценные бумаги).
- Документы о накладных (постоянных) расходах.
- Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3–4 договора).
- Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевого участия в строительстве, подряда, кредита, займа, простого товарищества и т. д.).
3. Информация об обслуживающих
банках и платежной дисциплине:
- Информация о расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
- Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки № 2.
- Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам за последние 6 месяцев.
4. Учредительные, правоустанавливающие
документы:
- Копия свидетельства о государственной регистрации.
- Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
- Копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО.
- Копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений.
- Копии паспорта предпринимателя, супруга (и).
- Копии договоров аренды помещений, транспорта и иного имущества компании.
- Договора аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) — недвижимость, транспорт, оборудование.
5. Документы по залогу,
в том числе копии документов,
подтверждающих права собственности
на предлагаемое в залог имущество
(должны быть заверены печатью
и подписью клиента):
- оборудование (договоры, накладные, акты приема-передачи, платежные документы);
- автотранспорт (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорта собственника);
- недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации прав собственности, справка из БТИ о технической информации объекта недвижимости, документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации прав собственности, иные документы по дополнительному требованию, согласно юридического заключения);
- товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).
Дополнительно могут быть
запрошены документы:
- для производства — калькуляция себестоимости производимой продукции (несколько основных позиций);
- для финансирования проекта — данные по проекту (краткая техническая и финансовая информация по проекту, данные анализа рынка по выбранному направлению деятельности);
- в случае целевого финансирования — документы, подтверждающие расходование кредитных средств (договоры, смета и пр.).
Любые другие документы, которые
могут способствовать принятию решения
о предоставлении кредита (счета-фактуры,
контракты, таможенные декларации, договоры
поручительства и т. п.).
Для удостоверения копий
предоставленных документов банк может
запросить их оригиналы.[34]
Заполненные кредитная заявка
и сопроводительные документы предоставляются
кредитному эксперту для анализа
на предмет надежности и финансовой
устойчивости заемщика.
После получения документов
специалист банка проводит предварительную
беседу с потенциальным заемщиком.
Устные ответы позволяют узнать дополнительную
информацию о клиенте, предприятии,
об испрашиваемом кредите, погашении
кредита, обеспеченности кредита, информацию
об отношениях клиента с другими
банками, причину выбора именно данного
банка.
На основании анализа
и проверки полученных фактов, кредитным
комитетом банка принимается
решение о дальнейшем рассмотрении
заявки или отказе.[24.с.512]
2.2 Оценка кредитоспособности
заемщика