Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации кредитного процесса в Банке.
Исходя из поставленной цели работы, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции и принципы кредита;
- изучить этапы кредитования;
- выявить основные проблемы и разработать перспективы развития кредитования банковских заемщиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты кредита 5
1.1 Необходимость и сущность кредита 5
1.2 Функции кредита 7
1.3 Основные принципы кредита 10
1.4 Формы и виды кредита 13
2 Основные этапы кредитования 19
2.1 Рассмотрение заявки на получение кредита 19
2.2 Оценка кредитоспособности заемщика 23
2.3 Подготовка кредитного договора и его заключение 26
2.4 Контроль за выполнением условий договора и погашением кредита 31
3 Проблемы организации кредитного процесса и пути их решения 30
3.1 Кредитный риск 33
3.2 Проблемы кредитования 34
3.3 Пути решения проблем и перспективы развития кредитного процесса 40
Заключение 47
Список использованных источников 49
Требует безотлагательного решения
также вопрос правомерности (обоснованности)
взимания банками платы за открытие
и ведение счетов клиента.
В ряде решений судов указано, что не все предлагаемые
банками услуги, в частности по открытию
и ведению счетов, являются необходимыми
для выдачи кредита, и соответственно взимание
платы за эти услуги незаконно. При этом
делаются ссылки на ст. 16 Закона, которая
запрещает обусловливать приобретение
одних товаров (работ, услуг) обязательным
приобретением иных товаров (работ, услуг)
и устанавливает право потребителя отказаться
от оплаты дополнительных услуг.
В связи с этим необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ банк может взимать с клиента плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на банковских счетах. Статья 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в свою очередь, предусматривает, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. [8] Соответственно, комиссионные сборы могут взиматься в рамках отношений по договору банковского счета, а применительно к кредитным договорам — в тех случаях, когда эти договоры носят смешанный характер, т.е. предусматривают открытие заемщикам банковских счетов (текущих или «карточных»), необходимых для осуществления расчетных операций, связанных с кредитованием.
Таким образом, если в кредитном договоре сторонами согласовано открытие и ведение банком счета (текущего) клиенту, а также согласовано комиссионное вознаграждение, взимаемое банком за такого рода операции, это положение договора является правомерным и обязательным для сторон. А вот в правомерности взимания платы за открытие и ведение ссудных счетов стоит разобраться.
Ссудные счета, открываемые банками при выдаче кредита, являются счетами внутреннего (бухгалтерского) учета (т.е. счетами банка, а не клиента) и предназначены для учета кредитной задолженности заемщика перед банком по кредитным договорам, а не для расчетных операций. Необходимость отражения выданного кредита на указанном счете — это императивно установленная обязанность банка по ведению бухгалтерского учета размещенных денежных средств, исполнение которой от волеизъявления сторон по кредитному договору не зависит.[11.с.2]
Таким образом, к ссудным счетам не могут
применяться закрепленные в ГК РФ правила,
относящиеся к договору банковского счета,
а обслуживание ссудного счета не может
быть квалифицировано как самостоятельная
услуга и соответственно не должна дополнительно
оплачиваться. Не менее проблемным при обсуждении
потребительского кредитования представляется
вопрос о правомерности взимания банком
платы при досрочном погашении заемщиком
кредита.
Можно выделить несколько основных
факторов, тормозящих развитие банковского
кредитования в России:
- Низкая капитализация банковской системы России. Отсутствие эффективной системы функционирования бюро кредитных историй. В настоящее время институт бюро кредитных историй только развивается, поэтому нет достаточной базы для анализа его деятельности. Участие банков в работе бюро кредитных историй осуществляется с рядом ограничений, которые вызываются стремлением самих банков сохранить банковскую тайну и нежеланием выдавать информацию о своих клиентах.
- Низкое качество внутреннего управления
в кредитных организациях. Проблема заключается
в отсутствии системы показателей, которые
позволили бы оценить успешность проведения
сделки и степень достижения поставленных
целей.
- Неразвитость современных банковских
технологий. В настоящее время в России
большая доля расчетов проводится с использованием
наличных денег. Низкими темпами развивается
карточная инфраструктура (недостаточное
количество банкоматов, магазинов, где
можно расплатиться кредитной картой).
- Отсутствие эффективной системы коллекторских
агентств. В РФ данные агентства только
начинают появляться; практически отсутствует
рынок коллекторских услуг.
В качестве мер по преодолению негативных тенденций развития банковского кредитования можно отметить следующие: стимулирование взаимодействия реального сектора экономики с банковским; государственного сектора с частным; укрепление системы регулирования банковской деятельности (банковский надзор); совершенствование системы внутреннего управления в целом и кредитным процессом в частности.
3.3 Пути решения проблем и перспективы развития кредитного процесса
Как правило, каждый банк использует свои инструменты воздействия на
должников, причем рассматривает их в качестве коммерческой тайны. Тем не
менее в их действиях обнаруживаются, конечно, и общие закономерности, или
правила. Ниже будут показаны основные из таких правил.
1. Банк старается иметь дело с теми, кого он давно знает. Этот и
следующие несколько пунктов однозначно свидетельствуют: систему обеспечения возвратности ссуд следует формировать с таким расчетом, чтобы она работала не только после того, как наступил срок возврата кредита, но главным образом до принятия решения о выдаче кредита.
2. Банк ограничивает сроки кредитования. Расчет достаточно прост: чем
короче этот срок, тем ниже при прочих равных условиях уровень риска. Сейчас
российские банки стремятся ограничить указанный срок 3-6 месяцами.
3. Банк постепенно развивает свои кредитные отношения с клиентами,
включая и тех с которыми он уже работает. На малых кредитных суммах можно
вполне оценить клиента за несколько месяцев. Оценить его добропорядочность,
аккуратность, грамотность. Проследить, с какого рода контрагентами он имеет
дело, насколько аккуратен в выплате налогов, в оформлении платежных
документов. Убедиться в его грамотности в юридических нюансах. Для этого он, в частности, организует свою службу экономической безопасности, которая в данном случае работает в упреждающем режиме.
4. Банк по возможности формализует процессы выдачи кредитов. Это
предполагает разработку соответствующих процедур, пакетов документов,
требуемых от заемщиков, критериев удовлетворения кредитных заявок.
5. Банк добивается,
чтобы максимальное число
в той или иной форме, при этом по возможности широко дифференцируя условия кредитования разных клиентов (в зависимости от обеспечения кредита, надежности клиента, целей, объемов, сроков кредитования и других обстоятельств).
Работу с заемщиками
облегчает разработанный в
которые, например предприятие, обратившееся за кредитом, должно
предоставить банку. В их числе устав, свидетельство о регистрации,
финансовые документы, документы подтверждающие цель кредитования (проекты, контракты, договоры), источники погашения кредита, эффективность кредитования.[33]
Кредитные заявки
рассматриваются с
Должна быть разработана форма такого договора поручительства для предприятий, не являющихся клиентами банка, а также для тех, кто обращается за кредитом впервые и не располагает собственным имуществом для его обеспечения.
Банками широко
практикуется знакомство с
Целевое использование кредита легче проследить, если одним из условий
его предоставления является открытие заемщиком счета в банке.
6. Банк активно воздерживается от принятия в качестве обеспечения своих
кредитов неликвидного товара или иного подобного имущества, сомнительных
ценных бумаг (непокрытых банковских аккредитивов, неакцептованных векселей и т.п.)
7. Банк страхует выдаваемую ссуду (и, возможно, проценты по ней). При
этом предпочтителен трехсторонний договор между банком, заемщиком и
страховщиком (либо четырехсторонний, если в сделке участвует и лицо, чьи
деньги банк только переводит заемщику).
8. Банк включает
в кредитный договор
случае возникновения спора между участниками он передается на разрешение
арбитражному суду.
9. На последних этапах кредитного процесса, когда срок возврата кредита
подходит или уже наступил, банк активно использует свою службу
экономической безопасности, которая должна действовать жестко, но в рамках
законности, доводя дело при необходимости до суда.
10. Ответственный
банк аккуратен в оплате своих
возврате взятых им кредитов, не удерживает в своем обороте чужих средств,
не препятствует законным проверкам своей деятельности со стороны
компетентных органов.
Основная современная проблема современных банков при осуществлении краткосрочного кредитования заключается в несвоевременности, полноте или невыплате кредита. [23.с.527]
Существует множество методов борьбы с данным явлением, так или иначе обеспечивающих гарантию оплаты кредита, но практически в природе абсолютно безрисковых кредитов нет.
Однако приведем некоторые предложения по снижению банковских рисков.
Абсолютной сохранностью обладает заклад. Помимо этого сохранность обеспечения может достигаться за счет его страхования от рисков гибели (утраты), повреждения, недостачи. Решение о целесообразности страхования обеспечения кредитор принимает в зависимости от того, какую долю составляет обеспечение в общей сумме чистых активов с учетом класса кредитоспособности заемщика. [26.с.21]
Так, если стоимость обеспечения
составляет более 75% чистых активов
для заемщиков, относящихся к I классу
кредитоспособности, и более 50% -- для
заемщиков, относящихся ко II классу
кредитоспособности, страхование обеспечения
обязательно. В договорах страхования
должны быть учтены все условия для
получения страховки кредитором
в случае наступления одного из страховых
случаев (гибель, повреждение, недостача):
выгодоприобретателем по договору страхования
является кредитор; срок договора должен
соответствовать сроку
В банке должна действовать эффективная система критериев предоставления кредита, влияющих на степень кредитного риска:
· степень концентрации кредитной деятельности банка в определенной отрасли;
· принадлежность заемщика к определенному сегменту рынка;
· четкое понимание деятельности заемщика;
· удельный вес кредитов и других активов банка, приходящихся на клиентов с финансовыми трудностями;
· порядок представления и содержание обеспечения по кредиту;
· цель кредита, структура и график платежей по нему;
· источник погашения основной суммы долга и процентов по нему.
В банке должна действовать
система лимитов кредитования, установленных
на уровне как отдельных заемщиков,
так и групп связанных
В рамках количественной оценки рисков каждому параметру, характеризующему заемщика и кредит, присваивается количественная оценка с целью определения возможного предела потерь.
Таким образом, можно обобщенно отразить следующие проблемы кредитной деятельности Банка:
1) вероятность риска
2) отсутствие новых методик
оценки кредитоспособности
Информация о работе Изучение организации кредитного процесса в банке