Экономическое содержание потребительского кредита и основы его организации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

В сложившейся ситуации в экономике России, когда усиливающаяся конкуренция на розничных рынках товаров и услуг заставляет искать новые способы обеспечения конкурентных преимуществ и увеличения объемов продаж, вполне логичным стало появление и бурное развитие потребительского кредитования. Потребительским кредитом является кредит, предоставляемый физическому лицу (потребителю) на приобретение товаров (работ, услуг) для удовлетворения его потребительских нужд. Работа с розничной клиентурой - один из главных факторов, обеспечивших рост российской банковской системы.
Объем кредитования населения российскими банками по итогам 2011 года увеличился на 35,9% по сравнению с 2010 годом. В 2010 году кредитование физических лиц выросло на 14,3%. По мнению экспертов, наибольшим спросом будут пользоваться рублевые необеспеченные потребительские кредиты и кредитные карты. Рынок вырастет приблизительно на 20%.[85]

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 169.75 Кб (Скачать файл)
  • риск невыполнения заемщиком банка своих обязательств по кредитному договору;
  • риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями кредитного договора;
  • риск неисполнения дебитором или контрагентом по сделке своих обязательств перед организацией, то есть риск возникновения дефолта дебитора или контрагента ;
  • риск невозврата денег должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора; опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору;
  • возможное падение прибыли банка и даже потеря части акционерного капитала в результате неспособности заемщика погашать и обслуживать долг ;
  • риск неуплаты заемщиком (эмитентом) основного долга и процентов, причитающихся кредитору (инвестору) в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, государственные обязательства и др.), а также по привилегированным акциям (в части фиксированных обязательств по выплате дивидендов). [63, с. 89]

В последние годы под действием  развития в России развивается более  широкий взгляд на понятие кредитного риска. В состав кредитного риска  фактически включаются все значимые факторы, способные привести к ухудшению финансового состояния заемщика/эмитента или снизить его платежеспособность (вплоть до уровня «дефолт»). Например, сюда можно отнести ухудшение репутации, потерю рыночной доли или ниши, корпоративные, акционерные конфликты, разногласия с различными регулирующими органами (что особенно актуально для банков). Оценка уровня кредитного риска проводится не только на уровне каждого конкретного заемщика, но и портфеля займов в целом; более того, практикуется проведение сегментации общего портфеля по группам ссуд или других долговых инструментов.

Более широкое представление  о кредитном риске определяет его как риск потерь, связанных  с ухудшением состояния дебитора, контрагента по сделке, эмитента ценных бумаг. Потери в данном случае могут  быть как прямые (невозврат кредита или непоставка средств), так и косвенные: снижение стоимости ценных бумаг эмитента (например, векселей), необходимость увеличить объем резервов под кредит и т.д. Безусловно, банки стремятся снизить риски кредитного бизнеса, и при достаточно жестких условиях выдачи кредитов, как, например, в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации, процент их невозврата может доходить всего до 0,3%.[91]

Произошедшие расширения взгляда на кредитный риск вызвано  постоянным развитием и усложнением системы долговых инструментов, используемых в современной деловой практике. Кроме того, постоянно возрастает неуверенность кредитора в том, что должник (контрагент) будет в состоянии выполнить принятые на себя обязательства в соответствии со сроками и условиями заключенной сделки (а не только кредитного соглашения). Причин этому может быть много, в частности:

1) неспособность должника  создать необходимый по объему  будущий денежный поток в связи  с наступившими непредвиденными  неблагоприятными изменениями в финансовом состоянии, экономическом или политическом окружении, в котором действует заемщик;

    1. неуверенность в том, что имеющееся (предложенное) обеспечение по сделке в будущем будет способно удовлетворить кредитора в случае нарушения заемщиком своих обязательств (то есть что обеспечение сохранит в достаточном объеме свои качество, ликвидность и одновременно рыночную стоимость);
    2. умышленное неисполнение заемщиком своих обязательств по сделке (по принципу «лучше убежать с деньгами»).

Рассматривая вопрос о  сущности кредитного риска, следует  добавить, что это риск, связанный  с особенностями движения потоков  денежных средств, необходимых для  исполнения обязательств по заключенным  с контрагентом сделок.

Исходя из всего сказанного, в широком смысле понятие «кредитный риск сферы потребительского кредитования»  можно рассматривать как реализацию ниже приведенной совокупности факторов, способствующих невыполнению заемщиком условий кредитного договора. Согласно данным опроса, опубликованным на сайте ЦБ, 76% банков самым важным для себя считают кредитный риск, связанный в первую очередь с невозвратом займов частными клиентами. Все это требует повышения уровня корпоративного управления, комплексного управления банковскими ресурсами, и, соответственно роста качества управления кредитным риском в системе банковского риск-менеджмента. [91]

Основные факторы роста кредитного риска:

  • Активный рост потребительского сектора кредитования в условиях непроработанности норм гражданского права, определяющих ответственность сторон потребительского кредитования.
  • Значительный рост мошеннических операций со стороны заемщиков- физических лиц.
  • Несовершенное залоговое законодательство.
  • Нестабильность экономики государства в целом.
  • Неравномерный региональный уровень развития средств связи и телекоммуникаций.

Необходимо также отметить активизацию зарубежных кредитных  институтов на отечественном финансовом рынке, их явное конкурентное преимущество перед отечественными банковскими институтами, что ведет к росту рисковой составляющей в деятельности российских банков.

В связи с возросшим  масштабом рисков потребительского кредитования, увеличением разнообразия их видов, а также механизмов проявления и реализации возникла необходимость в совершенствовании существующих и внедрении новых методик оценки рисков и инновационного инструментария управления ими. Анализируя множественность трактовок риска потребительского кредитования, мы выделяем определение, присущее практически всем школам кредитного риск-менеджмента.

Суть риска  потребительского кредитования заключается в вероятности невозврата кредитных средств и/или в отсутствии возможности адекватного размещения и использования кредитных ресурсов в сфере потребительского кредитования вследствие воздействия на систему эндо- и/или экзогенных факторов.

Риски потребительского кредитования имеют достаточное число проявлений и последствий. Однако, по нашему мнению, основным и важнейшим является показатель несоблюдения сроков возврата кредитов. По Российской Федерации, с учетом специфики основных групп заемщиков кредитных организаций, эти проявления риска потребительского кредитования характеризуются следующей динамикой (рис. 1).

 

Рис. 1. Объем задолженности  по потребительским кредитам

Приведенные показатели позволяют  нам выявить проблемную тенденцию развития отечественного банковского сектора, связанную с освоением новых сегментов рынка кредитования, а именно, - скачкообразный рост суммы просроченных кредитов, выданных физическим лицам-резидентам. Это подтверждают данные просроченной задолженности по потребительскому кредитованию (рис. 2).

Рис. 2.  Отношение объема просроченной задолженности к общему объему  задолженности по потребительским кредитам

В управлении кредитным риском сферы потребительского кредитования могут быть применены адаптированные к условиям банковской деятельности практически все целевые стратегии риск-менеджмента как общего плана (адекватное информационное обеспечение, минимизация, диверсификация), так и реализуемые по факторной (отказ, передача, перенос) или по результативной стороне риска потребительского кредитования. Требуется также разработка и адаптация для применения на практике в условиях российской экономики таких современных инструментов компенсации кредитных рисков, как кредитное страхование, механизм секьюритизации ссудной задолженности и передача риска потребительского кредитования с использованием кредитных деривативов.

Суть применения кредитных  деривативов в следующем (рис. 3): компания «А» (продавец риска потребительского кредитования) покупает у компании «Б» страховку на финансовые активы (Reference Assets) на некоторый срок. За эту страховку Компания «А» платит «Б» периодические платежи. Если дефолт по Reference Assets не наступил до окончания срока действия CDS, то договор прекращается и компании ничего не должны друг другу. Если дефолт, наступил, то компания «Б» выплачивает компании «А» некоторую предварительно оговоренную сумму. Предметом договора является риск дефолта или каких-либо других событий, связанных с Reference Assets (например, снижения кредитного рейтинга), а не Reference Assets как таковых.

Периодические платежи

Компания А

 

Компания Б

 

w

     


Разовые платежи

Reference Assets


 

Рис.3. Общая схема применения кредитных деривативов

Наиболее просты в применении в качестве механизма перевода и  компенсации кредитных рисков такие кредитные деривативы, как кредитные ноты. Адаптированная схема их использования в российских условиях представлена на рис.4.

Когда речь идет об управлении розничными кредитными рисками в  сфере потребительского кредитования, обычно в первую очередь имеется  в виду скоринг. Однако изучение опыта  различного рода банков и кредитных  организаций показывает, что использование  данного инструмента в большинстве случаев сводится к какой-то одной, узконаправленной задаче, например: построить модель оценки заемщика или автоматизировать процесс оценки. Но скоринг это более обширное и комплексное понятие, затрагивающее абсолютно все этапы работы с заемщиком, а именно:

-           Создание моделей оценки заемщика для выдачи кредита.

  •     Максимальная автоматизация работы с заемщиком.
  • Построение централизованной системы управления кредитной политикой.
  • Построение системы он-лайн мониторинга и отчетности.
  • Прогноз динамики изменения качества кредитного портфеля.



 

    1. - выдача кредита заемщику;
    2. - обслуживание выданного кредита (поступление платежей, оговоренных кредитным договором);
    3. - эмиссия СЬЫ и покупка их инвесторами;
    4. - поступление в траст денежных средств за СЫЧ, являющихся кредитной защитой;
    5. - покупка продавцом риска кредитной защиты (периодические платежи, поступающие от банка-оригинатора по мере обслуживания заемщиком кредита);
    6. - выплата продавцу риска в случае дефолта 100%-ного возмещения (реализация кредитной защиты).

Рис.4. Адаптированная к условиям российской экономики схема

применения кредитных  нот в управлении кредитным риском

Скоринг позволяет своевременно и последовательно использовать все возможности для развития и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне. Порядка 90% используемых сегодня методик оценки заемщиков имеет следующие негативные аспекты:

  • Децентрализованность системы оценки.
  • Невозможность построения сложной стратегии принятия решения.
  • Скоринговые карты основаны на экспертных знаниях кредитных аналитиков банка, что ограничивает их качество и уменьшает клиентскую базу.
  • Невозможность осуществления быстрых решений департамента риска кредитной организации - смена или корректировка методики оценки превращается в длительную процедуру для большого количества точек обслуживания.

Итак, основные принципы создания системы риск-менеджмента на основе кредитного скоринга состоят по нашему мнению в следующем:

  • Моделирование. Создание скоринговых моделей (экспертные, математические, анализ и оценка финансовой эффективности этих моделей на кредитном портфеле, быстрая интеграция этих моделей в работу).

Обычно это специализированные приложения, которые позволяют создавать различные модели оценки заемщиков, начиная от простых бальных и заканчивая кластерным анализом, деревьями решений и нейросетями. Причем использоваться такие модели могут на разных этапах работы с заемщиком - как при оценке на выдачу кредита, так и для скоринга мошенничества, прогнозирования своевременных взносов на погашение кредита и т.п.

  • Оперативность. Создание (в течение нескольких минут) и использование в системе кредитных продуктов (стратегий анализа заемщиков).

Особенно важно, чтобы  система позволяла быстро создать, настроить и запустить в работу кредитный продукт. Как пример можно  привести один из крупнейших банков в  Москве с западной системой скоринга - заведение продукта занимает здесь  только 2-3 недели.

  • Доступность информации. Использование для анализа и скоринга информации из внешних источников - черные списки, кредитные бюро, свои локальные базы данных. Это очень важный момент, который позволяет использовать наиболее полный набор информации по заемщику на этапе его анализа.
  • Формализация правил оцен</spa

Информация о работе Экономическое содержание потребительского кредита и основы его организации.