Эмиссия долговых ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить использование финансовых ресурсов корпорации и их привлечение по средствам выпуска долговых ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели автор будет решать следующие задачи:
- изучать нормативно-правовую базу по заданной теме;
- определять понятие и признаки корпораций, структуру и классификацию ее капитала;
- анализировать выпуск долговых ценных бумаг корпорациями, в частности векселей и облигаций;
- выделять проблемы размещения долговых ценных бумаг корпорациями;
- искать способы совершенствования формирования финансовых ресурсов корпорациями.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Рисунок 3.1 Первичное размещение на ФБ ММВБ и погашение корпоративных облигаций.

Рисунок 3.2 Характеристики выпусков корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ

 

На облигации эмитентов  инвестиционного качества(с  рейтингами «ВВВ-  /  ВВВ+») пришлось 33% суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, на облигации спекулятивного качества (с рейтингами «ВВ-  /  ВВ+», «В-  /  В+») – 52% (рис. 4.1).

Рисунок 4.1 Структура первичных размещений корпоративных облигаций на ФБ ММВБ по рейтингам эмитентов* (%)

 

Спрос со стороны инвесторов на облигации надежных эмитентов  поддерживался высоким уровнем  аукционной доходности, а также возможностью использования бумаг с  определенным уровнем рейтинга в  качестве обеспечения в  операциях рефинансирования с Банком России. Средняя ставка первого купона облигаций, размещенных на ФБ ММВБ, составила 9,7% годовых, повысившись на 1,0 и 0,9 процентного пункта по сравнению с  первым и  вторым полугодиями 2011  г. соответственно (табл. 3.1, рис.3.2).

Рынок корпоративных  облигаций сохранял привлекательность  как источник средств для компаний реального сектора экономики, кредитных  организаций и  финансовых компаний. В  январе-июне 2012  г. ставки первых купонов корпоративных облигаций были ниже ставок по банковским кредитам сопоставимой срочности (рис. 3.2). Спред между среднемесячной ставкой по  руб левым кредитам нефинансовым организациям на срок от 1 года до 3 лет и среднемесячной ставкой первого купона корпоративных облигаций в  рассматриваемый период составлял от 0,03 до 2,62 процентного пункта.

Увеличение предложения  ценных бумаг с умеренным уровнем  риска и  привлекательной доходностью  привело к  сокращению в  структуре  первичных размещений сегмента облигаций  эмитентов, не имеющих кредитного рейтинга. В первом полугодии 2012 г. доля таких бумаг составила 15% от суммарного объема корпоративных облигаций, размещенных на ФБ ММВБ (в 2011 г. – 39%). Количество неисполненных обязательств по корпоративным облигациям эмитентов низкого кредитного качества продолжало уменьшаться (рис. 4.2). В январе-июне 2012  г. по  корпоративным облигациям было зафиксировано 12 дефолтов и 11 технических дефолтов (в целом за 2011 г. – 72 дефолта и 69 технических дефолтов). При этом наиболее высокому кредитному риску были подвержены выпуски облигаций тех эмитентов, которые испытывали трудности с обслуживанием своих облигационных займов в 2008  –  2011 годах.

Рисунок 4.2 Количество дефолтов по корпоративным облигациям (штук)

В результате превышения объема размещения облигаций над объемом погашения объем портфеля корпоративных облигаций, обращающихся на внутреннем рынке, увеличился на  8% по  сравнению с концом 2011 г., составив 3712,0 млрд. руб. по номиналу на  конец июня 2012  г. (рис. 5.1). Продолжилось увеличение количества новых выпусков при сокращении количества эмитентов. По  состоянию на конец июня 2012 г. в совокупный портфель обращающихся корпоративных облигаций входило 695 выпусков облигаций 288 эмитентов (на конец декабря 2011 г. – 692 выпуска 308 эмитентов).

Рисунок 5.1 Объем портфеля корпоративных облигаций (на конец месяца, млрд. руб.)

В отраслевом разрезе  наибольшую долю в структуре портфеля корпоративных облигаций по-прежнему занимали ценные бумаги кредитных организаций  и финансовых компаний (рис. 5.2).

 

Рисунок 5.2 Структура портфеля корпоративных облигаций по видам экономической деятельности эмитентов в первом полугодии 2012 г. (на конец периода, %)

 

     2.2 АНАЛИЗ ВЫПУЩЕННЫХ ВЕКСЕЛЕЙ КОРПОРАЦИЯМИ

 

     С начала 1990-х годов организации стали активно использовать векселя в своих взаиморасчетах. В случаях постоянного дефицита оборотных средств вексель, по- мимо того, что представлял собой обязательство, предусматривающее отсрочку платежа за выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги. Одновременно служил удобным заменителем денег, что наиболее актуально для предприятий малого и среднего бизнеса.

     Далее автор  рассмотрит значение применения  векселей для участников вексельного  обращения. Для покупателя продукции преимущества использования коммерческого кредита, оформленного векселем, заключается в следующем:

- стоимость коммерческого  кредита оформленного векселем, как правило, ниже, чем стоимость  банковского кредита;

- не требуется заключения  дополнительного кредитного договора и предоставления дополнительного обеспечения исполнения обязательств, например. Залог имущества;

- покупатель не отвлекает  денежные средства из оборота  на период обращения векселя,  что позволяет не прерывать  производственный процесс, сохранять оборотные средства и рассчитываться за полученную продукцию без использования наличных денег;

- проценты за полученный  коммерческий кредит относятся  на себестоимость или издержки  обращения, что уменьшает налогооблагаемую  прибыль.

     Преимущества  продавца, предоставившего коммерческий кредит и получившего от покупателя вексель, следующие:

- увеличиваются объемы  реализации продукции поставщика, активы которого пополняются  ликвидным расчетным средством;

- поставщику-векселедержателю  обеспечено быстрое и действенное взыскание вексельного долга. Правовое обеспечение вексельной строгости состоит в упрощенном порядке взыскания по векселям.

     Благодаря  инвестиционной вексельной программе  предприятие диверсифицирует свои  финансовые источники и не  зависит от одного кредитора, как, например, при  получении банковского кредита. При развитии вторичного рынка векселей компаний, как у векселедателя, так и у векселедержателя появляются различные дополнительные возможности проведения операций с этими ценными бумагами, в частности, в качестве расчетного средства в отношениях с поставщиками, подрядчиками и т.д [ 39. C, 176]

     Стоит упомянуть  и о том, что риск непогашения  векселей не больше, чем риск  непогашения любого другого займа,  будь то облигации или кредит. В данном случае все зависит не от ценной бумаги, а от заемщика и его способности оценить способность векселедателя генерировать прибыль в денежные потоки.

     Для организатора  вексельной программы она является  частью реализуемой программы  внешнего финансирования, целью  которой является диверсификация  ресурсной базы путем более  широкого использования инструментов  денежного рынка.

     Выпуск  векселей предприятие ведет к уменьшению его налогооблагаемой базы, так как дисконты по векселям относятся на затраты.

     Проанализировав  достоинства и недостатки инструментов  привлечения инвестиций, можно сделать  вывод, что в настоящее время  российские компании имеют фактически единственный инструмент регулирования текущей платежной ликвидности – вексель.

     Так же  можно сказать, что выпуск векселей, является наиболее удобной формой  заимствования для корпораций, не  имеющих публичной кредитной  истории, обеспечивающий простой путь к формированию имиджа надежного заёмщика и открывающий дорогу к успешному размещению облигационных займов.

     Векселя  так же особо необходим компаниям:

- стремящимся начать  создавать публичную кредитную  историю;

- имеющим цель привлекать  инвестиции для пополнения оборотных средств;

- желающим занимать под проценты, формируемые рынком, а не специалистами  конкретного банка.

     Далее  рассмотрены  преимущества участия в инвестиционной  вексельной программе для компаний, выпускающей векселя и для  инвестора. Со стороны предприятия это – беззалоговое кредитование, обеспечиваемое исключительно собственным оборотом и активами предприятия. Программа удобна для текущего финансирования – возможен выпуск по мере необходимости, можно в кротчайшие сроки организовать транш, устранив тем самым кассовые разрывы.

     Вексельный заем может  быть структурирован в зависимости  от параметров конкретного инвестиционного  проекта. Предприятие имеет возможность  управлять своим долгом и рефинансировать  его путем дополнительных эмиссии или досрочного выкупа векселей.

     Для инвестора вексельная  программа предприятия – средство  вложения и получения дохода. Эта ценная бумага представляет  возможность инвестировать денежные  средства на период до одного  года, облигации же выпускаются сроком от года и выше. Клиент – векселедержатель стремится получить максимальный фиксированный доход при высокой ликвидности и минимальных рисках [ 20. C, 114].

     В случае отказа  должника  платить по векселям  ему будет проще вернуть деньги, чем при невозврате кредита. Если вексель не будет погашен в срок, то инвестору достаточно опротестовать его у нотариуса, то есть сделать отметку о том, что вексель не оплачен. После этого  следует обратиться в суд общей юрисдикции за судебным приказом. Судебный приказ выдается автоматически – без рассмотрения в арбитражном суде и является исполнительным документом, на основании которого можно обращать взыскание на имущество должника.

     Самые очевидные преимущества  работы с векселями как инструментом  коммерческого кредита имеет поставщик. При наличии должной ликвидности инструмент регулирования скорости оборачиваемости оборотных средств позволяет проводить гибкую финансово-сбытовую политику на предприятии.

     Оформление экономических  отношений векселем для инвестора имеет ряд преимуществ перед, например, кредитным договором. По кредитному договору организация, выдаваемая заем, не может требовать его возврата раньше обусловленного срока. При заимствованиях через векселя инвестор имеет дело с ликвидным инструментом кредитования.

     Банки, не  заинтересованные кредитовать молодые  предприятия, получают такую мотивацию  при покупке векселей у предприятий,  которым они были выданы в  счет поставки товара крупными  и надежными векселедателями  за счет того, что лимиты открыты не  на вновь созданное предприятие, а на крупное предприятие – векселедателя. Иначе говоря, покупая у поставщиков векселя предприятия, банки фактически кредитуют их по лимитам, установленным на крупного и надежного векселедателя. Так как векселедателем становится, как правило, крупное предприятие, имеющее устойчивые товарно-денежные потоки и большое количество поставщиков, то покупка его векселей экономически целесообразна.

     При выпуске  векселей необходимо учитывать  пожелания различных групп инвесторов. Так, для крупных операторов  вексельного рынка, а так же  для удобства обращения на  вторичном рынке подходят стандартизированные выпуски векселей – со стандартными номиналом и сроками погашения. Для предприятий-эмитентов целесообразным привести критерии оценки инвесторами привлекательности, сложившиеся на протяжении десятилетия которые показаны в таблице 4 [50]

Показатель

Метод расчета (источник информации строка бухг. баланса)

Рекомендуемое значение

Платежеспособность и ликвидность

Коэффициент абсолютной ликвидности

Стр. 250 + стр. 260 /Стр. 690 – стр.630 –  стр.640 – стр. 650

Не менее 0,2

Коэффициент быстрой ликвидности

Стр. 240 + стр.250 + стр.260/ стр. 690 – стр. 630 – стр.640 – стр. 650

0,8 - 1

Коэффициенты текущей ликвидности

Стр. 290 / стр. 690 – стр.630 – стр.640 – стр. 650

Не менее 1

Финансовая устойчивость

Коэффициент автономности

Стр. 490 / стр. 700

0,3 – 0,4

Основные средства

Стр. 120

От 15 млн.руб.

Валюта баланса

Стр. 700

От 30 млн.руб.

Параметры за год

Выручка от реализации

Стр. 010

От 15 млн. руб.

Прибыль от продаж

Стр. 050

От 10 млн. руб.

Чистая прибыль

Стр. 190

От 5 млн. руб.


     Таблица 4 – Критерии оценки привлекательности эмитентов векселей [ 50]

 

     До начала 2000-ых годов вексельные программы разрабатывались в основном для крупных компаний, сейчас ситуация меняется и ничто не мешает малым и средним предприятиям осуществлять с помощью выпуска векселей финансирование своих проектов. Банковский кредит получить подобным организациям достаточно сложно, облигации размещать бессмысленно, следовательно, размещение векселей остается единственным способом финансирования такого рода предприятий.

Информация о работе Эмиссия долговых ценных бумаг