Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель работы изучить использование финансовых ресурсов корпорации и их привлечение по средствам выпуска долговых ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели автор будет решать следующие задачи:
- изучать нормативно-правовую базу по заданной теме;
- определять понятие и признаки корпораций, структуру и классификацию ее капитала;
- анализировать выпуск долговых ценных бумаг корпорациями, в частности векселей и облигаций;
- выделять проблемы размещения долговых ценных бумаг корпорациями;
- искать способы совершенствования формирования финансовых ресурсов корпорациями.
- Портфель ценных бумаг с фиксированным доходом должен обладать достаточным объемом и доходностью, чтобы скомпенсировать возможные риски по более рискованным активам.
- Облигационный портфель структурируется по срокам погашения и выплаты купонов таким образом, чтобы он генерировал постоянный денежный поток, соответствующий краткосрочным и среднесрочным целям управления.
- Облигационный портфель должен быть достаточно диверсифицирован, с тем, чтобы снизить риски на одного эмитента (максимальная доля, приходящаяся на одного эмитента не должна превышать 10 % от суммы портфеля).
Корпоративные эмитенты для включения их долговых обязательств в инвестиционный портфель отбираются на основе следующих признаков:
Если в 1999 г. — начале 2000 г, на рынок выходили только крупные компании (Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК, РАО «ЕЭС России») с выпусками облигаций, доходность которых индексировалась по официальному валютному курсу, то с середины 2000 г. структура облигационных заимствований и состав эмитентов начали стремительно расширяться. Выпускать облигации стали и относительно небольшие компании. Впервые на рынок стали выходить также банковские эмитенты.
На рынке появились краткосрочные инструменты в форме дисконтных облигаций, которые привлекли новые категории инвесторов. Впервые компании начали выпускать облигации с переменным купоном, в частности, в октябре 2000 г. состоялось размещение облигаций МГТС, купонная ставка по которым определяется на основании доходности ОФЗ и ставки рефинансирования ЦБР.
Гута-Банк, являющийся платежным агентом, организатором и андеррайтером облигационного выпуска АО «МГТС», 17 января 2001 г. произвел выплату купонного дохода по облигациям 1-го транша в размере 19,8% годовых на общую сумму 17,769 млн. руб. Купонная ставка второго купона, рассчитанная по условиям облигационного выпуска, составляет 20,58% годовых (71,04 руб. на 1 облигацию номиналом 1000 руб.).
В конце 2000 г. произошло знаменательное событие для российского рынка корпоративных облигаций. На ММВБ был полностью размещен выпуск облигаций ООО «Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал», который является 100%-й дочерней фирмой одного из крупнейших мировых инвестиционных банков мира — Credit Suisse First Boston. При этом головной банк Credit Suisse First Boston International AG стал гарантом облигационного выпуска.
Существенные изменения произошли и в структуре инвесторов на рынке корпоративных облигаций. Если первоначально основными покупателями корпоративных облигаций были нерезиденты, имевшие значительные остатки средств на счетах типа «С», то в 2000 г. инвестировать в рынок стали и российские участники.
По мнению экспертов ЦЭА «Интерфакс», рынок корпоративных облигаций имеет реальную возможность занять место рынка ГКО/ОФЗ, ставшего в последнее время менее доходным. Снижение к лету 2007 г. доходности рублевых облигаций, в частности, побудило инвесторов к поиску более доходных или более ликвидных финансовых инструментов, сравнимых по уровню риска, и стимулировало спрос на облигации ВТБ (См. Таблицу )
Инструмент |
Доходность % годовых |
ГКО/ОФЗ |
14 - 15 |
Облигации ВТБ |
14,5 |
Векселя АО «Газпром» |
18 -21 |
Облигации АО «МГТС» |
19 -20 |
Таблица - Уровни доходности рублевых долговых инструментов на конец 2009 г.[ 23. C 77]
Вместе с тем полноценный рынок корпоративных облигаций по-прежнему отсутствует. Активность вторичного рынка остается крайне низкой, и компании готовы платить значительную премию за андеррайтинг— гарантированное размещение облигаций.
Выпуск облигаций — существенно более дорогой источник привлечения средств по сравнению с выпуском векселей и банковским кредитованием. Здесь можно выделить ряд проблемных моментов:
Ограничения по объему заимствований. Объем выпуска корпоративных облигаций не может превышать размер уставного капитала эмитента, если выпуск не имеет обеспечения или гарантий. Это требование, с одной стороны, позволяет отчасти защитить инвесторов на рынке, с другой — не дает возможности многим компаниям привлекать значительные объемы средств.
Технические сложности. В лучшем случае организация выпуска облигаций занимает 2 месяца. В среднем — от 4 месяцев до полугода. Как правило, после того как кредитное подразделение компании принимает решение о выпуске облигаций, еще 2—3 недели уходит на выбор андеррайтера и предварительное согласование параметров эмиссии.
В свою
очередь в это же
время потенциальный
Рассмотрение документов в ФСФР происходит в течение одного месяца — именно такой срок отводится законодательством. И еще не менее двух недель после регистрации требуется на раскрытие информации об эмитенте: в течение этого срока нельзя начинать размещение.
Длительная
процедура подготовки и
Крайне низкая ликвидность.
Хотя существует формальное требование ММВБ о том, что облигации, включенные в листинг 1-го или 2-го уровня, должны котироваться как минимум двумя участниками рынка, оно не выполняется. Зачастую инвесторы не могут ни купить, ни продать облигации в период между их размещением и погашением.
Низкая
ликвидность представляет
Во-вторых, из-за отсутствия ликвидности эмитенты корпоративных, облигаций вынуждены платить дополнительную премию за риск — даже заемщики с хорошей кредитной историей размещают облигации с премией не менее 2—3% по сравнению с ликвидными векселями (Газпрома, Газпромбанка, ТНК) с близкими сроками.
Российские облигационные выпуски, сделанные отечественными корпорациями в течение последних полутора лет, принципиально отличаются от мировой практики. Во-первых, российские компании не имеют столь длительной кредитной истории для выпуска облигаций на срок более 5 лет, во-вторых, на российском внутреннем финансовом рынке отсутствуют столь длинные ресурсы. Кроме того, сам вторичный рынок имеет небольшую историю.
Выпущенные с середины 1999 г. облигационные займы имеют незначительные в сравнении с мировой практикой сроки погашения. Здесь выделяются два типа: краткосрочные (6—12 месяцев) и среднесрочные (2—5 лет).
Все размещенные краткосрочные корпоративные облигации являлись дисконтными и были похожи на ГКО. Среднесрочные облигации были купонные и
имели валютную индексацию к курсу доллара.
Краткосрочные
бумаги были привязаны к
В номинальном объеме около 90% облигационных выпусков составляли именно среднесрочные бумаги (ТНК, Газпром, ЛУКОЙЛ, РАО «ЕЭС России» и
др.), которые выпускались под нерезидентов, имеющих средства на счетах типа «С».
Однако
необходимые условия для
Во-первых, следует отметить, что рынок корпоративных облигаций не нуждается в создании ключевых составляющих инфраструктуры. Сегодня размещение и вторичное обращение большинства выпусков облигаций осуществляется через ММВБ, но можно только приветствовать появление других торговых площадок в дальнейшем. Во-вторых, в течение последних 2 лет существенно улучшилась ситуация в экономике в целом и в реальном секторе в частности. Казалось бы, увеличение прибыльности компаний должно уменьшать их потребность в заемных средствах. Однако здесь появляется обратный эффект: многие компании, финансовое положение которых улучшилось со стабилизацией рубля, началом экономического роста и т.д., стали строить более амбициозные планы по инвестициям. Учитывая, что рост инвестиций в настоящее время идет опережающим темпом по сравнению с ростом ВВП, доля заемных средств будет постепенно увеличиваться.
В-третьих,
макроэкономическая
Наилучшим
подтверждением того, что
рынок корпоративных
Весьма вероятно, что в течение нескольких лет рынок корпоративных облигаций станет более емким и даже более глубоким (с точки зрения сроков обращающихся инструментов) по сравнению с рынком рублевых гособлигаций.
Если
рассматривать перспективу
Это связано с тем, что вопросы, связанные с регистрацией и обращением банковских облигаций, регулируются ЦБР (для остальных эмитентов — ФСФР). В
частности, если, по мнению ФСФР, облигации, выкупленные корпоративным эмитентом на вторичном рынке, считаются погашенными и не могут быть повторно проданы инвесторам, то на банки это требование не распространяется. По этой причине при выпуске облигаций, предполагающих оферту, банки несут меньший риск по сравнению с компаниями.
Кроме того, большинство банков обладают технологиями, позволяющими широко использовать облигации в кредитовании, операциях репо и т.д., что часто недоступно другим эмитентам на рынке облигаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев нормативно-правовую базу по заданной теме, изучив понятие и признаки корпораций, структуру и классификацию ее капитала, автор сделал выводы, что корпорации – это объединение юридических лиц – хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурируемую группу членов участников, вступающих в согласованные и скоординированные управленческие и экономические отношения, по поводу формирования и использования акционерной собственности, для достижения желаемого результата, как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.
Отличительные
особенности корпорации – это,
в первую очередь, независимое
существование общества от