Эмиссия долговых ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить использование финансовых ресурсов корпорации и их привлечение по средствам выпуска долговых ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели автор будет решать следующие задачи:
- изучать нормативно-правовую базу по заданной теме;
- определять понятие и признаки корпораций, структуру и классификацию ее капитала;
- анализировать выпуск долговых ценных бумаг корпорациями, в частности векселей и облигаций;
- выделять проблемы размещения долговых ценных бумаг корпорациями;
- искать способы совершенствования формирования финансовых ресурсов корпорациями.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

- Портфель ценных бумаг с фиксированным доходом должен обладать достаточным объемом и доходностью, чтобы скомпенсировать возможные риски по более рискованным активам.

- Облигационный портфель структурируется по срокам погашения и выплаты купонов таким образом, чтобы он генерировал постоянный денежный поток, соответствующий краткосрочным и среднесрочным целям управления.

- Облигационный портфель должен быть достаточно диверсифицирован, с тем, чтобы снизить риски на одного эмитента (максимальная доля, приходящаяся на одного эмитента не должна  превышать 10 % от суммы портфеля).

     Корпоративные эмитенты для включения их долговых обязательств в инвестиционный портфель отбираются на основе следующих признаков:

  1. Балансовые показатели подтверждают среднесрочную платежеспособность эмитента.
  2. Эмитент обладает устойчивым бизнесом и стабильным либо расширяющимся сегментом рынка.
  3. Эмитент работает в развивающейся отрасли экономики.
  4. Эмитент обладает значительными основными фондами.
  5. Наличие благоприятной кредитной истории.
  6. Эмитент обладает сравнительно высоким международным либо российским рейтингом.
  7. Информационная открытость эмитента.
  8. Профессиональный менеджмент и стандарты корпоративного управления.
  9. Наличие внушающих доверие гарантий по займам со стороны других структур, входящих в холдинг или группу наряду с эмитентом.

       Если в 1999 г. — начале 2000 г,  на  рынок выходили  только  крупные компании (Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК, РАО «ЕЭС  России»)  с  выпусками  облигаций, доходность которых индексировалась по официальному  валютному  курсу,  то  с середины 2000 г. структура облигационных заимствований  и  состав  эмитентов начали стремительно расширяться. Выпускать облигации  стали  и  относительно небольшие  компании.  Впервые  на  рынок  стали  выходить  также  банковские эмитенты.

      На  рынке   появились  краткосрочные   инструменты  в  форме  дисконтных облигаций, которые привлекли новые категории  инвесторов.  Впервые  компании начали выпускать облигации с переменным  купоном,  в  частности,  в  октябре 2000 г. состоялось размещение облигаций МГТС,  купонная  ставка  по  которым определяется на основании доходности ОФЗ и ставки рефинансирования ЦБР.

      Гута-Банк, являющийся платежным агентом,  организатором и андеррайтером облигационного выпуска  АО  «МГТС»,  17  января  2001  г.  произвел  выплату купонного дохода по облигациям 1-го транша в размере 19,8% годовых на  общую сумму 17,769 млн. руб.  Купонная  ставка  второго  купона,  рассчитанная  по условиям облигационного выпуска, составляет 20,58% годовых (71,04 руб. на  1 облигацию номиналом 1000 руб.).

      В конце  2000 г. произошло знаменательное событие для российского рынка корпоративных облигаций. На ММВБ был  полностью  размещен  выпуск  облигаций ООО «Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал», который  является  100%-й  дочерней фирмой одного из крупнейших мировых инвестиционных  банков  мира  —   Credit Suisse First Boston.  При этом головной  банк  Credit  Suisse  First  Boston International AG стал гарантом облигационного выпуска.

      Существенные  изменения произошли и в   структуре  инвесторов  на  рынке корпоративных   облигаций.   Если   первоначально   основными   покупателями корпоративных  облигаций  были  нерезиденты,  имевшие  значительные  остатки средств на счетах типа «С», то в 2000  г.  инвестировать  в  рынок  стали  и российские участники.

      По мнению экспертов ЦЭА  «Интерфакс»,  рынок  корпоративных  облигаций имеет реальную возможность занять место рынка ГКО/ОФЗ, ставшего в  последнее время  менее  доходным.  Снижение  к  лету  2007  г.   доходности   рублевых облигаций, в частности, побудило инвесторов  к  поиску  более  доходных  или более ликвидных  финансовых  инструментов,  сравнимых  по  уровню  риска,  и стимулировало спрос на облигации ВТБ (См. Таблицу )

Инструмент

Доходность % годовых

ГКО/ОФЗ    

14 - 15

Облигации  

ВТБ        

14,5

Векселя АО          

«Газпром»  

18 -21

Облигации АО        «МГТС»                  

19 -20


Таблица  -  Уровни доходности рублевых   долговых инструментов на конец  2009 г.[ 23. C 77]

 

      Вместе  с тем полноценный  рынок   корпоративных  облигаций   по-прежнему отсутствует. Активность вторичного рынка остается крайне низкой, и  компании готовы  платить  значительную  премию   за   андеррайтинг—   гарантированное размещение облигаций.

      Выпуск  облигаций —  существенно   более  дорогой  источник  привлечения средств по сравнению с выпуском векселей и банковским  кредитованием.  Здесь можно выделить ряд проблемных моментов:

      Ограничения   по  объему  заимствований.  Объем   выпуска  корпоративных облигаций не  может  превышать  размер  уставного  капитала  эмитента,  если выпуск не имеет обеспечения или гарантий. Это требование, с  одной  стороны, позволяет  отчасти  защитить  инвесторов  на  рынке,  с  другой  —  не  дает возможности многим компаниям привлекать значительные объемы средств.

      Технические сложности. В лучшем случае организация  выпуска  облигаций занимает 2 месяца. В среднем — от 4 месяцев до полугода. Как правило,  после того как  кредитное  подразделение  компании  принимает  решение  о  выпуске облигаций, еще 2—3 недели уходит на выбор  андеррайтера  и предварительное согласование параметров эмиссии.

      В свою  очередь  в  это  же  время  потенциальный  андеррайтер   изучает финансовое состояние компании. После согласования параметров эмиссии  вопрос о выпуске облигаций выносится на совет директоров компании.  Одновременно  с этим  начинается  подготовка  проспекта   эмиссии   и   других   документов, необходимых для регистрации  выпуска  в  ФCФР.  При благоприятном стечении обстоятельств этот этап занимает еще 2—3 недели.

      Рассмотрение документов в ФСФР происходит в течение  одного  месяца  — именно такой срок отводится законодательством. И еще не  менее  двух  недель после регистрации требуется на раскрытие информации об эмитенте:  в  течение этого срока нельзя начинать размещение.

      Длительная  процедура подготовки и организации  выпуска облигаций делает нецелесообразным  выпуск  краткосрочных  бумаг:   в   случае   необходимости компании значительно проще привлечь банковский кредит  (к  тому  же  намного более  дешевый),  чем на  полгода вперед  прогнозировать   потребность   в краткосрочном финансировании.

     Крайне низкая ликвидность.

     Хотя существует формальное  требование  ММВБ  о  том,  что  облигации, включенные в листинг 1-го или 2-го уровня, должны котироваться  как  минимум двумя участниками рынка, оно не выполняется. Зачастую инвесторы не могут  ни купить, ни продать облигации в период между их размещением и погашением.

      Низкая  ликвидность представляет проблему  с  двух  точек  зрения.  Во - первых, она сужает круг потенциальных инвесторов.  Если  крупные инвесторы могут смириться с низкой ликвидностью вторичного рынка,  так  как  объем  их вложений в корпоративные облигации составляет небольшую  часть  их  портфеля ценных бумаг, то небольшие инвесторы боятся  приходить  на  рынок.  С  одной стороны, они не могут в нужный момент закрыть  позицию,  а  с  другой  —  не видят реакции рынка на то или иное кредитное событие.

      Во-вторых,  из-за  отсутствия  ликвидности   эмитенты   корпоративных, облигаций вынуждены платить дополнительную премию за риск — даже заемщики  с хорошей кредитной историей размещают облигации с премией не  менее  2—3%  по сравнению с ликвидными векселями (Газпрома, Газпромбанка,  ТНК)  с  близкими сроками.

      Российские    облигационные    выпуски,    сделанные    отечественными корпорациями в течение последних полутора лет, принципиально  отличаются  от мировой практики. Во-первых, российские компании не имеют  столь  длительной кредитной истории для выпуска облигаций на срок более 5 лет,  во-вторых,  на российском внутреннем финансовом рынке отсутствуют  столь  длинные  ресурсы. Кроме того, сам вторичный рынок имеет небольшую историю.

      Выпущенные  с середины 1999 г. облигационные  займы имеют незначительные в сравнении с мировой практикой сроки погашения. Здесь выделяются два  типа: краткосрочные (6—12 месяцев) и среднесрочные (2—5 лет).

      Все   размещенные  краткосрочные   корпоративные   облигации   являлись дисконтными и были похожи на ГКО. Среднесрочные облигации  были  купонные  и

имели валютную индексацию к курсу доллара.

      Краткосрочные  бумаги были привязаны к существующим  процентным  ставкам на  финансовом  рынке  и  потому  имели  рыночный  характер.  Среднесрочные, напротив, не были привязаны к  реально  существующим  процентным  ставкам и имели нерыночный характер.

      В номинальном   объеме  около  90%  облигационных   выпусков  составляли именно среднесрочные бумаги (ТНК,  Газпром,  ЛУКОЙЛ,  РАО  «ЕЭС  России»  и

др.), которые выпускались  под нерезидентов, имеющих средства на счетах  типа «С».

      Однако  необходимые условия для существования   полноценного  рынка  уже сложились [44. С, 97]:

      Во-первых, следует отметить,  что  рынок   корпоративных  облигаций   не нуждается  в  создании   ключевых   составляющих   инфраструктуры.   Сегодня размещение   и   вторичное   обращение   большинства   выпусков    облигаций осуществляется через ММВБ, но можно только приветствовать  появление  других торговых площадок  в  дальнейшем.  Во-вторых,  в  течение  последних  2  лет существенно улучшилась ситуация в экономике в целом и в реальном  секторе  в частности. Казалось бы, увеличение прибыльности  компаний  должно  уменьшать их  потребность  в  заемных  средствах.  Однако  здесь  появляется  обратный эффект:  многие  компании,  финансовое  положение которых   улучшилось   со стабилизацией рубля, началом экономического  роста  и  т.д.,  стали  строить более амбициозные планы по инвестициям.  Учитывая,  что  рост  инвестиций  в настоящее время идет опережающим темпом по  сравнению с ростом  ВВП,  доля заемных средств будет постепенно увеличиваться.

      В-третьих,  макроэкономическая стабилизация  в сочетании со значительным положительным сальдо торгового баланса и узостью внутреннего рынка  долговых бумаг стали причиной избыточной ликвидности в банковском секторе.

       Наилучшим  подтверждением  того,  что   рынок  корпоративных  облигаций имеет все шансы расти и нормально развиваться, является  то,  что,  несмотря на  существующие  ограничения,  объем  облигационных   займов   растет,   их структура  становится  более  разнообразной   и   более   адаптированной   к потребностям конкретных инвесторов.

      Весьма  вероятно, что в  течение   нескольких  лет  рынок  корпоративных облигаций станет более емким и даже более глубоким (с  точки  зрения  сроков обращающихся инструментов) по сравнению с рынком рублевых гособлигаций.

      Если  рассматривать перспективу ближайших  1—2 лет,  заметным  сегментом рынка корпоративных облигаций могут  стать  банковские  облигации.  Как  уже отмечалось, с одной стороны, банки  не  нуждаются  в  посредниках  на  рынке облигаций, что позволяет им нести меньшие  затраты  при  выпуске.  С  другой стороны, банки в целом испытывают меньше ограничений на рынке  облигаций  по сравнению с другими эмитентами.

      Это  связано с тем, что вопросы,  связанные с регистрацией и   обращением банковских облигаций, регулируются ЦБР (для остальных эмитентов —  ФСФР).  В

частности,  если,  по  мнению  ФСФР,  облигации,  выкупленные корпоративным эмитентом  на  вторичном  рынке,  считаются  погашенными  и  не  могут  быть повторно   проданы   инвесторам,   то   на   банки   это    требование    не распространяется. По этой  причине  при  выпуске  облигаций,  предполагающих оферту, банки несут меньший риск по сравнению с компаниями.

      Кроме  того, большинство  банков  обладают  технологиями,  позволяющими широко использовать облигации в кредитовании, операциях  репо  и  т.д.,  что часто недоступно другим эмитентам на рынке облигаций.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Рассмотрев нормативно-правовую базу по заданной теме, изучив понятие и признаки корпораций, структуру и классификацию ее капитала, автор сделал выводы, что корпорации – это объединение юридических лиц – хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурируемую группу членов участников, вступающих в согласованные и скоординированные управленческие и экономические отношения, по поводу формирования и использования акционерной собственности, для достижения желаемого результата, как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.

     Отличительные  особенности корпорации – это,  в первую очередь, независимое  существование общества от собственников,  означает, что общество как самостоятельное  юридическое лицо владеет имуществом  и распоряжается результатами деятельности. Акционер является собственником акций, но не имущества общества. При этом акционер и общество взаимосвязаны т.к. акция дает права на  получение дохода, на участие в управлении и на часть имущества при ликвидации общества. Акция отражает обязательные права. Акционер не отвечает по долгам АО. Ответственность его ограничена, т.е. его потери не могут быть больше, чем акционер вложил в акцию. Во-вторых – особый характер перехода собственности проявляется через продажу акций. Акция может переходить от одного владельца к другому, при этом само АО не прекращает существовать. При переходе собственности происходит переход доли или пая не в натуральной форме, а в стоимостном выражении т.к. стоимость акции отражает часть стоимости акционерного капитала приходящегося на 1 акцию.

Информация о работе Эмиссия долговых ценных бумаг