Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Бюджетная система Российской Федерации. 5
1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5
1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10
2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14
2.1 Формирование доходов бюджетов 14
2.1 Расходы бюджетов и их особенности 26
3. Внебюджетные фонды 37
3.1 Пенсионный фонд РФ 37
3.1 Фонд социального страхования РФ 43
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52
Заключение. 59
Список литературы. 60

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 215.91 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                      Кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления     экономическими  системами 
                 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине 
ФИНАНСЫ

ТЕМА: «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

                                                     Научный руководитель:

                                                     Саницкая Надежда Петровна,

                                                     доцент,  кандидат эк. наук

                                                   Выполнила: Дмитриева         

                                                   Валерия, студентка

                                                   группы Э(б)-391 
         

Дата сдачи  работы в деканат «___»_____________2011г.

Дата защиты «___»____________2011.

Оценка «____________» 

Мурманск

2011

Содержание 

Введение. 3

1. Бюджетная система Российской Федерации. 5

1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5

1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10

2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14

2.1 Формирование доходов бюджетов 14

2.1  Расходы бюджетов и их особенности 26

3. Внебюджетные фонды 37

3.1 Пенсионный фонд РФ 37

3.1 Фонд социального страхования РФ 43

3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52

Заключение. 59

Список литературы. 60

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение  бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для  современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и  исполнительных органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

     Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной  системы Российской Федерации.

     Перед нами поставлены следующие задачи:

    • Рассмотреть Российскую Федерацию как федеративное государство;
    • Изучить основные этапы реформирования бюджетной системы российской Федерации;
    • Изучить характеристику доходов и расходов бюджетов разных уровней;
    • Изучить такие внебюджетные фонды как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также Фонд обязательного медицинского страхования.

     Объектом  настоящей курсовой работы выступает  бюджетная система РФ. Предметом  исследования являются этапы становления  и развития бюджетной системы  РФ.

     Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов  в становления и развития бюджетной  системы, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические  издания, посвященные тематике изучения.

     В качестве информационной базы исследования были использованы Бюджетный кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бюджетная система Российской Федерации

    1.1 Российская  Федерация как федеративное государство 

     Бюджетная  система  - основанная   на  экономических  отношениях  и   государственном   устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации,  местных   бюджетов   и   бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Под бюджетным  устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит  от  формы государственного  устройства.   Бюджетная   система   унитарных   государств включает в себя два уровня: государственный  бюджет  и местные бюджеты. У государств с федеративным  устройством, наряду  с  федеральными и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в  США,  Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов  в России). Однако  и  в  унитарных,  и  в  федеративных  государствах  бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

     Структура бюджетной системы Российской Федерации приведена на рисунке 1:

     

Рисунок 1 «Структура бюджетной системы Российской Федерации». 

     Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • первый  уровень   -  федеральный  бюджет  Российской  Федерации  и   бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ  (83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ, в их числе 21(двадцать одна) республика, 9 (девять) краёв, 46 (сорок шесть) областей, 2 (два) города федерального значения, 1 (одна) автономная область, 4 (четыре) автономных округа) и  бюджеты  территориальных  государственных  внебюджетных фондов;
  • третий уровень -  местные бюджеты (около 30  тысяч городских,  районных, поселковых и сельских бюджетов).

     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет.

     Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как  свод  бюджетов всех уровней  на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

     Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на  его  территории  муниципальных  образований.

     Консолидированный   бюджет   РФ   –   это    федеральный    бюджет    и консолидированные  бюджеты  всех  субъектов  федерации.  Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и  расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат  для  аналитических и  статистических целей.

         Принципы бюджетной системы.

     Бюджетным кодексом РФ  в  гл.  5  законодательно  закреплены  следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации:
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов  и  расходов  бюджетов,  бюджетов  государственных
  • внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

     Принцип единства бюджетной системы  означает  единство  правовой  базы, денежной  системы,   форм   бюджетной   документации,   единство   принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения  бюджетного  законодательства,  а также  единый  порядок  финансирования  расходов  бюджета,  единый   порядок финансирования расходов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы,  ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  РФ, местных бюджетов.

     Принцип разграничения  доходов  и  расходов  между  уровнями  бюджетной системы  означает закрепление соответствующих  видов  доходов  (полностью  или  частично)   и   полномочий   по   осуществлению   расходов    за    органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

         -  право  законодательных   органов  государственной   власти  и  органов местного самоуправления на каждом уровне  бюджетной  системы  самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

         - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

        - законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов,  полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

         -  право   органов   государственной   власти    и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством  определять направления  расходования  средств  соответствующих  бюджетов  и   источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

         -  недопустимость  изъятия   доходов,   дополнительно   полученных   при исполнении  законов  (решений)  о  бюджете,  сумм  превышения  доходов   над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

         - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней   потерь  в доходах и дополнительных  расходов,  возникших  в  ходе  исполнения  законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

     Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов  бюджетов,  бюджетов государственных внебюджетных фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы бюджетов, внебюджетных  фондов  и  иные  определенные  законом  обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных  фондов  в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и  муниципальные  расходы  подлежат  финансированию  за  счет   бюджетных   средств,   средств внебюджетных  фондов,  аккумулированных  в  бюджетной   системе   Российской Федерации.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему  доходов  бюджета и  поступлений из источников финансирования его  дефицита.  При  составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы  должны  исходить  из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и  экономности  использования  бюджетных  средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных  средств должны  исходить  из  необходимости  достижения заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств   или достижения наилучшего результата  с  использованием  определенного  бюджетом объема средств.

     Принцип  общего  (совокупного)  покрытия  расходов  означает,  что  все  расходы  бюджета  должны  покрываться  общей  суммой   доходов   бюджета   и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и  поступления не могут  увязываться  с  определенными  расходами  бюджета  за  исключением  целевых  бюджетных  фондов,  а  также  в  случае  централизации  средств  из бюджетов другого уровня.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ