Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Бюджетная система Российской Федерации. 5
1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5
1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10
2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14
2.1 Формирование доходов бюджетов 14
2.1 Расходы бюджетов и их особенности 26
3. Внебюджетные фонды 37
3.1 Пенсионный фонд РФ 37
3.1 Фонд социального страхования РФ 43
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52
Заключение. 59
Список литературы. 60

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 215.91 Кб (Скачать файл)

     Принцип  гласности  означает: 

    • обязательное  опубликование  в  открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении,  полноту  информации о  ходе  исполнения  бюджетов,  доступность  иных   сведений;
    • обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и  принятия  решений  по проектам бюджетов, в том числе по вопросам,  вызывающим  разногласия  внутри представительного  органа  или  между  исполнительным   и   представительным органами государственной власти.

     Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического    развития    соответствующей    территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение  конкретных  бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

    1. Реформирование  бюджетной системы Российской Федерации
 

     Действовавший в течение многих десятилетий  механизм управления общественными  финансами в нашей стране в  целом обеспечивал централизацию  финансовых ресурсов в бюджетную  систему государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти.

     Следует признать, что этот механизм был  создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране. Изменение политического строя и экономических основ в государстве, нашедшее отражение в Конституции РФ 1993 г., новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, четко высветили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключался в том, что этот механизм был ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.

     Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ, цель которых заключается в:

    • поддержании макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;
    • обеспечении выполнения и создании условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;
    • повышении отдачи от бюджетных ассигнований и достижении на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;
    • формировании налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы;
    • оптимизации управления государственным долгом и финансовыми активами;
    • обеспечении прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.

     Бюджетные реформы начались с первых лет  перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два основополагающих закона: Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. N° 146-ФЗ, заложившие новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.

     В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных  бюджетов классификаций была введена  единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.

     Важным  этапом реформирования межбюджетных отношений  стал Закон «О финансовых основах  местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах социальных нормах.

     В 1997 г. была введена новая бюджетная  классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов. В 1998 г. были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.

     Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим  направлениям:

    1. реформирование межбюджетных отношений;
    2. реформирование бюджетного процесса;
    3. реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).

     В рамках первого направления Правительство  РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.». Продолжением работы в этом направлении стала «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЭ. Издание этого закона повлекло внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс РФ. Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.

     В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало  «Концепцию повышения эффективности  межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 годы».

     В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации», а также с подготовки и одобрения Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах».

     Эта Концепция и утвержденный Правительством РФ План мероприятий по ее реализации предусматривают:

    • осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты;
    • введение новой бюджетной классификации и бюджетного учета;
    • изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрении представительными органами власти проектов бюджетов.

      В рамках третьего направления бюджетных реформ решаются задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ в сентябре 2003 г. одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».(4, стр.62) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней

2.1  Формирование доходов бюджетов 
 

     Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в бюджеты  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах:

  • Принцип достаточности.

        Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

  • Принцип стабильности доходов бюджета.

          Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений й бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

  • Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.

        Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

  • Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.

         В частности, преодоление кризисных явлений, согласно Дж. Кейнсу, может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходов или же за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

     Анализ  формирования доходов бюджетов в  разных странах, а также в Российской Федерации в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов  бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и  платежи за пользование государственным  имуществом и общегосударственными ресурсами.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые  доходы, а также безвозмездные  и безвозвратные перечисления (ст. 41 БКРФ). С точки зрения функционального  назначения в отдельную группу доходов  бюджета отнесены доходы целевых  бюджетных фондов, формируемых в  бюджетах всех уровней бюджетной  системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения. Вместе с тем необходимо отметить, что последние учитываются обособленно, их формирование и использование осуществляются в особом порядке.

     Решающую  роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные  налоговым законодательством РФ, федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы, возникшие в результате налоговых  правоотношений

     Неналоговые доходы, по сравнению с налоговыми имеют ряд отличий:

  • механизм их установления исчисления и взимания определяется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципального имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и др.;
  • они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе;
  • основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;
  • большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.

     Основными видами неналоговых доходов являются:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п.);
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • прочие неналоговые доходы.

     Относительно  высокая доля неналоговых доходов  в Российской Федерации наблюдалась  в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно  сократилась вследствие кризиса  экономики, снижения рыночной стоимости  государственной собственности  и как следствие невыполнения программ приватизации. В настоящее  время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых  доходов и обеспечение стабильности их поступления. Наряду с этим предполагается перевод ряда налоговых платежей (таможенные пошлины, плата за пользование  водными объектами) в группу неналоговых  доходов.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ