Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Бюджетная система Российской Федерации. 5
1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5
1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10
2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14
2.1 Формирование доходов бюджетов 14
2.1 Расходы бюджетов и их особенности 26
3. Внебюджетные фонды 37
3.1 Пенсионный фонд РФ 37
3.1 Фонд социального страхования РФ 43
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52
Заключение. 59
Список литературы. 60

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 215.91 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с федеральным законодательством  расходы бюджетов в их функциональной и ведомственной структуре утверждаются законом (решением) о бюджете на очередной  финансовый год.

     Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Экономическая группировка расходов является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

     В рамках этой группировки выделяют:

  • текущие расходы бюджета — бюджетные средства, направляемые на обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование бюджетных учреждений, государственную поддержку отраслей экономики, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ, обслуживание долговых обязательств и финансирование иных расходов, не включенных в состав капитальных;
  • капитальные расходы — бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства, создание государственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нематериальных и иных активов, а также безвозмездные платежи, передаваемые с целью приобретения их получателями аналогичных активов;
  • расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов, — бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти (местного самоуправления) и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.

     Экономическая структура расходов бюджета в  законе (решении) о бюджете на очередной  финансовый год не утверждается.

     Расходы бюджетов осуществляются в различных  формах, определенных ст. 6, 69 Бюджетного кодекса РФ.

     Совершенствование форм расходов бюджета является одним  из основных направлений современной  бюджетной политики в Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью предоставления финансовых ресурсов с  учетом достижения заранее формализованных  целей деятельности субъекта хозяйствования либо органа государственной власти (местного самоуправления), повышения  его стимулов к сокращению расходов на производство государственных (муниципальных) услуг, усиления ответственности за результативность использования средств, расширения конкурсной основы в распределении  бюджетных ресурсов.

     С преобразованием бюджетного учреждения, его бюджетное финансирование по смете доходов и расходов становится неприемлемым. Тем не менее это не исключает его участия на рынке государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых в соответствии с государственными (муниципальными) социальными заказами. При оказании государственными (муниципальными) некоммерческими организациями (за исключением бюджетных учреждений) социальных услуг на бесплатной или частично оплачиваемой потребителями этой услуги основе органы государственной власти (местного самоуправления) принимают обязательства по возмещению соответствующих видов затрат в форме субсидий.

     Процесс реформирования системы социальных выплат связывается с необходимостью применения адресных форм социальной поддержки нуждающегося населения, а также использования дополнительных денежных выплат за особые условия  труда отдельных категорий работников (в частности, военнослужащих и приравненных к ним лиц). Соответственно последовательное увеличение состава и объема субсидий, предоставляемых населению, сопровождается постепенной отменой социальных и ведомственных льгот.

     Пример. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов*(3) 

млрд. рублей
     2010 год  2011 год  2012 год  2013 год 
проект  %% к предыдущему  году  проект  %% к предыдущему  году  проект  %% к предыдущему  году 
ВСЕГО 10 212,4 10 385,1 101,7 10 844,6 104,4 11 749,1 108,3
Условно утвержденные          271,1    587,5   
ВСЕГО (без  учета условно утвержденных) 10 212,4 10 385,1 101,7 10 573,5 101,8 11 161,6 105,6
в том числе:                     
Общегосударственные вопросы  838,7 809,1 96,5 753,8 93,2 723,4 96,0
Национальная  оборона  1 264,4 1 433,5 113,4 1 573,3 109,8 2 025,6 128,7
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 096,4 1 192,2 108,7 1 187,2 99,6 1 170,9 98,6
Национальная  экономика  1 583,4 1 611,8 101,8 1 615,7 100,2 1 554,7 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 197,6 202,0 102,2 83,3 41,2 74,9 89,9
Охрана окружающей среды  12,4 14,5 116,9 14,7 101,4 14,1 95,9
Образование 433,2 492,5 113,7 492,3 100,0 492,2 100,0
Культура  и кинематография 67,1 74,5 111,0 74,4 99,9 74,4 100,0
Здравоохранение 340,9 375,6 110,2 395,9 105,4 356,1 89,9
Социальная  политика 3 370,6 3 059,6 90,8 3 265,4 106,7 3 515,5 107,7
Физическая  культура и спорт  74,8 75,8 101,3 62,9 83,0 56,9 90,5
Средства  массовой информации 61,2 58,8 96,1 60,6 103,1 54,4 89,8
Обслуживание  государственного и муниципального долга  280,3 386,2 137,8 505,2 130,8 584,8 115,8
Межбюджетные  трансферты общего характера  591,3 598,8 101,3 488,6 81,6 463,7 94,9

_____________________________

* разделы приведены  в сопоставимом виде 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Внебюджетные фонды

3.1 Пенсионный фонд РФ 
 
 

     Пенсионный  фонд РФ (далее — ПФР) образован  в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1 (в ред, постановлений Верховного Совета РФ от 02.04.1992 г. № 2647-1, от 11.02.1993 г. № 4460-1; Указа П резидента РФ от 24.12.1993 г. № 2288; Федеральных законов от 05.05.1997 г. № 77-ФЗ, от 02.01.2000 г. № 38-Ф3, от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ).

     ПФР является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Он и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в бюджеты других фондов и изъятию не подлежат.

     В соответствии с постановлением ПФР  обеспечивает:

    • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных им;
    • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
    • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

     На  момент принятия положение о ПФР  предусматривало, что он контролирует с участием налоговых органов  своевременное и полное поступление  страховых взносов, а также правильное и рациональное расходование средств. Однако с 01.01.2001 г. обеспечение поступления страховых взносов в составе единого социального налога возложено на налоговые органы РФ (ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ);

    • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР);
    • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
    • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
    • проведение научно-исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования;
    • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

     ПФР может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируют за счет:

    • страховых взносов работодателей;
    • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
    • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
    • ассигнований из бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот вчасти пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
    • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
    • добровольных взносов (втом числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

     Средства  ПФР направляют на:

  • выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
  • другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководит ПФР правление ПФР и его постоянно действующий

     исполнительный  орган — исполнительная дирекция. Правление ПФР:

  • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
  • определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
  • утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
  • назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
  • утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.

     На  основании постановления Правления  ПФР от 09.10.2000 г. № 118 в целях обеспечения  взаимодействия органов ПФР с  полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и согласования структуры органов ПФР со схемой размещения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах создают управления ПФР. Методологическое руководство их деятельностью осуществляет Исполнительная дирекция ПФР. Основные задачи Управления:

  • координация и контроль за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе;
  • взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ;
  • координация программ социальной зашиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     В состав Управления входят:

     а) отдел координации и контроля за деятельностью отделений ПФР в федеральном округе, основные функции которого:

  • координация и контроль за деятельностью отделений ПФР;
  • обеспечение взаимодействия Управления ПФР с полномочным представителем Президента РФ;
  • взаимодействие с органами Федерального казначейства, ФНС России, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета ПФР;

     б) информационно-аналитический отдел, основные функции которого:

  • анализ и прогнозирование экономической и социальной ситуации в федеральном округе;
  • анализ и обобщение информации о состоянии деятельности отделений ПФР в федеральном округе, а также подготовка необходимых аналитических материалов для руководства ПФР и полномочного представителя Президента РФ;
  • участие в пределах своей компетенции в подготовке актуарных расчетов для определения основных показателей бюджетов отделений ПФР;
  • анализ отчетов об исполнении бюджетов отделений ПФР в федеральном округе;
  • мониторинг рынка труда в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ, с использованием сведений персонифицированного учета, осуществляемого соответствующими отделениями ПФР;
  • анализ и контроль за правильностью прохождения средств на пенсионное обеспечение;

     в) отдел региональных социальных программ, основная функция которого:

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ