Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Бюджетная система Российской Федерации. 5
1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5
1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10
2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14
2.1 Формирование доходов бюджетов 14
2.1 Расходы бюджетов и их особенности 26
3. Внебюджетные фонды 37
3.1 Пенсионный фонд РФ 37
3.1 Фонд социального страхования РФ 43
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52
Заключение. 59
Список литературы. 60

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 215.91 Кб (Скачать файл)

     В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса  РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) безвозмездные перечисления включают: поступления в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; поступления денежных средств по взаимным расчетам; субвенции из федерального фонда компенсаций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмездно полученные средства от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств и др.

     Доходы  целевых бюджетных фондов учитываются  обособленно в составе доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, их формирование и использование  осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном  бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий  год.

     Для анализа структуры, состава и  динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника  важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

     По  методу взимания все доходы бюджета  делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика приведена выше).

     В зависимости от порядка распределения  доходов между уровнями бюджетной  системы они подразделяются на собственные и регулирующие.

     В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном  государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации  и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация  важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.

     По  источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц  и от населения. Это деление имеет  преимущественно социально-экономическое  значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально-экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах, как правило, население в большей степени реализует свою публично-правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.

     По  юридическому основанию взимания доходов  в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее  большинство доходов поступают  в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

     По  праву собственности государства  на аккумулируемые в бюджет доходы их подразделяют на собственные и  привлеченные (заемные), возникающие  в результате применения кредитного метода формирования. Как отмечалось выше, относить привлеченные на временной  основе в бюджет средства к доходам  бюджета можно лишь условно.

     Из  всех приведенных выше классификаций  наибольшее значение имеют первые две: по методам взимания и по порядку  распределения доходов по уровням  бюджетной системы, так как именно они наиболее отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для  определения резервов их роста и  направлений совершенствования.

     Важнейшей задачей в области доходов  бюджета является не только обеспечение  их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение по уровням бюджетной системы путем  разграничения между федеральным, региональным и местным уровнями. В соответствии с принципом самостоятельности  бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого  уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники  доходов и закрепленные за ним регулирующие доходы. При этом Бюджетный кодекс РФ определяет, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

     Формирование  доходов бюджетов различных уровней  бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

     Доходы  федерального бюджета формируются  только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы  РФ (соответственно они не включаются в доход федерального бюджета).

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные  налоги и сборы, которые установлены  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень федеральных налогов и сборов в настоящее время определяется ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ) и включает следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых и регулярные платежи за их добычу при выполнении соглашений о разделе продукции; налог на прибыль организаций, государственную пошлину; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; плату за пользование водными объектами (с 01.01.2005 водный налог); сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

     Кроме того, в их число входят налоги, взимаемые  в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными налоговыми режимами: единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ), платежи по упрощенной системе налогообложения субъектов  малого предпринимательства (глава 26.2 НК РФ) и единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (глава 26.3 НК РФ).

     В состав неналоговых доходов федерального бюджета в отличие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включаются помимо вышеперечисленных  доходов отчисления от прибыли Банка  России, доходы от внешнеэкономической  деятельности, консульский сбор, взимаемый  на территории РФ, доходы от операций с  государственным материальным резервом. С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые  доходы федерального бюджета формируются  также за счет лицензионного сбора  на производство и оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин.

     В доходы федерального бюджета при  его исполнении могут поступать  средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет как собственных, так и  доходов в виде отчислений от федеральных  налогов и сборов. В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ в статье 55 Бюджетного кодекса  РФ, согласно которой доходы бюджетов субъектов РФ формировались за счет собственных и регулирующих налоговых  доходов, утратила силу. В составе  доходов субъектов РФ не учитываются  передаваемые местным бюджетам отчисления от налогов и доходов. В доходы бюджетов субъектов РФ могут также  зачисляться средства, поступающие  в порядке централизации местных  налогов (например, часть земельного налога).

     Перечень  собственных налоговых доходов  бюджетов субъектов РФ в настоящее  время определяется ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и включает: лесной доход; транспортный налог; налог на игорный бизнес; налог на имущество организаций.

     Все региональные налоги устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъектов  РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При  установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются такие элементы налогообложения, как  налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ, порядок и  сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиками. Это обусловлено  значением, которое данные платежи  имеют для формирования региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов  экономического и социального развития регионов.

     Структура доходов бюджетов субъектов Федерации  различна в силу отличий социально-экономических  характеристик каждого региона.

     С учетом положений Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые доходы представлены в бюджетах субъектов  РФ в основном доходами от использования  и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов в бюджет, доходами от платных услуг, оказываемых  региональными органами власти, а  также штрафными санкциями за негативное воздействие на окружающую среду.

     В доходы бюджетов субъектов РФ могут  поступать также средства по взаимным расчетам из федерального бюджета и/или  местных бюджетов.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов, поступающих в виде отчислений от федеральных и региональных налогов  и сборов.

     Перечень  собственных налоговых доходов  определяется в настоящее время  ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в РФ» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ) с учетом положений Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и включает следующие местные налоги и сборы: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью , налог на рекламу.

     В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса  РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Вводятся местные налоги и сборы правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, которые имеют право  определять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиками. Важно отметить, что представительные органы местного самоуправления не могут устанавливать  и вводить налоги и сборы, не предусмотренные  Налоговым кодексом РФ и другими  федеральными законами.

     Как было отмечено выше, к доходам местных  бюджетов относятся также отчисления от федеральных и региональных налогов  и сборов. Потребность в них  обусловлена недостаточностью поступлений  от собственных налогов и сборов для покрытия в полном объеме расходов местных бюджетов. Состав, перечень и порядок зачисления в местные  бюджеты регулирующих федеральных  и региональных налогов и сборов определяется бюджетным и налоговым  законодательством, федеральным законом  о федеральном бюджете и законом  субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год, на территории которого находится данное муниципальное образование.

     Неналоговые доходы местных бюджетов включают в  основном доходы от сдачи в аренду и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 120-ФЗ в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов зачисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду по установленному нормативу, в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства по установленному нормативу.

     В доходы местных бюджетов могут поступать  и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ.

     Доходы  бюджета должны обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при  этом необременительными для субъектов  экономики и не препятствовать повышению  их конкурентоспособности росту  деловой активности, способствовать формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.

Пример. Прогноз доходов федерального бюджета.(3)

млрд. рублей
Показатель  Отчет 2010 год  Прогноз
2006 год  2007 год  2008 год  2009 год  2011 год  2012 год  2013 год 
ВВП 26 904 33 258 41 445 39 064 44 957 49 659 55 223 61 873
Доходы, всего  6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП  23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                                        
Нефтегазовые  доходы 2 943,5 2 897,4 4 389,4 2 984,0 3 744,3 4 003,0 4 088,1 4 295,0
%% к ВВП  10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые доходы 3 335,4 4 883,7 4 886,5 4 353,8 4 039,5 4 614,8 5 043,6 5 688,9
%% к ВВП  12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
в том числе:                                        
поступление ЕСН  315,8 405,0 506,8 509,8 28,1               
Временно  свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ                85,4                    
Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетами  субъектов РФ 0,3 2,0 5,5 23,0 19,7 0,8 0,8 0,8
Централизация счетов ФТС                 111,2                    
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка РФ 40,9 19,6 12,2 48,8 188,0 60,0 40,0 40,0
Доходы от управления средствами Резервного фонда  и ФНБ            28,6* 297,6 124,3 72,5 41,1     
Ненефтегазовые доходы** 2 978,4 4 457,1 4 333,4 3 278,0 3 679,4 4 481,5 4 961,7 5 648,1
%% к ВВП  11,1*** 13,4*** 10,5*** 8,4 8,2 9,0 9,0 9,1
Справочно: учтено в доходах за счет изменения законодательства                          255,2 441,2 669,1

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ