Эволюция финансовой науки в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение истории развития финансовой науки в России.
Общая цель достигается с помощью решения следующих задач:
раскрыть значение финансов и определить возникновение финансовой мысли;
показать развитие финансовой науки;
проанализировать русскую финансовую литературу и показать становление финансовой науки в России;
показать вклад русской финансовой мысли в развитие науки о финансах поэтапно;
определить современное состояние финансовой науки в России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Возникновение финансов и термина «финансы» …………………………6
1.1.История возникновения и развития термина «финансы» ………………6
1.2.Основные этапы развития финансовой науки в России ………………..11
2.История становления и развития финансовой науки в России ………….14
2.1.Развитие финансовой науки в XVI - второй половине XIX в.в. ………14
2.2. Развитие финансовой науки в конце XIX- XX веков ………………...…23
3. Анализ современных концепций………………………………….……….29
3.1. Основные виды концепций………………………………………………29
3.2. Использование современных концепций в экономике…………………48
3.3.Направления развития финансовой науки Росси на современном этапе…………………………………………………………54
Заключение …………………………………………………………………….56
Список использованной литературы………………………………………..58

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2. Использование современных концепций в экономике

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровне. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.      Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства.           В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Существуют две основные мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. Монетаризм приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику - ограниченным. Кроме того, должен поддерживаться стабильный рост денежной массы. Эту концепцию используют Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и увеличении налоговых ставок. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и уменьшению объемов выпускаемой продукции. Сдерживание спроса путем проведения жесткой денежно-кредитной политики не создает условий для увеличения производства продукции, которое может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и съеденных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста. [15,с.423]   В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность решения этой задачи обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления к инвестициям не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.  Противоположностью монетаризму является кейнсианство. Его сущность - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство предполагает экспансионистскую финансовую политику, базирующуюся на увеличении государственных расходов, снижении налогов и расширении денежной массы в обращении.        Увеличение государственных расходов расширяет покупательную способность населения и совокупный спрос на товары, продукцию, работы, услуги и соответственно стимулирует рост производства. Заметим, что высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции.         Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений. Также большое значение имеет повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, увеличении объемов выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.  [17,с.216]   Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Также от государства требуется тщательная разработка основательной законодательной базы, устанавливающей определенные рамки вмешательства в предпринимательскую деятельность.      Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России провоцировало усугубление кризисных процессов.           Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции и, следовательно, затраты на производство и реализацию, повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Вместе с тем она сдерживает внутреннее потребление из-за снижения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему.    В этих условиях требуется стимулирование экспорта для выполнения внешних обязательств. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.      Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, темп роста себестоимости не должен превышать темп роста цен. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, которого не коснется сокращение государственных расходов.   Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Последователи кейнсианской школы считают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, при снижении спроса производство также должно сокращаться, а значительные запасы товаров приводят к иммобилизации оборотных средств.     Как считают монетаристы, между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость: если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения данного негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.         Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе наиболее ликвидных. Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка товарами, продукцией, работами, услугами невозможно. Очень важно проводить политику сдерживания роста цен на топливно-энергетические ресурсы, так как это один из основных факторов инфляции и нестабильности экономики. [25,с.211]            Следует отметить, что высокоразвитые страны при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской теории. Это приводит к появлению промежуточных теорий, базирующихся на национальных особенностях и разной степени развития экономики государств. Например, для устойчивого роста экономики России наиболее приемлема концепция, обеспечивающая экономическую эффективность и социальную справедливость в рамках реального федерализма. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения. Таким образом, первый кризис в истории экономической мысли, постигшей экономическую науку в 30-е годы XX века, объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной экономики. Дж. Кейнс переломил этот кризис и дал толчок развитию всех последующих современных экономических школ, но уже на новой теоретической высоте. Его доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение и оказывает влияние на всё направления исследований, связанных с материальным производством. Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов. С середины 70-х годов радикально изменившаяся экономическая ситуация и совершенно новые проблемы перестали умещаться в рамки прикладных кейнсианских разработок и западной экономической мысли пришлось преодолевать второй кризис общей теории в XX веке. Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки - экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.   Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. [15,с.485]

 

3.3.Направления  развития финансовой науки России на современном этапе.

Современный этап характеризуется поступательным экономическим развитием большинства стран, активной интеграцией отдельных национальных экономик в систему мирового экономического хозяйства, началом процессов глобализации экономики. Роль финансовых рынков в деятельности крупных компаний и производственно-хозяйственных комплексов резко возросла. Раньше финансовые ресурсы выступали в качестве посредника в процессе обмена или приобретения экономических ресурсов. Теперь финансовые рынки оказывают сильное влияние на все аспекты деятельности крупных компаний. С другой стороны, умение эффективно управлять финансами, совершать операции на финансовых рынках позволяет сформировать важные качественные характеристики использования экономических ресурсов, которые с течением времени становятся ключевыми факторами конкурентоспособности компаний.[14,с.110]        Управление финансами крупных компаний, их операции на финансовых рынках становятся мощным инструментом, при помощи которого достигаются следующие результаты:

  • оптимизация соотношения между ликвидностью, доходностью и рисками;
  • быстрое обеспечение соответствия между финансовыми ресурсами компании и устойчивой скоростью ее роста;
  • оптимизация управления разнообразными видами производственных и коммерческих рисков посредством операций с финансовыми активами.          Назовем современные методы управления финансами:
  • система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC), разработанная Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом;
  • модель финансового обеспечения устойчивого роста предприятия (A Model of Optimal Growth Strategy) (Джеймс Ван Хорн 1988 г., Роберт Хиггинс 1997 г.);
  • модель оценки финансовых активов с учетом систематического риска (Capital Asset Pricing Model) (Уильям Шарп, 1964 г.);
  • модель оценки опционов (Option Pricing Model) (Фишер Блэк, Майрон Скоулз, 1973 г.) и др.            В то время как на Западе современный этап развития финансового менеджмента уже подходит к завершению, в России его достигли лишь отдельные передовые предприятия, преимущественно сырьевых отраслей (компаний, действующих в новых сферах бизнеса, среди прошедших третий этап практически нет). Руководство наиболее развитых предприятий понимает необходимость быстрых изменений управления, в том числе и финансового. Достичь этого можно, используя системные принципы и системный подход. На передовых предприятиях разрабатывается финансовая политика, нацеленная на стратегический рост.[14, с.125]

 

Заключение 

 

 

      Финансовая наука - это составная  часть экономической теории. В  работе мы наблюдали, как возникла  финансовая мысль и развивалась  в целую финансовую науку.           По  результатам курсовой работы сделаны  следующие выводы:

  1. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий. Совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Поэтому такую важную область экономики не могли обойти внимание исследователи. Мы проследили развитие и становление финансовой науки в России в трудах знаменитых экономистов.
  2. Первая половина XIX века стала этапом зарождения отечественной финансово-правовой науки. Первые шаги данной отрасли научного знания были сделаны в рамках междисциплинарного синтеза, в русле развивавшейся общей науки о финансах. Однако уже в это время можно с уверенностью говорить об устойчивой тенденции к выделению финансово-правовой мысли. Финансово-правовые идеи дореформенной России в значительной степени опередили свое время. В условиях господства крепостничества и феодальных производственных отношений они не были востребованы на практике, но показывали направление будущего реформирования финансовой системы в условиях зарождавшегося нового общественно-экономического строя, намечали перспективы развития финансового законодательства.
  3. Современная финансовая система России характеризуется многоуровневостью, обособленными сферами функционирования стоимостных отношений. Вероятно, процесс этот еще незакончен и новые экономические отношения предопределят и возникновение новых форм финансовых отношений.        Современным экономистам и финансистам необходимо изучать труды по истории финансов нашей страны, т.к. наша страна, наш народ имеет свои особенности в ведении хозяйства, в поведении, в мышлении. Продуктивность финансовой политики, разработанной на лучших научных рекомендациях, будет невысока, если она проводится чиновниками, не владеющими финансовой теорией.       Многие до сих пор отрицают необходимость и пользу финансовой науки, утверждая, что финансы относятся целиком к области практики, и что для финансистов нужна только практическая подготовка. Последняя, конечно, необходима для представителей финансовой администрации; но никак нельзя согласиться, чтобы можно было обойтись одной практической подготовкой.           Итак, финансовая наука, в тесном смысле есть финансовая теория и отвечает на вопрос, как должно идти финансовое хозяйство  сообразно с современным миросозерцанием. Исследуя же финансовое право какого-либо государства, мы знакомимся с его  финансовым законодательством. Здесь  получается ответ на вопрос, как  идет в действительности хозяйство  того или другого государства.

 

 

 

      

 

Список  использованной литературы 

 

  1. Абрамов, М.А. Финансы и кредит./ М.А. Абрамов, Л.С. Александрова—М.: Юриспруденция, 2003.—268с.
  2. Балабанов, А.И. Финансы/А.И. Балабанов, И. Балабанов.—СПб: Издательство «Питер», 2000. - 192 с.
  3. Брайчева, Т. В. Государственные финансы России./Т.В. Брайчева.— СПб: Питер,2002.-224 с.    
  4. Буковецкий, А. И. Введение в финансовую науку./А.И. Буковецкий.— Ленинград, 1929.-220 с.
  5. Витте, С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве./С.Ю. Витте—М.,1997. –511 с.
  6. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Том 1.- М.: Политическая литература.— 1952.—712 с.
  7. Иловайский С. И. Учебник финансового права.- Одесса,1912.— 383 с.
  8. Котошихин  Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. Издание 3.— СПб, 1884.— 272 с.
  9. Миляков, Н.В. Финансы: Курс лекций.—М.: ИНФРА - М, 2011.—367с.
  10. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. - М.,1917. - 457 с.
  11. Посошков  И. Т. Книги о скудности и богатстве и другие сочинения. М.,1951. - 411 с.
  12. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. Пособие. - М., Финансы и статистика, 2003. - 256 с.
  13. Статистика финансов /Под ред. В.Н. Салина. - М.: Финансы и статистика, 2010.—356с.
  14. Старкова, Н. А.. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /РГАТА имени П. А. Соловьева.— Рыбинск,2007. –174 с.,
  15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти - М.: Юрайт-М, 2001. – 502 с.
  16. Финансы, деньги, кредит и банки /Под ред. В.Е Леонтьевой и Н.П. Радковского. - СПб., 2008.—425с.
  17. Финансы /Под ред. В.П. Литовченко. - М., 2009.—316с.
  18. Финансы /Под ред. В.Д. Фетисова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.—258с.
  19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 527 с.
  20. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву).- СПб., 1894.-425 с.
  21. Шилль И. Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в западно-европейских государствах.- СПб.: Тип. Э. Праца,1860.- 262 с.
  22. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах.- М.: Статут,2002.-555 с.
  23. Белая В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в экономической науке.// Финансы и кредит.- 2008 - №27-с.36-40
  24. Барулин С.В. К вопросу о сущности финансов, новый взгляд на дискуссионную п роблему // Финансы.- 2007.-№7- с.55-58
  25. Герасименко В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета. Экономика.- 2004.-№3-с.107-115
  26. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. -2007.-№3- с.32-40

 

 

 


Информация о работе Эволюция финансовой науки в России