Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность государственного бюджета, его специфические признаки, функции и задачи 5
2 Роль бюджета в макроэкономическом регулировании 11
3 Принципы построения государственного бюджета. Консолидированный бюджет РФ 17
4 Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита 20
5 Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования 27
Выводы и предложения 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они  могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Это условно-негативный момент, поскольку  затраты могут расти за счёт добровольного  намерения руководства более  усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.

Таким образом, государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно слабо защищенных социально категорий населения.

 

2 Роль  бюджета в макроэкономическом  регулировании

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является главное звено финансовой системы — государственный бюджет. Как отмечают В.А. Парыгина, А.А. Тедеев: «Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов».9

На рисунке 2.1 представлена структура бюджетного законодательства Российской Федерации.

Рис. 2.1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации10

С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального  похода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды.

Государственный бюджет как экономическая  категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного нейтрализованного фонда денежных средств. Экономические отношения являются главным сущностным признаком бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Это определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующую роль в системе финансовых планов и особую роль в общественном воспроизводстве.11

Через государственный бюджет перераспределяется до половины стоимости валового внутреннего  продукта, что позволяет государству удовлетворить общегосударственные потребности и активно влиять на жизнь общества.

Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями экономики, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

По экономической сущности государственный  бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства  с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. С его помощью государство мобилизует денежные ресурсы для планомерной организации процесса воспроизводства, безвозмездно изымает часть средств субъектов хозяйствования и населения и образует общегосударственный фонд финансовых ресурсов, который направляется на финансирование экономического развития страны, повышение материального и культурного уровня трудящихся, укрепление обороноспособности государства, управление, просвещение, здравоохранение, развитие науки и другие цели.

Государственный бюджет материализуется и воплощается в централизованный, общегосударственный денежный фонд государства. В нем концентрируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования и населения в виде налогов, сборов и других поступлений, используемых для выполнения государством своих функций. Денежные поступления образуют доходы бюджета, которые направляются на финансирование экономических и социальных программ, различных плановых мероприятий. Формирование бюджетных ресурсов происходит как на стадии первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта, так и в ходе его перераспределения. Централизованный фонд денежных средств, сосредоточиваемый в государственном бюджете, является самым крупным денежным фондом страны.

Установленные в бюджетном плане  взаимоотношения по платежам и финансированию обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику - коммерческие и некоммерческие организации, включая банковскую, кредитную и страховую сферы и основную часть финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования.12

Основные доходы и расходы государственного бюджета базируются на показателях прогнозов экономического и социального развития, которые определяют всю хозяйственную жизнь страны. Бюджетным планированием охвачены как экономическая, так и социальная стороны жизни общества. С помощью бюджета обеспечивается стоимостная пропорциональность прогноза экономического и социального развития, поддерживается соответствие между движением материальных и финансовых ресурсов.

Бюджет как экономическая категория  выполняет две функции: распределительную (перераспределение денежных походов  между различными отраслями и  сферами деятельности, социальными  слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов и их виды, порядок исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Это отражается в источниках формирования и направлениях n пользования бюджетного фонда страны и ее регионов.

Бюджетный механизм используется для  регулирования экономики и подъема  отстающих в экономическом отношении  регионов путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закреплении доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов).13

Велика роль бюджета в разработке и реализации финансовой политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционных политик и политики в области международных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Она определяет развитие налоговой политики и политики по использованию бюджетных ресурсов, т.е. финансирования государственных расходов.

В современных условиях бюджет стал одним из главных инструментов в  проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения стоимости валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные  отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. В итоге это позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Бюджетное регулирование представляет собой процесс распределения  доходов и перераспределения  финансовых ресурсов между бюджетами  разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов.

Целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику: субсидирование организаций и предприятий; государственные инвестиции; бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс и др.

Основными направлениями бюджетной  политики страны на среднесрочную перспективу  являются:14

- повышение эффективности и  результативности бюджетных расходов  на основе совершенствования форм и процедур их финансирования;

- создание условий для полного  и устойчивого выполнения программ  и обязательств государства, концентрации  финансовых ресурсов для достижения  поставленных целей и решения  задач социально-экономического развития при одновременном сокращении расходов на неэффективные мероприятия;

- совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса;

- повышение эффективности использования  бюджетных средств;

- переход к среднесрочному бюджетному планированию;

- упорядочение государственной  поддержки реального сектора  экономики за счет сокращения  субсидий и льгот, ликвидации  перекрестного субсидирования в  сфере жилищно-коммунальных услуг  на основе пересмотра тарифов  и рационализации ценообразования и т.д.;

- обеспечение сбалансированности  бюджетов всех уровней и сокращение  их дефицита.

На современном этапе развития экономики финансовая политика РФ направлена на борьбу с инфляцией, обеспечение роста производства, расширение приватизации для создания реальной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, сокращение государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения.

В решении поставленных задач велика роль государственного бюджета в качестве основного инструмента государственною регулирования.

 

3 Принципы  построения государственного бюджета.  Консолидированный бюджет РФ

Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.

Результативность управленческой деятельности на предприятии – единственный показатель, имеющий само по себе очень маленькое значение, и к тому же, ещё и отрицательную динамику, которая является стабильной (снижение показателя постоянно, без периодов роста). Эта отрицательная динамика является позитивным явлением, поскольку рост дохода идёт более высокими темпами, чем рост численности аппарата управления.

Информация о работе Концептуальные основы проблемы бюджетного дефицита и практика бюджетного регулирования