Курс лекций по дисциплине "Финансы организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:19, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Финансы организации".

Файлы: 1 файл

Курс лекций - Финансы организаций.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

На практике предпочтительна простая письменная форма оформления коммерческого кредита, которая не требует подписания единого документа.

При начислении процентов по коммерческому кредиту также применимо общее правило п. 1 ст. 809 ГК РФ, возлагающее на должника обязанность уплачивать проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ за весь период пользования чужими денежными средствами или вещами вплоть до фактического платежа соответствующих денежных сумм в качестве платы за коммерческий кредит.

За просрочку, независимо от выплаченных процентов с момента просрочки исполнения денежного обязательства, к должнику применяется ответственность.

Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки:

  • сопряжено с кредитными и валютными рисками;
  • связывает оборотные средства и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора.

Преимущества коммерческих кредитов - их доступность. Кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать финансирование, оно уже имеет место.

При коммерческом кредите возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит - наиболее гибкая форма финансирования: не нужно предоставлять обеспечение, приспосабливаться к точной схеме процесса платежа.

Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор. Кроме того, предусматривается возможность включения в себестоимость выпускаемой предприятием продукции процентов по данному кредиту. Допускается коммерческое кредитование и в иностранной валюте.

Коммерческий кредит предполагает существование доверительных отношений между контрагентами. Отсюда другое его название — фирменный кредит.

Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского: составом участников, объектом ссуд, величиной процента и сферой функционирования.

При коммерческом кредитовании в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо с реализацией товаров и услуг.

Объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу обращения. Ссудный капитал здесь сливается с промышленным.

Объект банковского кредита - денежный капитал.

Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени.

При юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например через фиксированный процент от базовой суммы.

Главная цель коммерческого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли.

Отсрочка платежа за проданные товары, работы, услуги возможна и с помощью факторинга.

Факторинг - это финансирование под уступку денежного требования. То есть предприятие отдает свое денежное требование банку, а взамен получает деньги, причем сразу, а не через некоторый срок.

В свою очередь, покупатель (дебитор) в оговоренное время вернет свой долг не предприятию, а банку. По сути, предприятие получает кредит, который можно не возвращать.

Если покупатель окажется недобросовестным или неплатежеспособным, то у банка останется право требовать долг непосредственно с предприятия. Но это форс-мажор. Факторинг является одной из наиболее высокотехнологичных услуг для современного бизнеса.

В обмен на уступку денежного требования (дебиторской задолженности) предприятие получает не только деньги, но и целый комплекс услуг:

  • управление рисками, которые неизбежно возникают при товарном кредитовании;
  • учет состояния дебиторской задолженности, сервис в плане организации работы предприятия с покупателями;
  • контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами, а также ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и в целом содействуют повышению надежности продаж и развитию торгового бизнеса компании.

Схема факторингового обслуживания такова: на начальном этапе банк анализирует бизнес предприятия, убеждается в его устойчивости и финансовом здоровье. Поскольку договор факторинга заключается на неопределенно длительный срок, в отличие от кредита здесь отсутствует понятие окончания договора в заранее установленный срок.

Далее совместно с предприятием определяется круг его клиентов (покупателей), по поставкам которых будет осуществляться факторинговое обслуживание. Обе стороны - и банк, и предприятие - одинаково заинтересованы в том, чтобы это были надежные и проверенные покупатели.

Определяются лимиты на этих покупателей, т.е. пределы, до которых банк будет осуществлять финансирование поставок каждому из них.

Причем и круг клиентов, и лимиты не являются раз и навсегда установленными. Сама логика факторинга требует постоянного пересмотра этих параметров в зависимости от предпочтений и торговой политики предприятия, роста объемов продаж и количества покупателей. В этом вопросе предприятие является ведущим, а банк - ведомым, подстраивающимся под бизнес своего клиента.

После заключения договора факторинга предприятие осуществляет поставку, передает в банк документы (счет-фактуру или накладную). Банк в тот же день переводит предприятию деньги (до 90% от суммы поставки) и ждет оплаты от дебитора.

Получив деньги (все 100%), банк производит окончательный расчет: удерживает причитающуюся ему комиссию (от 0,3 до 1,2% от суммы уступленных требований, причем чем больше дебиторов и объем переданных в банк требований, тем меньше комиссия) и возвращает остаток предприятию.

Преимущества факторинга:

  1. факторинг - это тот же кредит, но его не нужно возвращать, не надо закладывать под него имущество, он не имеет срока окончания;
  2. если кредит (его размер и сам факт получения) зависит от прошлой деятельности (имущества предприятия, объемов производства и реализации), то финансирование при факторинге - от будущего, от того, сколько предприятие будет продавать через месяц, год, 5 лет. Объем факторингового обслуживания будет расти с ростом продаж, с расширением числа покупателей. По сути факторинг - это финансирование роста предприятия;
  3. факторинг улучшает баланс предприятия, поскольку деньги берутся не в долг, а уступается банку право требования к дебиторам. В балансе не увеличиваются заемные средства, а наоборот, уменьшается дебиторская задолженность;
  4. обычно налоги приходится платить по факту отгрузки, а не оплаты, т.е. кроме покупателей кредитовать еще и государство. Факторинг снимает этот вопрос, так как деньги предприятие получает именно по факту отгрузки;
  5. банк берет на себя значительную часть работы с должниками, часто он делает это лучше, чем сами предприятия. В результате повышается платежная дисциплина.

Таким образом, факторинг является мощным фактором оперативного пополнения оборотных средств предприятий в условиях ограниченных возможностей получения кредита. Даже очень крупные компании используют схему факторинга для финансирования своего роста, облегчения работы с дебиторской задолженностью и страхования финансовых рисков.

За последние 10 лет оборот факторинга в мире вырос в 7 раз: с 90 до 630 млрд долл. в год. Оборот российского факторингового рынка по состоянию на начало 2006 г. составлял 700 млн долл. в год, потенциал специалисты оценивают в 40-50 млрд долл. При нынешних темпах развития Россия может догнать западный рынок за 4-5 лет. Факторинг - это самый быстрорастущий сектор мировой финансовой индустрии.

 

Тема 5. Основные средства организаций (предприятий)

Экономическое содержание основного капитала, его состав и структура

Осуществление коммерческой деятельности связано с использованием различных средств производства и предметов труда, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств труда, которые многократно участвуют в процессе производственно-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.

Основные средства – это денежные средства, авансированные  материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств и предметов труда, действующие в течении длительного времени (не менее года) в натуральной форме независимо от стоимости.

Кроме основных средств в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.

Итак, основной капитал – это та часть капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов.

Главными отличительными особенностями основных средств являются: во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринимательской деятельности; во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обращения) частями в виде амортизационных отчислений. Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, а именно:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

(ПБУ06/01).

К основным средствам относятся:

  1. Здания
  2. Сооружения
  3. Рабочие и силовые машины и оборудование
  4. Измерительные приборы и устройства
  5. Вычислительная техника
  6. Инструмент
  7. Транспортные средства
  8. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности
  9. Также ряд специфических отраслевых групп: рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются:

1. Земельные участки и  объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)

2. Капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Представленный выше состав основных средств с выделением доли каждого вида в процентах к их общей сумме называется видовой структурой.

Все основные средства принято делить на производственные и непроизводственные. В зависимости от участия в производственном процессе последние используются для обеспечения социальных нужд работников предприятия (поликлиника, зубной кабинет, столовая и т.д.), т.е. не принимают участия в производственном процессе.

Производственные основные средства прямо или опосредованно принимают участие в производстве: здания, сооружения, рабочие машины и оборудование. Они, в свою очередь, на некоторых предприятиях могут подразделяться на производственные основные средства основного вида деятельности, деятельности, связанной с производством продукции, работ, услуг (иногда их называют промышленно-производственными) и производственные фонды обслуживающих хозяйств и производств. Кроме того, промышленно-производственные средства могут быть выделены по отдельным производствам и подразделениям.  Такая структура называется технологической.

Основные средства организации

1. Основные средства производственного  назначения

в том числе

1.1. Промышленно-производственные  основные средства

в том числе

основное производство

1

2

вспомогательное производство

1

2

3

управление

1

10

1.2.Основные средства обслуживающих  хозяйств и производств

1

2

3


 

2. Основные средств непроизводственного  назначения


По роли в производственном процессе основные средства делятся на: активные средства включают машины и оборудование, производственный транспорт, инструменты и производственный инвентарь, т.е. непосредственно средства труда, которые участвуют в создании продукции, сырья и материалов. Пассивные средства непосредственно не участвуют в создании продукции, работ, услуг, но создают условия для производства: здания, сооружения и т.д. Надо отметить, что в ряде отраслей такое разделение вообще достаточно условно.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Финансы организации"