Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:19, курс лекций
Работа содержит лекции по дисциплине "Финансы организации".
На практике предпочтительна простая письменная форма оформления коммерческого кредита, которая не требует подписания единого документа.
При начислении процентов по коммерческому кредиту также применимо общее правило п. 1 ст. 809 ГК РФ, возлагающее на должника обязанность уплачивать проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ за весь период пользования чужими денежными средствами или вещами вплоть до фактического платежа соответствующих денежных сумм в качестве платы за коммерческий кредит.
За просрочку, независимо от выплаченных процентов с момента просрочки исполнения денежного обязательства, к должнику применяется ответственность.
Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки:
Преимущества коммерческих кредитов - их доступность. Кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет необходимости формально организовывать финансирование, оно уже имеет место.
При коммерческом кредите возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит - наиболее гибкая форма финансирования: не нужно предоставлять обеспечение, приспосабливаться к точной схеме процесса платежа.
Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем банкир или иной кредитор. Кроме того, предусматривается возможность включения в себестоимость выпускаемой предприятием продукции процентов по данному кредиту. Допускается коммерческое кредитование и в иностранной валюте.
Коммерческий кредит предполагает существование доверительных отношений между контрагентами. Отсюда другое его название — фирменный кредит.
Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского: составом участников, объектом ссуд, величиной процента и сферой функционирования.
При коммерческом кредитовании в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо с реализацией товаров и услуг.
Объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу обращения. Ссудный капитал здесь сливается с промышленным.
Объект банковского кредита - денежный капитал.
Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени.
При юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например через фиксированный процент от базовой суммы.
Главная цель коммерческого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли.
Отсрочка платежа за проданные товары, работы, услуги возможна и с помощью факторинга.
Факторинг - это финансирование под уступку денежного требования. То есть предприятие отдает свое денежное требование банку, а взамен получает деньги, причем сразу, а не через некоторый срок.
В свою очередь, покупатель (дебитор) в оговоренное время вернет свой долг не предприятию, а банку. По сути, предприятие получает кредит, который можно не возвращать.
Если покупатель окажется недобросовестным или неплатежеспособным, то у банка останется право требовать долг непосредственно с предприятия. Но это форс-мажор. Факторинг является одной из наиболее высокотехнологичных услуг для современного бизнеса.
В обмен на уступку денежного требования (дебиторской задолженности) предприятие получает не только деньги, но и целый комплекс услуг:
Схема факторингового обслуживания такова: на начальном этапе банк анализирует бизнес предприятия, убеждается в его устойчивости и финансовом здоровье. Поскольку договор факторинга заключается на неопределенно длительный срок, в отличие от кредита здесь отсутствует понятие окончания договора в заранее установленный срок.
Далее совместно с предприятием определяется круг его клиентов (покупателей), по поставкам которых будет осуществляться факторинговое обслуживание. Обе стороны - и банк, и предприятие - одинаково заинтересованы в том, чтобы это были надежные и проверенные покупатели.
Определяются лимиты на этих покупателей, т.е. пределы, до которых банк будет осуществлять финансирование поставок каждому из них.
Причем и круг клиентов, и лимиты не являются раз и навсегда установленными. Сама логика факторинга требует постоянного пересмотра этих параметров в зависимости от предпочтений и торговой политики предприятия, роста объемов продаж и количества покупателей. В этом вопросе предприятие является ведущим, а банк - ведомым, подстраивающимся под бизнес своего клиента.
После заключения договора факторинга предприятие осуществляет поставку, передает в банк документы (счет-фактуру или накладную). Банк в тот же день переводит предприятию деньги (до 90% от суммы поставки) и ждет оплаты от дебитора.
Получив деньги (все 100%), банк производит окончательный расчет: удерживает причитающуюся ему комиссию (от 0,3 до 1,2% от суммы уступленных требований, причем чем больше дебиторов и объем переданных в банк требований, тем меньше комиссия) и возвращает остаток предприятию.
Преимущества факторинга:
Таким образом, факторинг является мощным фактором оперативного пополнения оборотных средств предприятий в условиях ограниченных возможностей получения кредита. Даже очень крупные компании используют схему факторинга для финансирования своего роста, облегчения работы с дебиторской задолженностью и страхования финансовых рисков.
За последние 10 лет оборот факторинга в мире вырос в 7 раз: с 90 до 630 млрд долл. в год. Оборот российского факторингового рынка по состоянию на начало 2006 г. составлял 700 млн долл. в год, потенциал специалисты оценивают в 40-50 млрд долл. При нынешних темпах развития Россия может догнать западный рынок за 4-5 лет. Факторинг - это самый быстрорастущий сектор мировой финансовой индустрии.
Тема 5. Основные средства организаций (предприятий)
Экономическое содержание основного капитала, его состав и структура
Осуществление коммерческой деятельности связано с использованием различных средств производства и предметов труда, необходимых для производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совокупность материальных активов в форме средств труда, которые многократно участвуют в процессе производственно-коммерческой деятельности, образует основные фонды (в стоимостном выражении - основные средства) организации.
Основные средства – это денежные средства, авансированные материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств и предметов труда, действующие в течении длительного времени (не менее года) в натуральной форме независимо от стоимости.
Кроме основных средств в состав основного капитала включается стоимость т.н. нематериальных активов, т.е. активов, не имеющих вещественной формы. К этой группе активов относятся исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации и организационные расходы, учитываемые как часть вкладов в уставный капитал в момент ее образования.
Итак, основной капитал – это та часть капитала, который инвестирован во все виды внеоборотных активов.
Главными отличительными особенностями основных средств являются: во-первых, функционирование в качестве средств труда, многократное использование в процессе предпринимательской деятельности; во-вторых, перенесение их стоимости на изготовленную продукцию (в торговле - на издержки обращения) частями в виде амортизационных отчислений. Следует отметить, что определение основных средств сегодня нормативно не определено, а лишь отмечены обязательные признаки основных средств, а именно:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
(ПБУ06/01).
К основным средствам относятся:
В составе основных средств учитываются:
1. Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)
2. Капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.
Представленный выше состав основных средств с выделением доли каждого вида в процентах к их общей сумме называется видовой структурой.
Все основные средства принято делить на производственные и непроизводственные. В зависимости от участия в производственном процессе последние используются для обеспечения социальных нужд работников предприятия (поликлиника, зубной кабинет, столовая и т.д.), т.е. не принимают участия в производственном процессе.
Производственные основные средства прямо или опосредованно принимают участие в производстве: здания, сооружения, рабочие машины и оборудование. Они, в свою очередь, на некоторых предприятиях могут подразделяться на производственные основные средства основного вида деятельности, деятельности, связанной с производством продукции, работ, услуг (иногда их называют промышленно-производственными) и производственные фонды обслуживающих хозяйств и производств. Кроме того, промышленно-производственные средства могут быть выделены по отдельным производствам и подразделениям. Такая структура называется технологической.
Основные средства организации
1. Основные средства в том числе 1.1. Промышленно-производственные основные средства в том числе основное производство 1 2 вспомогательное производство 1 2 3 |
управление 1 … 10 1.2.Основные средства 1 2 3
2. Основные средств |
По роли в производственном процессе основные средства делятся на: активные средства включают машины и оборудование, производственный транспорт, инструменты и производственный инвентарь, т.е. непосредственно средства труда, которые участвуют в создании продукции, сырья и материалов. Пассивные средства непосредственно не участвуют в создании продукции, работ, услуг, но создают условия для производства: здания, сооружения и т.д. Надо отметить, что в ряде отраслей такое разделение вообще достаточно условно.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Финансы организации"