Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:11, курс лекций
Сущность финансов предприятия
Функции и принципы организации финансов предприятия
3. Финансовый механизм предприятия
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
5. Основные показатели современного бизнеса
Организация финансов предприятия 5
1. Сущность финансов предприятия 5
2. Функции и принципы организации финансов предприятия 7
3. Финансовый механизм предприятия 9
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий 11
5. Основные показатели современного бизнеса 14
Организационно-правовые формы предприятий 18
1. Хозяйственные товарищества и общества 18
2. Производственные кооперативы и унитарные предприятия 21
Финансирование деятельности предприятия 23
1. Способы финансирования деятельности предприятия 23
2. Управление собственным капиталом 26
3. Управление заёмным капиталом 29
4. Краткосрочные источники финансирования 30
5. Формирование оптимальной структуры капитала. Финансовый рычаг 32
Выручка, доходы и расходы организации 36
1. Доходы и расходы организации: понятие, сущность, виды 36
2. Выручка от реализации продукции и её планирование 40
Прибыль предприятия 44
1. Сущность и виды прибыли 44
2. Управление прибылью и рентабельностью 46
3. Резервы увеличения прибыли предприятия, планирование прибыли 49
Управление затратами. Себестоимость продукции 51
1. Операционный анализ. Расчет порога рентабельности 51
2. Разработка ассортиментной политики предприятия 56
3. Калькулирование себестоимости продукции 58
Управление оборотными средствами предприятия 61
1. Оборотный капитал и его структура 61
2. Финансовый цикл предприятия и расчёт потребности в оборотных средствах 63
3. Управление производственными запасами 64
4. Нормирование оборотного капитала 66
5. Управление дебиторской задолженностью 68
Основные средства предприятия 73
1. Экономическое содержание и классификация основных средств 73
2. Оценка основных средств. Определение эффективности использования основных средств 75
3. Амортизация и её роль в воспроизводственном процессе 78
4. Источники финансирования основного капитала 79
Оценка финансового состояния организации 82
1. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям 83
2. Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям 84
3. Анализ ликвидности баланса 85
4. Анализ коэффициентов платёжеспособности 87
5. Рыночные мультипликаторы оценки коммерческих организаций 89
Финансовое планирование на предприятии 90
1. Система финансового планирования 91
2. Составление основного бюджета предприятия 94
3. Оперативное финансовое планирование 100
4. Сбалансированная система показателей 105
Литература 110
Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), привёденное определение представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль называют бухгалтерской.
Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами.
Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе чётко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведётся обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идёт о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).
Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке, так называемых реализованных и нереализованных доходов. Возможна ситуация, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.
Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны», не спешит признавать нереализованный доход.
Бухгалтерский подход доминирует на практике. Вместе с тем оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка её практического исчисления.
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов её формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Одно из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой как раз и удается обособить те или иные показатели прибыли.
Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.
В деятельности предприятия, как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп:
а) собственник предприятия;
б) его работники, представленные управленческим персоналом;
в) государство, представленное налоговыми органами;
г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).
Первая группа объединяет лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы предприятию с целью его создания и продолжающих держать их вложенными в его активах, будучи удовлетворенными генерируемыми им результатами.
Во вторую группу входят специалисты, выступающие агентами собственников предприятия и обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей.
В третью группу входят налоговые органы, представляющие интересы государства.
Четвертая труппа наиболее многочисленна. В неё входят все физические и юридические лица, имеющие определенный интерес к деятельности предприятия и вместе с тем не имеющие доступа к её внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.
Полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в последовательности:
а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы);
б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы);
в) выплата налогов и обязательных платежей;
г) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами.
Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.
В частности, физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов; с позиции интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов предприятия; для собственников основной показатель – чистая прибыль.
Наиболее полные сведения о прибыли и её компонентах приведены в отчете о прибылях и убытках.
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи – повышение доходов – должны проводиться:
планирование, оценка и анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;
ритмичности производства и продаж;
достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности;
эффективности ценовой политики;
влияния различных факторов (фондовооружённость, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж;
сезонности производства и продаж, критического объема производства по видам продукции и подразделениям и т. п.
Результаты планово-аналитических расчётов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы. Роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю над соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль исполнения плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно изыскиваются возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде последовательных процедур:
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под её распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той её части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей её использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет частой прибыли, оставшейся после расчета с учредителями и акционерами.
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает:
1. расходы на развитие производства,
2. на социальные нужды трудового коллектива,
3. на материальное поощрение работников;
4. благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, расходы по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, расходы, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются расходы на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.
К расходам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных, производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов.
Нераспределенная прибыль в широком смысле – как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.