Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:11, курс лекций
Сущность финансов предприятия
Функции и принципы организации финансов предприятия
3. Финансовый механизм предприятия
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
5. Основные показатели современного бизнеса
Организация финансов предприятия 5
1. Сущность финансов предприятия 5
2. Функции и принципы организации финансов предприятия 7
3. Финансовый механизм предприятия 9
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий 11
5. Основные показатели современного бизнеса 14
Организационно-правовые формы предприятий 18
1. Хозяйственные товарищества и общества 18
2. Производственные кооперативы и унитарные предприятия 21
Финансирование деятельности предприятия 23
1. Способы финансирования деятельности предприятия 23
2. Управление собственным капиталом 26
3. Управление заёмным капиталом 29
4. Краткосрочные источники финансирования 30
5. Формирование оптимальной структуры капитала. Финансовый рычаг 32
Выручка, доходы и расходы организации 36
1. Доходы и расходы организации: понятие, сущность, виды 36
2. Выручка от реализации продукции и её планирование 40
Прибыль предприятия 44
1. Сущность и виды прибыли 44
2. Управление прибылью и рентабельностью 46
3. Резервы увеличения прибыли предприятия, планирование прибыли 49
Управление затратами. Себестоимость продукции 51
1. Операционный анализ. Расчет порога рентабельности 51
2. Разработка ассортиментной политики предприятия 56
3. Калькулирование себестоимости продукции 58
Управление оборотными средствами предприятия 61
1. Оборотный капитал и его структура 61
2. Финансовый цикл предприятия и расчёт потребности в оборотных средствах 63
3. Управление производственными запасами 64
4. Нормирование оборотного капитала 66
5. Управление дебиторской задолженностью 68
Основные средства предприятия 73
1. Экономическое содержание и классификация основных средств 73
2. Оценка основных средств. Определение эффективности использования основных средств 75
3. Амортизация и её роль в воспроизводственном процессе 78
4. Источники финансирования основного капитала 79
Оценка финансового состояния организации 82
1. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям 83
2. Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям 84
3. Анализ ликвидности баланса 85
4. Анализ коэффициентов платёжеспособности 87
5. Рыночные мультипликаторы оценки коммерческих организаций 89
Финансовое планирование на предприятии 90
1. Система финансового планирования 91
2. Составление основного бюджета предприятия 94
3. Оперативное финансовое планирование 100
4. Сбалансированная система показателей 105
Литература 110
Задача максимизации массы прибыли сводится к определению такой комбинации затрат, при которой получается наивысшая прибыль.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО И ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГОВ И ОЦЕНКА СОВОКУПНОГО РИСКА
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цены сырья и энергии, другие факторы, а также само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия - все это генерирует предпринимательский риск, т.е. риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише;
неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при колебаниях рентабельности активов), неуверенность владельцев акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, а также само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.
Операционный рычаг воздействует на EBIT, а финансовый рычаг – на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и повышают силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, несмотря на обещания высоких дивидендов, может упасть курсовая стоимость акций предприятия. В такой ситуации первая задача – снизить силу воздействия финансового рычага ради снижения предпринимательского риска.
Итак, чем выше сила воздействия операционного рычага, т.е. чем больше постоянные затраты, тем более чувствителен EBIT к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям EBIT.
Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят к все более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта (СЭ) операционного и финансового рычагов. При этом сила воздействия финансового рычага вычисляется на основе второй концепции:
СЭ = СОР × ЭФР (29)
Формула указывает на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечает на вопрос, как изменится чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.
Замечание: сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, т.к. предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, тиражируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину EBIT и чистой прибыли.
Таким образом, задача снижения совокупного риска сводится к выбору одного из вариантов:
1. Высокий уровень эффекта ФР в сочетании со слабым воздействием операционного рычага.
2. Низкий уровень эффекта ФР в сочетании с сильным воздействием ОР.
3. Умеренные уровни обоих рычагов – наиболее труднодостижимый вариант.
В общем случае критерием выбора варианта служит максимум курсовой стоимости акции при достаточной безопасности инвесторов. Оптимальная структура капитала – это всегда результат компромисса между риском и доходностью. И, если равновесие достигнуто, оно должно принести и желаемую максимизацию курсовой стоимости акций.
Формула сопряженного эффекта используется в выработке дивидендной политики предприятия.
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (услугу). При этом непосредственно относят прямые затраты (амортизация оборудования, на котором производится данный продукт, зарплата рабочих, мастеров и пр. расходы по содержанию производственных помещений и т.п.). Косвенные затраты относят пропорционально доли продукта в суммарной выручке предприятия.
Основным принципом углубленного операционного анализа является сопоставление прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление т.н. промежуточной маржи – результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.
Промежуточная маржа занимает серединное место между валовой маржей и прибылью. Желательно, чтобы она покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржей: анализ получается более реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.
Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный продукт должен оставаться в ассортименте. При этом продукты, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются наиболее предпочтительными. При этом необходимо выполнить расчет порога безубыточности (ПБ) – такой выручки от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения – продукт необходимо снимать с производства.
ПБ, физ.ед. = прямые постоянные затраты/ МД на ед. продукта (30)
ПБ, руб. = прямые постоянные затраты/ КМД (31)
Расчет порогов безубыточности и рентабельности служит важным инструментом в оценке жизненного цикла продукта.
1 2 3 4 Время
Рисунок 3 – Определение пороговых значений рентабельности и безубыточности
1 – выход на рынок;
2 – рост;
3 – зрелость;
4 – упадок, товар необходимо изымать из ассортимента.
З – точка покрытия переменных затрат;
ПБ1, ПБ2 – первый и второй пороги безубыточности;
ПР1, ПР2 - первый и второй пороги рентабельности.
Прохождение первого порога безубыточности нужно планировать примерно на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует совмещения с коммерческими, техническими, кадровыми и другими аспектами политики предприятия, а также учета общего стратегического направления развития. Продукт в фазе упадка должен быть снят с производства, как только промежуточная маржа становится отрицательной.
Углубленный операционный анализ предполагает также расчет силы операционного рычага по различным факторам: изменения цены, объема реализации, постоянных затрат. Общий вид уравнения для силы операционного рычага по анализируемому фактору имеет вид:
(32)
где СОРФ – сила операционного рычага по данному фактору;
Ф – значение фактора;
П – величина прибыли.
С целью анализа чувствительности прибыли к изменению одного из факторов используется универсальная формула:
. (33)
Знак «–» используется для анализа чувствительности прибыли к изменению такого фактора, при увеличении которого прибыль уменьшается и наоборот.
В целом, операционный анализ обоснованность принятия управленческих решений.
◙ Себестоимость продукции (выполнения работ, оказания услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.
Существует несколько видов себестоимости:
В зависимости от оперативного формирования себестоимости:
фактическая себестоимость;
плановая себестоимость.
В зависимости от полноты включенных в себестоимость расходов:
цеховая себестоимость – затраты на производство в пределах цеха;
производственная себестоимость – затраты на производство продукции;
полная себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции.
В зависимости от количества произведенной продукции:
себестоимость единицы продукции;
себестоимость всего объема выпущенной продукции.
В зависимости от степени готовности продукции:
себестоимость валовой продукции – затраты на производство продукции текущего или планируемого периода, т.е. без затрат, списанных на непроизводственные счета и затрат, относимых на резервы предстоящих расходов;
себестоимость товарной продукции – это себестоимость валовой продукции, скорректированная на изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов;
себестоимость реализованной продукции – себестоимость товарной продукции, увеличенная на внепроизводственные расходы.
Определение затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции, называется калькулирование себестоимости, а документ, в котором они отражаются, – калькуляцией.
Исходя из критерия полноты включения затрат, можно выделить две основные модели калькулирования себестоимости продукции:
1. Модель полного распределения затрат (традиционна для российских предприятий) – формирование полной фактической себестоимости продукции на основании разделения затрат на прямые и косвенные. При этом прямые затраты непосредственно относят на себестоимость, а косвенные – распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе. При этом в качестве базы для распределения косвенных затрат могут быть использованы:
прямые затраты;
материальные затраты;
заработная плата основных производственных рабочих;
время работы основных производственных рабочих;
объём произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;
производственная себестоимость продукции и др.
При выборе базы распределения косвенных затрат необходимо осознавать последствия, поскольку в зависимости от выбираемой базы меняется себестоимость продукции, а, следовательно, и рентабельность.
При калькулировании полной себестоимости используются следующие методы:
Метод прямого счета предполагает определение себестоимости единицы продукции путем деления общей суммы затрат на количество выработанной продукции. Применяется на предприятиях, производящих однородную продукцию (добыча руды, угля, калийных солей и т.п.).
Расчетно-аналитический метод – прямые затраты на единицу продукции определяются на основе норм расхода, а косвенные затраты – пропорционально признаку, установленному в отраслевых методических рекомендациях.
Нормативный метод – отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам, обособленно ведут учет отклонений фактических затрат от текущих норм, которые включаются в себестоимость. Применяется на предприятиях с массовым и крупносерийным характером производства (машиностроение и металлообработка, швейная, мебельная, шинная и другие отрасли промышленности).
2. Модель частичного распределения затрат (калькуляция покрытия, директ-костинг).
Дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей.
Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат, тогда как постоянные затраты списываются с полученной прибыли Модель частичного распределения затрат имеет ряд преимуществ:
а) позволяет получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема;
б) позволяет проводить эффективную ценовую политику;
в) дает возможность выявить более рентабельные изделия и внести изменения в ассортиментную политику предприятия;
г) позволяет провести анализ безубыточности.
Однако система частичного распределения затрат не лишена и некоторых недостатков, среди которых:
а) ведение учета затрат только по производственной себестоимости, что не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости;
б) отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции.