Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:11, курс лекций
Сущность финансов предприятия
Функции и принципы организации финансов предприятия
3. Финансовый механизм предприятия
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий
5. Основные показатели современного бизнеса
Организация финансов предприятия 5
1. Сущность финансов предприятия 5
2. Функции и принципы организации финансов предприятия 7
3. Финансовый механизм предприятия 9
4. Формы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий 11
5. Основные показатели современного бизнеса 14
Организационно-правовые формы предприятий 18
1. Хозяйственные товарищества и общества 18
2. Производственные кооперативы и унитарные предприятия 21
Финансирование деятельности предприятия 23
1. Способы финансирования деятельности предприятия 23
2. Управление собственным капиталом 26
3. Управление заёмным капиталом 29
4. Краткосрочные источники финансирования 30
5. Формирование оптимальной структуры капитала. Финансовый рычаг 32
Выручка, доходы и расходы организации 36
1. Доходы и расходы организации: понятие, сущность, виды 36
2. Выручка от реализации продукции и её планирование 40
Прибыль предприятия 44
1. Сущность и виды прибыли 44
2. Управление прибылью и рентабельностью 46
3. Резервы увеличения прибыли предприятия, планирование прибыли 49
Управление затратами. Себестоимость продукции 51
1. Операционный анализ. Расчет порога рентабельности 51
2. Разработка ассортиментной политики предприятия 56
3. Калькулирование себестоимости продукции 58
Управление оборотными средствами предприятия 61
1. Оборотный капитал и его структура 61
2. Финансовый цикл предприятия и расчёт потребности в оборотных средствах 63
3. Управление производственными запасами 64
4. Нормирование оборотного капитала 66
5. Управление дебиторской задолженностью 68
Основные средства предприятия 73
1. Экономическое содержание и классификация основных средств 73
2. Оценка основных средств. Определение эффективности использования основных средств 75
3. Амортизация и её роль в воспроизводственном процессе 78
4. Источники финансирования основного капитала 79
Оценка финансового состояния организации 82
1. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям 83
2. Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям 84
3. Анализ ликвидности баланса 85
4. Анализ коэффициентов платёжеспособности 87
5. Рыночные мультипликаторы оценки коммерческих организаций 89
Финансовое планирование на предприятии 90
1. Система финансового планирования 91
2. Составление основного бюджета предприятия 94
3. Оперативное финансовое планирование 100
4. Сбалансированная система показателей 105
Литература 110
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Поскольку в настоящее время планирование прибыли зависит от расчета авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
Метод прямого счёта
В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
П = Ц – С, (18)
где П – прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
П = В – С, (19)
где П – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
В – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
Пр = Пн + Птп – Пк , (20)
где Пр – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
Пн – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
Птп– прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
Пк – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
Аналитический метод
Расчет прибыли ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Р):
Р = (П / С) × 100%, (21)
где П – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще неизвестен);
С – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.
В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
1. Операционный анализ. Расчет порога рентабельности
2. Разработка ассортиментной политики предприятия
3. Калькулирование себестоимости продукции
В процессе управления затратами применяются два подхода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:
Суммарные затраты предприятия делятся на постоянные, переменные, смешанные, в составе которых для целей анализа также выделяют постоянную и переменную части. Такое деление помогает решить обозначенные задачи путем сокращения тех или иных расходов, а также позволяет судить об окупаемости затрат и даёт представление о финансовой «прочности» предприятия, то есть такая классификация необходима для операционного анализа.
Операционный анализ отслеживает зависимость результатов бизнеса от издержек и объемов производства/сбыта.
Его ключевыми элементами являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
◙ Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Следовательно, решая задачу максимизации темпов прироста прибыли можно варьировать и переменными и постоянными затратами и в зависимости от этого вычислять, на сколько изменится прибыль.
В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага (СОР) применяют отношение т.н. маржинального дохода (МД) – результата от реализации после возмещения переменных затрат – к прибыли.
СОР = МД / прибыль. (22)
Если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (EBIT) при данном процентном изменении физического объема продаж, то:
СОР = МД : МД / Q : Q (23) или
СОР = EBIT: EBIT / Q : Q, (24)
где Q – объем реализации.
Замечания:
формулы позволяют определить, насколько чувствительны маржинальный доход или EBIT к изменениям физического объема сбыта продукции;
сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации;
сила воздействия операционного рычага зависит от среднеотраслевого уровня фондоёмкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты.
Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает все больший процент снижения прибыли. При возрастании выручки сила воздействия операционного рычага снижается: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли. Эти обстоятельства используются для:
оптимизации объема производства;
планирования платежей по налогу на прибыль, в частности авансовых;
выработки коммерческой политики предприятия: при пессимистическом прогнозе динамики выручки нельзя чрезмерно увеличивать постоянные затраты, но если прогноз благоприятный, на них можно не экономить.
Высокий удельный вес постоянных затрат в общей сумме свидетельствует об ослаблении финансовой гибкости предприятия и сложностях в случае диверсификации. Кроме того, повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, а снижение деловой активности выливается в потери прибыли.
Таким образом, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.
◙ Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Маржинального дохода хватает только на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
, (25)
где kМД – коэффициент маржинального дохода, то есть доля валовой маржи в выручке от реализации.
Графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.
Рисунок 2 – Определение порога рентабельности
где Д.Е. – денежные единицы;
Q – объём производства/сбыта;
ВРПР – пороговая выручка от реализации;
QПР – пороговый объём производства.
Замечания:
1. определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, получаем пороговое значение объема производства.
Q ПР = ВРПР / Ц (26)
2. пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара, соответственно наращивается масса прибыли.
П' = Q после порога рент.* МД/ Q (27)
3. сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, т.к. удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается – и так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат.
◙ Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия, как разницу между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.
ЗФП = ВР – ВРПР = 1 / СОР. (28)
Вывод: если у предприятия запас прочности более 10%, благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме, высокий уровень экономической рентабельности активов, «нормальные» значения дифференциала и финансового рычага, то такое предприятие привлекательно для инвесторов, кредиторов, страховых компаний и т.п.