Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:33, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...
ТЕМА 5. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПЕДПРИЯТИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕМА 7. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 8. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Файлы: 1 файл

Finansi_organizatsiyABiK12.06.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Текущий план является более детальным  описанием части стратегического  плана в пределах обозримого временного интервала (как правило, года). В литературе по отношению к нему встречается  также определение среднесрочный. Для текущего плана характерно представление информации с разбивкой по кварталам или месяцам.

Оперативный план – это план реализации текущего плана в конкретные короткие периоды времени. Примерами таких  планов можно назвать план закупок  товаров, план продаж и план движения денежных средств на месяц, декаду, неделю. Если текущий план разрабатывается помесячно и содержит достаточно точные и подробные сведения, то применение оперативного плана сужается. А при отсутствии в оперативном плане ежедекадной или еженедельной информации даже специалисты плановых служб перестают отличать его от текущего. На практике текущий и оперативный план выполняются обычно в формате бюджета, т.е. в основном в форме таблиц, включающих стоимостные показатели. И в этом может состоять одно из его отличий от стратегического плана.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирования занимает свое место  в постоянном цикличном процессе управления, который включает следующие  этапы: определение целей – разработка планов – реализация планов в хозяйственной деятельности – контроль и анализ выполнения плановых показателей – проверка и корректировка целей, прогнозов и планов.

Наиболее действенный инструментарий для достижения целей деятельности фирмы предоставляет бюджетирование. Однако неверно утверждение, что это разновидность оперативного или тем более финансового планирования. Во-первых, составление бюджетов – это лишь обязательная часть бюджетирования, но не его полное содержание. Во-вторых, бюджеты могут быть не только финансовыми, но и операционными, т.е. описывающими отдельные операции: закупки, продажи, организацию торгового обслуживания и затраты на него и т.д. Бюджетирование – система управления, включающая планирование, организацию управленческого учета, текущего контроля и анализа денежных средств, финансовых результатов и капитала, это симбиоз текущего и оперативного планирования, а также регулирования деятельности фирмы.

Начальным этапом формирования бюджета является установление прогнозных объемов продаж и цен на товары. Эти показатели должны быть определены из предварительных маркетинговых исследований или из раздела Маркетинг в составе бизнес-плана. Таким образом, бизнес-план и бюджет могут формировать единый контур планирования.

Остановимся на планово-отчетных документах финансового раздела бизнес-плана или бюджета с позиции их содержания и применения.

План прибылей и убытков (финансовых результатов) должен использоваться в следующих целях.

1. Определение размеров  отчетной прибыли и предвидение  сумм платежей по налогу на  прибыль.

2. Определение размера прибыли, подлежащей распределению внутри организации, как официального источника развития.

3. Определение пороговых  значений финансовых результатов,  позволяющих предвидеть операционный  и финансовый риск в деятельности  организации, гибко реагировать на изменения на рынке, принимать обоснованные решения по привлечению заемных ресурсов.

План денежных потоков (Бюджет движения денежных средств) предназначен для:

  • определения платежеспособности организации в ближайшие декады, месяцы,  кварталы (критерий платежеспособности - положительные величины накопленных денежных средств);
  • определения потребности в источниках финансирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе (в периоды с отрицательными величинами накопленных денежных потоков должно быть предусмотрено привлечение дополнительных источников финансирования);
  • оценки эффективности комплекса мероприятий, осуществляемых организацией, в том числе и инвестиционных – для бизнес-плана (денежные потоки используются для расчета показателей чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности).

Плановый баланс (баланс активов и пассивов) предназначен для прогнозирования перспектив формальной устойчивости финансового состояния. Под формальной оценкой финансового состояния мы понимаем выводы, построенные на расчетах широко известных финансовых показателей (финансовой устойчивости, ликвидности, оборачиваемости, относительной прибыльности). Баланс также служит цели проверки точности взаимной увязки всех показателей, что особенно важно для общего бюджета.

Кроме этих трех основных форм нередко в бизнес-планах и общих бюджетах разрабатываются планы (бюджеты) налогов и инвестиционные планы (бюджеты). Все определяется масштабами этих областей планирования.

 

    1. Методы финансового планирования

Известны следующие  методы определения показателей, используемые в финансовых планах.

1. Эвристический метод, основанный на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов (экспертный методу). Показатель получается как средневзвешенная величина всех имеющихся оценок с учетом их повторяемости и использования поправочных коэффициентов. Наиболее общая формула:

N= å Аi * di

где Аi - одна из оценок экспертов

      di - показатель повторяемости данной оценки среди всех оценок.

Частным случаем упрощенной экспертной оценки является расчет средней по следующей формуле:

N = (O + 4*M + P) / 6

где O, M, P – оптимистическая, средняя и пессимистическая оценки экспертов;

4 – принятый коэффициент  весомости наиболее вероятной  оценки.

Этот метод применяется  в тех случаях, когда определяется показатель, аналогов которого ранее не было (например, натуральный объем продаж по абсолютно новому виду услуг). Эвристическим методом можно определить изменение тенденции уже известного показателя под влияние внешних факторов. В этом случае он используется совместно с расчетно-аналитическим методом.

2. Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутого уровня финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий год.  Иное название – трендовый метод. Показатели получаются путем умножения показателя текущего периода на темп роста, полученный из ретроспективного анализа.

N = Nтек * t

где Nтек и Nпред – величины показателя в предыдущем и текущем периоде;

t – средний темп роста, полученный либо по данным статистики либо экспертным путем;

t = Nтек / Nпред   или  

t2/1 – tn/(n-1) – цепные темпы роста за ряд периодов.

3. Нормативный метод состоит в определении объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода в натуральном выражении или стоимостных и процентных нормативов на базовый экономический показатель (например, натуральный выпуск или реализация услуг, продукции). При планировании могут использоваться как установленные государством нормы и нормативы (например, ставки налогов), так и собственные нормы и нормативы предприятия. К последним можно отнести:

  • нормы расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии;
  • нормативы плановой потребности в оборотных средствах;
  • нормативы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предприятия;
  • нормы запасов материалов, запасов готовой продукции и товаров на складе;
  • нормы заделов незавершенного производства;
  • нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление, в резервные фонды;
  • норматив отчислений в ремонтный фонд.

Эти нормы и нормативы могут быть получены на основе опыта работы предприятия или аналогичных предприятий отрасли.

4. Балансовый метод, сущностью которого является увязка объемов затрат и источников их осуществления, запасов ТМЦ и их потребности с целью выявления достаточности финансовых или натуральных ресурсов.

Потребность в заемных  средствах = Планируемый размер имущества  – Величина собственного капитала

В переводной литературе такая разновидность балансового  метода планирования получила характерное  название –  «метод пробки».

Другой широко применяемой  балансовой моделью является зависимость:

Дополнительная потребность  в ресурсах

=

Планируемый объем ресурсов

Реальное (или планируемое  на определенный момент) их наличие


Планируемое наличие  ресурсов на конкретную дату может определяться расчетно-аналитическим или нормативным методами.

5. Метод моделирования финансовых показателей основан на факторном анализе связей между основными показателями финансового плана. Факторные модели могут базироваться на функциональной или корреляционной зависимости. Функциональная зависимость предполагает обязательное изменение результата при изменении фактора в соответствии с четко известным уравнением. Корреляционная зависимость между показателями – это вероятностная зависимость, которую можно выявить методами математической статистики только по материалам большой статистической выборки. Причем возможно, что для одного предприятия эта зависимость существует, а для другого нет. Изменяя показатель-фактор, можно определить плановое значение результирующего показателя в соответствии с известной или выведенной по данным статистики формулой.

N = X0 + åji*Xi

где  Х0 - постоянная составляющая;

       Xi и ji - значение i - го фактора и коэффициент, определяющий его влияние на результат.

6. Метод оптимизации предполагает выбор наилучшего варианта решения путем многовариантных расчетов.

 

В практике упрощенных плановых расчетов применяется также коэффициентный метод, который предполагает определение конкретного показателя путем умножения базового показателя на коэффициент, отражающий соотношение между ними. Этот коэффициент рассчитывается на основании ретроспективных данных предприятия или его аналога (например, переменные затраты в процентах к объему  продаж). В зависимости от принципов установления коэффициента этот метод может быть отнесен к разновидности 2, 3 и 5-го методов.

Следует отметить, что  в практике планирования все выше отмеченные методы используются и должны использоваться совместно с учетом того, на каких участках планирования они позволяют получить наиболее точные результаты.

 

 

8.3. Основные финансовые показатели предприятия и их увязка в ходе бюджетного планирования

Бюджетное планирование начинается с  операционных бюджетов. Операционные бюджеты характеризуют планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации.

Бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж. Выходные данные этого бюджета включают количество и цены по конкретному виду продукции, ассортимент продаж.

Бюджет производства. Цель данного  блока – рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Во многих случаях объем производства ограничивается имеющимися производственными мощностями. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график. Выходными данными этого бюджета являются физический объем и структура выпуска продукции, объем производственных затрат и себестоимости производства продукции по видам. Вспомогательную роль для формирования этого бюджета выполняют бюджеты прямых затрат сырья и материалов, прямых затрат труда, общепроизводственных расходов.

Бюджет прямых затрат сырья и  материалов. На основах данных об объемах  производства, нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются объемы материальных затрат на производство продукции, потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются в натуральном и стоимостном выражении. В случае большой номенклатуры сырья может быть составлен отдельный бюджет закупок сырья и материалов.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока – рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства, нормы затрат труда и ставки оплаты.

Информация о работе Лекции по "Финансам"