Лекции по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли

Файлы: 1 файл

История финансов России_лекции.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Отчет об исполнении росписи в 1812г. показал, что даже грозные события 1812г. не научили правящую бюрократию управлению финансами. Дополнительно во время войны было выпущено ассигнаций на сумму 64,5 млн. руб.

Кроме общей росписи для министра финансов на 1812г., была составлена отдельная роспись для комиссии погашения долгов, а ее доходы были отделены от доходов государственного казначейства. Таких доходов было исчислено до 72,4 млн. руб.; для их пополнения были сделаны надбавки в податях и различных пошлинах, введены новые пошлины и т.д. Комиссия погашения государственных долгов действовала независимо и отдельно от Министерства финансов, однако она не смогла выполнить своего назначения, и государственный долг в 1812г. не только не уменьшился, но даже увеличился. Не принес существенной пользы государственному хозяйству и ряд других мер, принятых в начале 1812г. — продление срока действия положения о внешней торговле 1811г. на 1812г., повышение некоторых ввозных пошлин и т.д.

Удаление Сперанского  отдел, последовавшее 17 марта 1812г., явилось несомненным ударом для государственных финансов. Составленный им «План финансов» был оставлен без дальнейшего исполнения, а Гурьев получил свободу действий. Он, считавший идеи реформы Сперанского отчасти истинными и неоспоримыми, отчасти — неудобоисполнимыми и произвольными, уже 20 марта подал Александру I записку. В этой записке Гурьев отмечал, что со стороны правительства было большой ошибкой торжественное признание своих долгов в Манифесте 2 февраля 1810г. и причисление к ним ассигнаций, настаивая, что они не имеют ни одного из свойств действительного долга. Со своей стороны он предлагал объявить ассигнации знаками государственной монеты.

Первым ударом для  плана Сперанского был указ 3 апреля 1812г. «О соединении Государственного совета департаментов законов и государственной экономии и о правах оных во время Высочайшего отсутствия из столицы». После этого указа председатель департамента государственной экономии Н.С. Мордвинов, выступавший сторонником реформ Сперанского, вышел в отставку, что было серьезной потерей для государственных финансов, зато освобождало Гурьева от знающего и авторитетного противника. Кроме того, по указу от 3 апреля должны были быть пересмотрены все финансовые меры, принятые после 1810г. Уже 9 апреля появляется указ, который возвращает ассигнациям значение счетной денежной единицы, сохраняя, однако, и прежнюю монетную единицу, определенную Манифестом от 20 июня 1810г. Для платежей в казну указ от 9 апреля устанавливал временный обязательный курс ассигнаций, только в некоторых случаях предоставив плательщикам свободу выбора при взносе казенных сборов между серебром и ассигнациями. Относительно частных сделок указ предоставлял договаривающимся сторонам больший простор. В результате появились два самостоятельных вида денег — металлические и бумажные, отношение ценности которых устанавливалось не законом, а соглашением частных лиц, и при этом чуть не для каждой сделки отдельно; отчего в последующем последовали страшные колебания в курсе ассигнаций.

Одно из основных положений  «Плана финансов» Сперанского —  сокращение количества бумажных денег  — было полностью уничтожено. Попытки, предпринимаемые Гурьевым по стабилизации курса ассигнационного рубля за счет их изъятия из обращения (300 млн. руб.), не увенчались успехом. Курс ассигнаций вырос незначительно, торговые обороты были ничтожны и продолжали падать, промышленность не развивалась, деньги из ценного металла уплывали за границу, а бюджетный дефицит не уменьшался. За рубль серебром давали 4 рубля ассигнациями.

За первые 11 лет царствования Александра 1 финансовое хозяйство  так и не вышло из состояния  постоянной неустойчивости, не изменились ни система налогов (косвенные по-прежнему преобладали над прямыми), ни система эксплуатации государственных имуществ, ни характер расходной и приходной сметы, ни способы покрытия дефицитов. Все это привело к тому, что Россия встретила войну 1812г. неподготовленной в финансовом отношении и только новые хозяйственные ресурсы, открывшиеся благодаря начавшемуся переходу к капиталистическому хозяйству, помогли стране справиться с затруднениями войны.

 

 

Тема 5. Деятельность Канкрина Е.Ф. на посту министра финансов России

 

5.1 Биография и основные направления деятельности Е.Ф. Канкрина на министерском посту

5.2 Денежная реформа 1839-1843 гг.

5.3. Результаты деятельности Е.Ф. Канкрина

 

5.1 Биография и основные направления деятельности Е.Ф. Канкрина на министерском посту

 

Егор Францевич Канкрин родился 16 ноября 1774г. в гессенском городе Ганау в семье ученого-минералога и инженера. Занимался в университетах Гессена и Марбурга. В 1797г. приехал в Россию, где его отец заведовал соляными заводами Старой Руссы. В 1800г. назначен помощником отца; в 1803-м — инспектором немецких колоний Петербургской губернии. По рекомендации немецких генералов при Александре 1 Пфуля и Вольцогена Канкрин в 1811г. был назначен помощником генерал-провиантмейстера, в 1812-м — генерал-интендантом I армии; в 1813-м — генерал-интендатом действующей армии. Финансовый талант Канкрина полностью раскрылся во время Отечественной войны. Одна из причин славных побед русской армии в том, что она ни в чем не нуждалась. Но главная заслуга Канкрина в том, что война обошлась России в относительно малую сумму — 157,5 млн. руб., несмотря на то что большая часть похода проходила за границей. Из ассигнованных на войну сумм Канкрин сэкономил 26 млн. руб., чем крайне удивил императора. Но еще больше Канкрин удивил союзников, отказавшись платить по предъявленным счетам, признав законными только шестую часть из них. В 1813г. способности Канкрина вести финансовые дела заметил Сперанский, полагавший, что во всем государстве нет человека, «способнее Канкрина быть министром финансов». Но потребовалось еще долгих 10 лет, прежде чем он займет эту должность, исполнять которую будет до конца жизни.

По окончании войны  Канкрин вернулся к научным занятиям. В 1820г. он назначен членом военного совета, затем Государственного совета, с 1824г. — почетный член Петербургской академии наук, в 1829-м ему было пожаловано графское достоинство. 22 апреля 1823г. Канкрин призван на пост министра финансов, на коем состоял до 1 мая 1844г. В 1838г. он читал лекции по финансовой науке Александру II. Перед тем как оставить министерство, Канкрин представил государю «Обзор примечательнейших действий по финансовой части в течение 20 последних лет».

Практическая деятельность Канкрина как министра финансов была чрезвычайно разносторонней. В первый год руководства министерством он добился устранения бюджетного дефицита, не увеличивая налогов и ничего не ломая, так как давно уже выработал для себя простые правила.

«1. Не переменять, елико  можно, форму коренных государственных установлений, ибо недостатки существующего известны, нового — сокрыты.

  1. Но исправлять существующее, привязывать поправления к прежним наименованиям, чтобы не вдруг переменять цвет вещей и не истреблять ничего исторического.
  2. Правила эти ныне особенно нужны. Дух переменчивости обладает народами. При сем расположении умов правительства имеют 
    обязанность озаботиться о всех возможных улучшениях и о положении начал будущего усовершенствования дел государственных. Но 
    всячески должно стараться, чтоб без совершенной необходимости 
    не переменять старую форму управления».

Другими словами, эти  правила Канкрина можно выразить так: пока можно жить с достаточным удобством в старом здании, не следует его ломать. Следует лишь своевременно приступать к его починке, приготавливаясь тщательно к построению нового.

Став министром финансов, Канкрин прежде всего стал сокращать  расходы. За первые 12 лет военные расходы были снижены на 20%: со 187 млн. до 151 млн. руб., но боеспособность армии не пострадала, и она с успехом в эти годы выдержала три войны. Чтобы избежать финансовых затруднений в случае возникновения военных действий, Канкрин сразу приступил к созданию военного фонда, собрав уже к 1825г. 120 млн. руб.

Со всей тщательностью  он анализирует статьи государственного бюджета, в том числе и по своему министерству. Многие запросы им безжалостно  выбрасываются, а высокие ходатаи  слышат твердое «нет». По прошествии многих лет государь жаловался на Канкрина новому министру финансов Броку: «Очень рад, Брок, что я не встречаю в тебе того всегдашнего противоречия, к которому меня приучил Канкрин.

Он, бывало, придет ко мне  в туфлях, станет у камина греть  себе спину, и, что бы я ни говорил, у него всегда один ответ: «Нельзя, Ваше Величество, никак нельзя». В 1830г. началась революция во Франции. Николай I сразу собрался ее усмирять, и только Канкрин отговорил его от новой войны: «Нельзя, Ваше Величество, никак нельзя». Раздражали государя и настойчивые требования графа прекратить военные действия на Кавказе.

Трудно было сокращать  расходы и, казалось бы, проще добиться увеличения доходов — введи новые  налоги и получай результат. Но Канкрин  был твердо уверен, что государственных доходов приемлемо добиваться лишь за счет роста благосостояния страны. Основным условием хорошего финансового управления Канкрин считал содействие увеличению национального богатства. «Богатый народ дает больше доходов», — говорил он.

Принимаясь за выправление  финансов, Канкрин рассчитывал и  на увеличение запаса золота, которого до 1823г. в России добывалось менее 70 пудов. Предпринятые им меры позволили к 1845г. выйти на рубеж 1000 пудов. Оказалось, что и добытое золото использовалось до Канкрина нерационально. Так, получающиеся при разделке полосового золота на монеты обрезки не записывались в отчетные книги. Собрав эти обрезки, Канкрин приказал отчеканить из них полуимпериалы, которых получилось 15 тыс. штук.

Для монет сделали из ольхового дерева огромное яйцо. С этим подарком и явился Канкрин на Пасху к государю. «Что это?» — удивился монарх. «Позвольте, Ваше Величество, прежде похристосоваться». Они расцеловались. «А теперь — красное яичко от ваших богатств, прошу дотронуться до пружинки». Яйцо раскрылось, и еще более удивленный государь увидел вместо желтка золотые монеты. Узнав же, что они из сэкономленного металла, государь половину их предложил Канкрину. «Нет, — твердо отвечал министр, — это золото только Ваше».

В таможенной политике Канкрин был сторонником не охранительных, но протекционистских и фискальных пошлин. В частности, тариф 1826г. привел к росту русского сахарного производства.

Пятнадцатилетняя работа Канкрина приносит плоды: приходят в  порядок финансы, становится устойчивым кредит, развивается промышленность, фиксируется и не растет курс ассигнаций. Только после этого и на основе этого Канкрин приступает к денежной реформе, осуществить которую его вынуждали много ранее.

 

5.2 Денежная реформа 1839-1843 гг.

 

Ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, ввиду их чрезмерных выпусков и отсутствия разменности в отдельные годы падали в цене до 20% номинальной стоимости и вносили чрезвычайную путаницу в денежное обращение. Денежная реформа 1839— 1843гг. была призвана устранить эти недостатки. Она осуществлялась по инициативе не столько даже Канкрина, сколько императора Николая I.

Проведение этой реформы было подготовлено предыдущим развитием товарно-денежных отношений в стране. Канкрин начал свою реформу с того, что накопил достаточное количество золота и серебра для возобновления размена. Тариф 1822г. изменил торговый баланс в сторону его активизации и увеличения притока драгоценных металлов в Россию из других стран. С 1803г. в России была введена свободная чеканка монеты (можно было отдать свое золото на чеканку монеты и оплатить определенной его частью). К концу 1830-х гг. были созданы необходимые условия для проведения реформы, которая осуществлялась в три этапа.

Первый этап денежной реформы 1839—1843гг. начался с издания 1 июля 1839г. Манифеста «Об устройстве денежной системы». Согласно нему, с 1 января 1840г. в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа стал серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они принимались к обмену по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями — 1 руб. серебром, в то время как на рынке курс составлял 4:1). Тем самым окончательно была оставлена мысль восстановления ценности ассигнаций и проведен принцип их девальвации. Поступления в казну и выдача денег из нее исчислялись в серебряных рублях. Сами платежи могли совершаться как серебром, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казенных учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой. Касса начала выполнять операции с января 1840г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839г. по 18 июня 1841г. в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843г.

Вторым этапом денежной реформы  стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с Манифестом «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром» от 1 июля 1841г. Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. В качестве экстренной меры 26 февраля 1841г. было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Манифест 1 июля 1841г. разрешал сохранным казнам и Государственному заемному банку выпустить кредитные билеты достоинством 50 руб. под залог имений на сумму 30 млн. руб. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Информация о работе Лекции по "Истории финансов"