Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций
ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
Для поддержания курса был запрещен вывоз золота за границу, ограничена (25 тыс. руб.) его выдача в одни руки в обмен на кредитные билеты. Подобными мерами курс кредитного рубля был поднят, но попытка Брока восстановить свободный размен кончилась неудачей, а спустя несколько месяцев снова пришлось прибегнуть к ограничительным мерам. Накопившиеся за годы войны вклады в кредитных учреждениях побудили Министерство финансов понизить проценты по ним с 4 до 3, с целью заставить свободные капиталы обратиться к производственному назначению, в том числе и на железнодорожное строительство. Но начался такой отлив вкладов, что во избежание банкротства кредитных учреждений пришлось ассигновать из государственного казначейства 77 млн. руб., а также сделать внешний заем в 12 млн. фунтов стерлингов, консолидировать часть вкладов и приостановить учреждение новых акционерных компаний.
После Крымской войны финансовое положение России оказалось бедственным. В 1858г. министром финансов был назначен A.M. Княжевич. Он сразу заговорил о бережливости, но это оказалось тщетно, смету одного только военного ведомства увеличили на 16 млн. руб.
В очередной раз пришлось обратиться к займам и усилению налогов. Выросли цены на гербовую бумагу, повышен акциз на табак, увеличены подушная и оброчная подати. Большую часть налогов, как и прежде, платили крестьяне. Накануне реформы 1861г. низшие податные слои покрывали 175 млн. руб. из общей суммы прямых налогов в 191 млн. руб. В 1860г. был выпущен 4,5%-ный заем, но реализовали его только в 1863г. Старые кредитные учреждения набрали вкладов на сумму в 1,3 млрд. руб., но неудачно их разместили: 500 млн. руб. — на казенные надобности, свыше 400 млн. руб. — в долгосрочные ссуды помещикам. К тому же по правительственным долгам банка был снижен процент. Уменьшение доходов банков повлекло за собой и понижение процентов, выплачиваемых по вкладам (с 4 по 3%). Востребование вкладов пытались задержать их консолидированием. Выпустили 4%-ные облигации с предложением обращать в них вклады, позднее эти облигации заменили 5%-ными билетами. Вместе с тем вытесненным деньгам некуда было деваться. Они ринулись в разные сомнительные предприятия, следствием чего было разорение массы людей.
В результате всех этих перипетий
назрела необходимость
С деятельностью Княжевича связывают и ошибки в таможенной политике. Им были отменены давние запреты по провозу в Россию чугуна и железа. Разрешение их свободных поставок для железных дорог, железнодорожных, механических заводов и судостроения сделали собственную металлургию делом излишним.
Значительной была роль Министерства финансов в проводимой правительством крестьянской реформе. Оно занималось организацией выкупной операции, так как земля передавалась крестьянам не даром, а за выкуп. Поскольку погасить весь выкуп (342 руб.) самостоятельно крестьяне не могли, то правительство пошло на следующий шаг. За полученный надел крестьяне выплачивали непосредственно помещику 20% суммы выкупа. Остальные 80% помещикам возмещало государство ценными бумагами под 5%-ный годовой доход, а крестьяне обязывались вернуть их государству в течение 49 лет. Процесс выкупа земель принес государству немалый доход, так как оно при расчетах с помещиками удержало с них все накопившиеся долги по заложенным в казне имениям на сумму около 400 млн. руб., в то время как общий размер выкупной суммы составил 867 млн. руб.
К заслугам Княжевича относится поднятый им вопрос о гласности государственной росписи. В результате этого в 1862г. состоялось повеление о публикации бюджета. Во время руководства Княжевича была проведена винная реформа, в ходе которой откупа были заменены акцизами. В 1860г. винные откупщики заплатили в казну 128 млн. руб., а их собственные доходы от продажи вина были в несколько раз больше.
Эпоха Александра II дала России легендарного государственного деятеля — В.А. Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, тот предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи независимости финансового контроля. Далеко не все из предложенного им было реализовано на практике. Лишь к концу XIX в. в России сложилась эффективная система контроля, в основу которой легли идеи реформатора. Началом этих преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введение единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.
6.2. Деятельность М.Х. Рейтерна на министерском посту
Михаил Христофорович Рейтерн родился 12 сентября 1820г. в семье боевого генерала. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в Александровском лицее, который окончил в 1839г. с серебряной медалью. 20 января 1840г. поступил в министерство финансов в особую канцелярию по кредитной части. В 1843г. перешел в департамент Министерства юстиции, а в 1854г. назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного морского штаба. С 1855 по 1858г. находился за границей. С 1858г. — управляющий делами Комитета железных дорог. С 1859г. — член Совета Министерства финансов, с января 1860г. — управляющий делами Комитета финансов. В 1862г. стал членом Государственного совета. 23 января 1862г. назначен управляющим Министерством финансов, а с 6 декабря того же года — министром финансов, в качестве которого прослужил до 7 июля 1878г. После восшествия на престол Александр III лично пригласил Рейтерна на должность председателя Комитета министров, которую тот занимал с 1881 по 1886г. В январе 1890г. Рейтерн был произведен в графское достоинство.
Положение отечественных финансов на момент вступления Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Каждый год заканчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцентные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма — гласности, законности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9—15 млн. руб. Начиная с 1868г. наряду с обнародованием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении.
С 1872г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита.
При Рейтерне железнодорожная сеть увеличилась на 20 тыс. верст, что дало большой толчок развитию хлебной торговли и расширению сбыта мануфактурных изделий. А всего с 1861 по 1891г. протяженность железных дорог в России возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).
До Рейтерна частный кредит в России существовал только в виде ростовщического и дисконтного. Благодаря поддержке министра стали создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудосберегательные товарищества, в результате этого в 60-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система.
Однако при этом железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Среди прочих мероприятий крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию национальной нефтяной промышленности, а также отмена в 1863г. всех вывозных пошлин. В результате этого казначейство потеряло 1,2 млн. руб., зато еще больше выиграла отечественная заграничная торговля.
Государственный банк большую часть своих ресурсов в 1860— 1870 гг. вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. руб. Погашение долга, начавшееся в 1881г., закончилось в 1901г.
В конце 1860-х — начале 1870-х гг. в России разгорелась настоящая учредительская горячка. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн. руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн. руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались дутыми и лопнули. Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт — более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли.
В 1864—1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Санкт-Петербурге, Московский купеческий банк (1866), Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк (1867). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны, пять крупнейших банков в 1875—1881 гг. охватывали около половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, которые отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.
С 1867г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. руб.
Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета в 20 млн. руб., Рейтерн после 16 лет работы в должности министра добился превышения доходов государства над расходами на 24 млн. руб., при этом объем бюджета увеличился втрое. Однако не все его мероприятия, направленные на достижение данных целей, можно считать удачными. Так, например, в целях ликвидации бюджетного дефицита он провел несколько неудачных коммерческих сделок, наиболее известной из которых является продажа Аляски США в 1867г. за 7,2 млн. дол., что в переводе на нынешние деньги составляет 8,4 млрд. дол. По подсчетам чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн. дол. Самое парадоксальное, что для того, чтобы «уговорить» американцев купить Аляску, было затрачено 100 тыс. дол. на взятки.
6.3. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований
Накануне Русско-турецкой кампании в 1876г. Рейтерн предоставил царю записку, в которой доказывал, что в случае войны Россия сразу и надолго потеряет все достигнутые ей благодаря 20-летним реформам результаты. Общая сумма чрезвычайных военных расходов в 1876—1878 гг. составила 888 млн. руб., которая покрывалась займами и эмиссией (450 млн. руб.). Как только в июле 1878г. в Берлине был заключен мир, Рейтерн ушел в отставку.
Русско-турецкая война обошлась России в два годовых бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились на 66 млн. руб., расходы министерств — на 85 млн. руб. Чуть сократились, но не исчезли чрезвычайные расходы — в 1879г. они составили 168 млн. руб., в 1880 году — 99 млн. руб. Чтобы сводить концы с концами, Министерство финансов было вынуждено отказаться от созидательной работы и обратиться к обычным мерам: налогам и займам.
Новый министр финансов Самуил Алексеевич Грейг (1878-1880 гг.) достиг большего успеха в займах. Сразу по окончании подписки на второй восточный заем в 300 млн. руб. (первый был в 200 млн. руб.) и выпуск краткосрочных обязательств казначейства на 150 млн. руб. и затем еще на 50 млн. руб. в мае 1879 г. началась подписка на третий восточный заем, опять в 300 млн. руб. Финансисты встретили его с огромным недоверием, но при помощи российских банков Грейгу удалось заем протолкнуть. Такие займы отличались от заключенных Россией ранее тем, что Грейг не прибегал к помощи иностранных банкиров с их обычным вознаграждением в 2—4%, а действовал через отечественные банки с предоставлением им комиссионных в размере 0,5%. И доказал, что русский кредит не обязан раскошеливаться и унижаться перед иностранцами.
К сожалению, Грейг был почти бессилен в отношении расходов министерств, большая часть которых была основана на штатах и положениях. По этому поводу он даже писал, что многие расходы — это обветшалые памятники прежних порядков, а государственное управление — самое дорогое в свете. Между тем увеличение налогов Грейг считал неудобным приемом с нравственной и политической стороны, полагая, что народ готов нести это бремя, но ждет усилий от правительства для сокращений расходов.
Дополнительным сбором были обложены водочные изделия, увеличен акциз с пива и табака. С 5 до 75 коп. была увеличена пошлина на страхование имущества от огня. Увеличился гербовый сбор. Был обложен пошлиной в 40 коп. с пуда хлопок. В начале 1880 г. увеличены пошлины на привозные металлы, металлические изделия и машины и уничтожены все изъятия из металлического тарифа в пользу железных дорог, тормозивших отечественное производство.
Из введенных новых налогов большие споры вызвал налог на пассажирские билеты и перевозки большой скорости по железной дороге. Из серьезных мероприятий в налоговой сфере того времени выделяют предложения по отмене подушной подати. Была даже создана комиссия, но скорое падение Грейга остановило решение этого вопроса до 1882г.