Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций
ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
Однако реформа органов государственного управления не решила проблему дефицита бюджета. Повсеместно были распространены хищения, возросли недоимки. В 1723 г. недоимка таможенных сборов составляла 402 523 руб., канцелярских и оброчных поступлений — 309 322 руб. из 714 756 руб. Пчелиного налога было собрано 15 330 руб. из 35 414руб., с мельниц —33 696 руб. из 71 704 руб., с рыбной ловли— 43 942 руб. из 89 083 руб. С пашенных земель и сенокосов — 7637 руб. из 18 812 руб., с мостов и перевозов — 23 598 руб. из 40 469 руб. Таким образом, недоимки составляли порядка 50—60% ожидаемых поступлений. Недобор преодолевался путем усиления налогового пресса.
Очень дорого обошлось России военное строительство. Для постройки порта в Ревеле были опустошены леса Лифляндии и Эстляндии, но строительство было заброшено, так же как в Таганроге и Азове. В одном Таганроге погибло более 30 тыс. рабочих. Строительство Петербурга обошлось еще дороже. В 1712г. со всех губерний были собраны 40 тыс. работников и 120 тыс. руб. на их содержание, кроме того, 22 тыс. руб. на изготовление кирпича и 30 700 руб. на судостроение. В 1714г. в Петербург были согнаны 34 тыс. работников и собрано по 12 руб. в год на их содержание. Было заброшено строительство новой дороги Петербург — Москва (положили 120 верст и бросили). В Нарве сгнило по тем же причинам колоссальное количество конской сбруи. Были вырублены и брошены леса Воронежской области, а Азовский флот частью сгнил, частью отдан туркам. После смерти Петра осталось 16 тыс. орудий. Это выходит приблизительно по одному орудию на десять человек наличного состава армии — пропорция совершенно неразумная; пушки строили безо всякого расчета. Тысячи «инспецов» получали деньги неоправданно: то сырья не было, то рынка. Огромные деньги ушли на различные субсидии союзникам Петра. В целом все финансовые мероприятия Петра I преследовали исключительно фискальные цели, в их основе не были заложены новые принципы налоговой и бюджетной политики. Поэтому, хотя изменения представлялись значительными, собственно реформами их назвать можно лишь условно. Уравнительность налогообложения не была достигнута, напротив, усилилась его неравномерность. Прямые налоги по-прежнему не платили служилое дворянство и духовенство, наиболее богатые слои общества. Средства казны тратились почти исключительно на военные цели и содержание огромной армии чиновников. Так, почти 41% всех бюджетных расходов приходился на военные нужды, 37,6% — на содержание государственного аппарата и лишь 0,5% расходов направлялось на нужды просвещения, медицины, развитие почты. Значительным достижением можно считать усиление политики протекционизма, способствовавшей развитию отечественного предпринимательства.
3.3 Финансовая политика
России во второй половине XVII
Первым официальным
государственным кредитным
До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуждение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свободных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.
Указ Елизаветы Петровны от 13 мая 1754г. об учреждении Государственного заемного банка положил начало организации Государственного ипотечного кредита для дворянства, а также подтоварного кредита для купечества. Было создано два банка — Дворянский и Купеческий — как государственные кредитные организации для поддержания двух жизненно важных для России сословий. Хотя в указе об основании банков они объединялись общим названием Государственный банк, это были два разных банка даже по подчинению — Купеческий банк подчинялся Коммерц-коллегии, а конторы Дворянского банка — Сенату.
С 1 января 1754г. были отменены внутренние таможенные пошлины, установленные Новоторговым уставом 1667г. До середины XVIII в. н России насчитывалось около 17 видов внутренних пошлин, которые должны были платить купцы при своем перемещении внутри страны. В результате этого казна потеряла статью доходов, для компенсации потери ее сумму перенесли на внешнюю торговлю. С 5 до 13% были повышены внешние пошлины.
В 1756г. граф П.И. Шувалов представил на рассмотрение проекты, посвященные монетным делам. Они касались в основном «облегчения» веса медной монеты и распространения вексельного обращения. Часть предлагаемых им мер легла в основу указа от 6 ноября 1757г. «Меры вексельного производства». Указ предусматривал введение переводной операции между Санкт-Петербургом и 50 наиболее важными городами империи, что должно было облегчить трудоемкую перевозку денег, заменив ее безналичными расчетами. Шувалову нужно было реанимировать вексель, чтобы европейские традиции вексельных сделок распространились в России, в ее внутреннем обороте. При этом Шувалов, скептически относясь к частной инициативе, всецело отдал вексельное обращение в руки государства, которое, как он полагал, должно было «насадить» вексель, с тем, чтобы облегчить денежное обращение и способствовать развитию кредита.
Указом от 21 июля 1758г. переводная операция была окончательно оформлена созданием специализированного банка, подобного жиробанкам в Европе. В Санкт-Петербурге и Москве были созданы «Банковые конторы для обращения внутри России медных денег», известные как Медный банк. В 1763г. Екатерина II приняла решение о его ликвидации как убыточного для казны. Однако к тому времени Медный банк выполнил задачи, определенные ему в свое время: в стране было положено начало вексельному обращению, откупщики, насыщавшие казну деньгами, уже имели средства на развитие предприятий и создание новых заводов и фабрик. В середине XVIII в. ими было создано несколько крупных предприятий в России, а внешнеторговый баланс страны имел неизменное положительное сальдо.
В 1760г. при артиллерийской и инженерной школе в Санкт-Петербурге был учрежден «Банк артиллерийского и инженерного корпусов», или Артиллерийский банк. Школа готовила офицерские кадры для элитных подразделений русской армии — артиллерии. Артиллерийский банк должен был покрыть расходы не только этого заведения, но и часть расходов на обучение русской армии. Кроме того, этот банк рассматривался правительством как кредитное учреждение для покрытия экстренных расходов государственного бюджета, в особенности в военное время. Его капитал был составлен за счет денег, полученных при переплавке старых пушек в монету. Артиллерийский банк просуществовал недолго и был ликвидирован почти одновременно с Медным банком.
Екатерина II прекратила свободный обмен медных денег на серебряные, отменив его указом от 30 апреля 1763г. В отличие от Шувалова, который при весьма трудном положении страны в военное время не прибегал к внешним займам, Екатерина II благодаря успешным внешнеполитическим шагам положила начало российской традиции занимать деньги у европейских банкиров. В 1769г. был осуществлен первый такой заем в Голландии (Амстердаме), что можно считать исторической точкой отсчета в возникновении российского фондового рынка. Любопытна истории погашения этого займа. Когда пришло время его возвращать, Екатерина II заявила, что ввиду отсутствия средств в казне все деньги будут уплачены, но позже, а если кредиторы возмутятся и начнут требовать долг немедленно, то вообще ничего не получат. Кредиторы не решились «артачиться», и действительно позже деньги были выплачены. С тех пор Россия часто прибегала к иностранным заимствованиям, в основном 5%-ным, постепенно увеличивая свой внешний долг.
К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской среды в эпоху правления Екатерины II, относится начало эмиссии ассигнаций (первых российских бумажных денег). Необходимость этого обусловливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, связанными, как и при Петре I, с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег. Эмиссия осуществлялась двумя «Променными банками», куда было положено по 1 млн. руб. монетой. В 1786г. Екатерина II объединила эти два «Променных банка» в единый Ассигнационный банк.
Чтобы обеспечить доверие к бумажным деньгам, в указе об основании банка Екатерина II торжественно заявила, что «по тем государственным ассигнациям всегда исправная и верная последует выдача денег требующим оную из банков». Принципиально новым в деятельности банка стало соединение долгосрочных ссуд с выпуском ассигнаций, которые облегчали денежное обращение. Банк мог принимать вклады и производить учет векселей, но главной его операцией была эмиссионная.
В России начался выпуск ассигнаций номиналом в 25, 50, 75 и 100 руб. Первый выпуск был успешным и превзошел ожидания правительства, скоро потребовались новые выпуски. В результате введения ассигнаций в российской денежной системе сложились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Изначально курс составлял: 1 руб. ассигнациями равнялся 1 руб. серебром. Это равновесие сохранялось еще в течение 17 лет, до того момента, когда бумажная масса не стала превышать монетную. В 1785г. российский бюджет стал дефицитным и продолжал оставаться таковым с небольшими перерывами до 1888г. В конце правления Екатерины II в обороте находилось 150 млн. бумажных денег. В 1787г. размен ассигнаций на серебряную монету был прекращен, т.е. курс начинает формироваться уже в соответствии с рыночными механизмами. В 1796г. 1 руб. ассигнациями имел покупательную способность в 79 коп. серебром. С этого момента в России начинается инфляция, и Ассигнационному банку не удается соответствовать своей главной цели — поддерживать прочность курса ассигнаций.
Используя ассигнации для придания дополнительного импульса хозяйственной жизни и стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся третье сословие — сословие торговцев-промышленников. Манифест о свободе предпринимательства от 17 марта 1775г. закрепил право «всем и каждому... добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иного дозволения» высшей или местной власти, выделив, однако, из этого списка производства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело.
В 1775г. изданы «Учреждения для управления губерний Российской империи». Согласно этому документу, в каждой губернии создавались казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества».
Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796-1801). Правительство продолжало пользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы. Вместо упорядочения финансов правительство прибегало к займам различного типа, преимущественно внутренним, так как заключение внешних займов стало совершенно невозможно. Дело в том, что Голландия, в которой раньше преимущественно заключались российские займы, была занята французскими войсками и денег взаймы дать не могла. Кроме того, русский кредит за границей был сильно подорван тем, что император Павел предложил держателям русских займов обратиться за уплатой процентов к английскому правительству, которое, по расчетам нашего правительства, не доплатило часть субсидии, «выговоренной» за участие в войне с Францией. Александр I сразу по вступлении на престол отменил это распоряжение своего отца, но доверие к русскому кредиту было уже подорвано и восстановить его было нелегко.
В этих условиях Павел I начал постепенную замену коллегий на министерскую систему, которая более жестко подчинялась бы ему через министров, но осуществить эту реформу он не успел. 4 декабря 1796г. была учреждена должность государственного казначея, ставшая первой самостоятельной высшей должностью в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию руководства государственными финансами выполнял генерал-прокурор.
Тема 4. Финансы Российской империи в начале XIX века
4.1 Образование Министерства финансов
4.2 Результаты деятельности первых российских министров
4.3 Реформа финансов М.М. Сперанского
4.4 Причины неудачи реализации реформы
4.1 Образование Министерства финансов
Императору Александру I от его предшественников досталось тяжелое финансовое наследство: общая сумма внутренних и внешних долгов плюс ассигнации равнялась приблизительно 408 млн. руб. — цифра, равная сумме тогдашних государственных доходов за четыре года. Нужны были исключительно благоприятные обстоятельства, а также знающие и честные люди для того, чтобы преодолеть сложившиеся финансовые затруднения.
С этой целью в 1802-1811 гг. была проведена реформа высших органов управления. Первоначально 8 сентября1802 г. были созданы восемь министерств (военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения) взамен старых петровских коллегий, позже их количество увеличилось до 12.
Вступительная часть Манифеста императора Российской империи Александра I «Об учреждении министерств» определяла необходимость проведения реформы государственного аппарата с целью усиления контроля над доходами и расходами государственного бюджета.
Пятый пункт данного
манифеста регламентировал
В ходе реализации данного манифеста вся ответственность за решаемые дела ложилась единолично на министров, что было более удобно для управления. Но вместе с тем усилилась бюрократическая сущность государственного аппарата.
В XVIII в. организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило их развитие. В продолжение реформы органов государственного управления Высочайшим Манифестом от 25 июля 1810г. император Александр I учреждает Главное управление ревизии государственных счетов во главе с Государственным контролером. Первым Государственным контролером в истории России стал барон Балтазар Кампенгаузен. В результате данного преобразования государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. Одной из его обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были своеобразные ростки аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ранее существовавший ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Однако подобная ситуация сохранялась недолго, уже к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение дел.