Лекции по "Истории финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
1.1. Зарождение науки о финансах
1.2. Развитие финансовой науки в XVII–XVIII вв.
1.3. Развитие финансовой науки в XIX–XX вв.
1.4. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли

Файлы: 1 файл

История финансов России_лекции.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Кризис 1873г. и последовавшая за ним депрессия сопровождались крахом ряда банков, в результате чего число акционерных коммерческих банков сократилось в России за 1878-1880 гг. с 39 до 33.

Финансовая политика Грейга нравилась далеко не всем. Его ругали, упрекали в недостаточной решительности. Население было недовольно введенными налогами. Ко всему прочему 1880г. оказался очень тяжелым. Неурожаи в ряде губерний, почти голод. Дошло до того, что начали завозить сало, уже подумывали везти хлеб из Америки. К сентябрю стали обнаруживаться признаки близкого кризиса: падение производства, вексельного курса. Так все сошлось, что дни Грейга-министра оказались сочтены.

Начало финансовых преобразований в России в 1880г. связано с деятельностью Александра Агеевича Абаза, занявшего в этом же году пост министра финансов, взамен ушедшего в отставку Грейга.

Будучи министром финансов, он провел отмену соляного акциза. Им также  была предпринята попытка выкупа лишних кредитных билетов на 400 млн руб., выпущенных в период Русско-турецкой войны. Предполагалось выкупать по 50 млн руб. в течение восьми лет. Но результат оказался неудачным, за пять первых лет реализации программы было выкуплено всего 87 млн. руб.

В 1881г. Абаза вышел в отставку в знак протеста против издания Манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». Отставка Абазы стала значимым событием для российских финансов, на биржах царила паника, деньги и бумаги падали в курсе.

Но и после отставки Абаза остался влиятельнейшим политиком. Без его совета не предпринимались никакие экономические и финансовые действия. В бюджетной работе, таможенной политике он по-прежнему был главным специалистом, поддержкой которого старались заручиться самые значительные сановники. Сам государь прибегал к его услугам и справедливо оценивал заслуги, считая особенно полезной деятельность по рассмотрению и составлению государственной росписи. Вышнеградский, находясь на посту министра финансов, без совета с Абазой не проводил ни одного важного дела. Впрочем, и о предшественнике Вышнеградского — Бунге говорили, что он без Абазы, как «карточный король без туза».

В 1880-х гг. появились  первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков — Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло еще в 1875г. в страховом деле, когда восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

 

6.4. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту

 

Николай Христианович Бунге родился 11 ноября 1823г. в Киеве в семье доктора медицины. Среднее образование получил в первой киевской гимназии, высшее — в Киевском университете, который окончил в 1845г. Изначально являлся представителем науки, с 1850г. читал лекции в Киевском университете, с 1852г. там же занял кафедру политической экономии и статистики, впоследствии — профессор и в течение 20 лет ректор Киевского университета. В дальнейшем выдвинулся на поприще финансового управления и законодательства, был директором Киевского отделения Государственного банка. Преподавал финансы и политическую экономию вначале Александру III (1863-1864), а затем и Николаю II (1886-1889). В 1887-1895 гг. Бунге занимал пост председателя Комитета министров.

Бунге пришлось вступить в управление министерством при  весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881г. реакция  отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года — 1884-й и 1885-й — ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 млн. руб. Сумма государственного долга на 1 января 1881г. достигла свыше 6 млрд. руб., и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ной ренты 1883г., встретившей ввиду чрезвычайно высокого процента недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительным. В 1881г. средняя цена рубля составляла 65,8 коп. золотом, в 1886г. — 58,9. Платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, на заграничных биржах производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер.

В должности министра финансов основной своей задачей  Бунге считал упорядочение совершенно расстроенной Русско-турецкой войной (1877—1878 гг.) денежной системы. С этой целью он проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения. При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету развитых европейских буржуазных государств. В интересах промышленной буржуазии Бунге проводил протекционистскую таможенную политику. Также он явился инициатором ряда реформ в социальной и экономической сферах. Программа Бунге отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа. Она включала разработку фабрично-заводского законодательства, создание рабочих ассоциаций, привлечение трудящихся к участию в прибылях предприятий. В 1882г. издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Политическим идеалом Бунге была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.

На посту министра финансов Бунге продолжил реформирование податной системы в новом для России направлении — облегчение различных платежей с крестьян и повышение старых и введение новых прямых налогов для имущих классов общества. Это нашло отражение в повышении поземельного налога и налога с городских недвижимостей, введении налога с наследства и с денежных капиталов в размере 5% с дохода. Заслуга Бунге заключалась не только в отмене подушной подати (1882), но и в указании пути, которому должно следовать финансовое законодательство, — установление подоходного налога. Изменения, вносимые в систему обложения, особенно введение новых промысловых налогов, потребовали учреждения в 1885г. податной инспекции, которая сразу окупила расходы на свое содержание.

Повышение косвенных налогов на водку, вино, пиво, табак и другие товары широкого потребления было связано в этот период с необходимостью компенсировать отмену подушной подати и понижение выкупных платежей с крестьян. Отказ от этого источника доходов госбюджета расценивался современниками Бунге как проявление геройства с его стороны.

Тем не менее преодолеть бюджетный дефицит Бунге не удалось  в силу последовавших неурожаев (1882, 1884 и 1885 гг.), общего спада производства и неблагоприятного влияния на экономику России депрессии 1880-х гг. на мировом рынке. Однако он сознательно шел на допущение дефицита, ибо верил, что в недалеком будущем изменения, вносимые в систему налогов, должны принести свои плоды, что и случилось уже при следующем министре финансов.

Бунге осуществлял государственное финансирование тяжелой промышленности. Он расширил строительство государственных железных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну. По его инициативе в 1885г. был создан Дворянский земельный банк для льготного кредитования помещиков. Одновременно с этим для поддержания самостоятельных крестьянских хозяйств в 1882г. был основан Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку частных земель под 7,5—8,5% годовых.

При Бунге началась подготовка денежной реформы — с осени 1884г. в Госбанке приступили к накоплению золота и золотых монет из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов, в результате чего был образован запас в 125 млн. руб.

Невыгодные условия  внешних займов, неудачная попытка сокращения количества кредитных билетов, находящихся в обращении, а также продолжающийся дефицит бюджета и обесценивание рубля по отношению к золоту — все это явилось мотивом грубых нападок на Бунге в печати. Его обвиняли в половинчатости предпринимаемых решений, в слабости и нерешительности. Он же, обладая особой деликатностью и сдержанностью, ограничивался спокойными официальными опровержениями — строго по фактам. Однако не мог противостоять оппозиции, образовавшейся в высших кругах власти ввиду недовольства налоговой политикой и нуждающейся в более «покладистом» министре финансов, что явилось причиной его отставки.

Бунге не удалось решить свою главную программную задачу — улучшить финансовое положение  России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание биографам считать, что он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики, и его заслуги как министра финансов были прямым результатом и применением на деле его ранее сложившихся научных воззрений. Некоторые идеи Бунге, связанные с общинным землепользованием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы российским правительством в начале XX в. в связи с назреванием революционных событий.

 

6.5. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского

 

Иван Алексеевич Вышнеградский родился 20 декабря 1831г. в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье священника. По окончании в 1851г. Педагогического института некоторое время занимался преподавательской работой. В 1865-1875 гг. — профессор прикладной математики в Михайловской артиллерийской академии, в 1875—1878 гг. — директор Петербургского технологического института. Одновременно с конца 1860-х и до 1878г. служил инженером-механиком в Главном артиллерийском управлении. В 1886г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, с 1 января 1887г. — управляющий Министерством финансов, а с 1 января 1888г. — министр.

Положение финансов было тогда тяжелым, и нового министра даже называли в шутку «председатель всероссийского конкурсного управления». Со своей ролью министр справился. Его политика не была оригинальной: во многом стала продолжением политики его предшественника — Бунге, но отличалась большей последовательностью и энергичностью. Главной своей целью Вышнеградский ставил борьбу с бюджетным дефицитом. Прежде всего он принялся сокращать расходные статьи бюджета. При этом скупился невероятно, многие действительные нужды страны оставляя без внимания.

Против сверхсметных ассигнований министр боролся решительно, не уступая даже военным ведомствам, В трудных ситуациях обращался к помощи государя, который его поддерживал, иногда и в ущерб собственным планам.

Крупным направлением работы министерства Вышнеградского было сокращение долгового бремени России. Воспользовавшись расположением французского рынка к русским бумагам и избытком денежных средств, министр провел конверсию внешних займов из 5%-ных в 4%-ные.

Прекрасно знающий железнодорожное дело, Вышнеградский не мог не обратить внимание на необходимость упорядочения финансовой неразберихи в этой отрасли. Существующий порядок предполагал выплаты из казны акционерам убыточных железных дорог по гарантиям правительства. Эти выплаты составляли ежегодно более 40 млн. руб. Чтобы сократить их, Вышнеградский принял решительные меры по введению государственного регулирования железнодорожных тарифов, отданных прежде на откуп частным компаниям. В Министерстве финансов создали особый департамент, в ведение которого передали финансовые дела железных дорог.

С введением новых  налогов Вышнеградский не торопился. С ним связывают только акцизы на спички и осветительные масла, результаты этой меры для казны были удачными. Вводить монополию на спирт и табак министр не решился. Ему удалось добиться увеличения доходов от этих товаров простым повышением акцизов, изменением системы сбора налогов были повышены и некоторые прямые налоги.

Важной заботой Вышнеградского было улучшение торгового баланса. Заметными шагами здесь стали увеличение таможенного тарифа (1891) и поощрение продажи хлеба за границу. Одним из основных инициаторов и авторов нового протекционистского таможенного тарифа являлся известный российский химик Д.А. Менделеев.

В результате этих мер  государственные доходы стали быстро расти, даже по тем статьям, которые  не были затронуты переменами. Бюджетный дефицит исчез, а курс рубля укрепился, и Вышнеградский, воспользовавшись этим, все печатал и печатал деньги, доведя объем кредитных билетов к 1893г. до 1296 млн. руб. Бумажные деньги ввиду их устойчивости обменивались на золото, объем которого в эти годы утроился — до 361,5 млн. руб. Вообще государственной биржевой игре министр уделял значительное внимание, справедливо полагая, что с такими ресурсами, как у государства, она всегда будет беспроигрышной.

Ради благополучия финансов Вышнеградский был готов требовать  многого, и русскому народу оставалось только терпеливо переносить действие вырабатываемых им мер. Если появлялись непредвиденные доходы, он радовался безмерно. «Молодцы, донские казаки, — говорил он, рассматривая акцизные поступления по регионам, — здорово в этом году выпили!»

От жалоб дворян на послереформенную неустроенность он отмахивался и помогал им только по принуждению государя: «Если все их просьбы исполнять, мне придется повеситься. Они мне так надоели, что, если будет так продолжаться, я просто закрою Дворянский банк».

Работой введенной до него фабричной инспекции, охранявшей труд малолетних детей, был недоволен. Но здравый смысл подсказывал ему необходимость учета социальных факторов. Экономическое потрясение в неурожайном 1891г. министр не торопился выправлять усилением налогов. Говорил, что это несвоевременно.

В 1892г. был принят первый в истории России закон о государственном контроле, который имел решающее значение для укрепления государственного финансового контроля. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти двух с половиной столетий его развития.

В министерстве у Вышнеградского царила жесткая дисциплина. Он никогда  не хвалил подчиненных — не считал нужным, полагая, что ревностная работа есть их прямая обязанность. Сотрудников выслушивал внимательно, вникая в подробности. Сразу делал необходимые вычисления, поэтому доклады тянулись долго, а чиновники чувствовали себя словно на экзамене. Он мало доверял подчиненным и старался взвалить на себя работу даже начальников отделений. Каждую мелочь старался проверить. Если ночью его вдруг осеняла идея, тут же трубил сбор. Сонных чиновников доставляли к неутомимому начальнику разбирать детали. О необыкновенной работоспособности Вышнеградского впору складывать легенды. Он вставал очень рано и, несмотря на это, нередко засиживался за работой до двух-трех часов ночи. Работал по 16 и более часов в сутки.

Информация о работе Лекции по "Истории финансов"